Содержание
- Что такое комикс
- Из чего состоит комикс
- Виды комикса
- Как придумать сюжет для комикса
- Процесс создания комикса
- Где рисовать комиксы
- Десять идей для первого комикса
- Какие комиксы читать для знакомства с медиумом
Что такое комикс
Комикс (от англ. comic — «смешной») — это форма истории, рассказанной при помощи визуальных образов и текста. Более развернутое определение предложил Скотт Макклауд в легендарной работе «Понимание комикса», назвав комикс «сопоставленными в определенном порядке графическими и прочими изображениями, призванными передать информацию или вызвать у зрителя эстетический отклик». Осознавая грузность такого определения, Макклауд также предложил называть комикс последовательным искусством.
Сюжеты комикса разнообразны: одни посвящены альтернативным вселенным и населяющим их супергероям, вторые — личным событиям или большим историческим пластам, третьи — научным прорывам или даже вопросам философии.
Для комикса равнозначно важны сюжет и иллюстрации с версткой, а над его созданием может работать как один человек, так и целая команда из иллюстратора, дизайнера, писателя и редактора.
Превратите хобби в профессию с доходом от 70 000 ₽ в месяц на уровне Junior. Изучите Photoshop, Illustrator и подготовите портфолио из 5 проектов. Потренируетесь решать брифы от сервиса «Ясно» и комьюнити BBE.
Из чего состоит комикс
Все части комикса обозначаются специальными терминами — рассмотрим их ниже.
- Панель — одна рамка, в которой находится иллюстрация и базовая единица комикса. Ориентация панели может быть вертикальной или горизонтальной.
- Канавка — пространство между панелями. Часто канавку делают стандартного размера для облегчения чтения и восприятия произведения.
- Ряд — панели, расположенные в один ряд.
- Полосной кадр — иллюстрация, занимающая всю страницу.
- Разворот — иллюстрация, занимающая две страницы.
- Пузырь — элемент, в котором содержится прямая речь или мысли персонажа. «Хвост» пузыря указывает на персонажа, произносящего реплику. Чтобы точнее передавать эмоции и ситуации, для каждого случая есть свой пузырь. Шепот выделяется пунктиром, мысли — облачком, а крики — острыми углами.
- Авторский текст — квадратный блок в стороне от панели. В нем может быть описание контекста, места, действия или настроения персонажа.
- Звуковые эффекты — записанный текстом звук и отдельный элемент повествования. Такие эффекты часто располагают вне пузырей и используют разные шрифты.
Виды комикса
Стрип
Стрипом называется небольшой комикс на одну страницу. Такие комиксы на наболевшие темы часто встречаются в соцсетях.
Многостраничный комикс
Издание, которое выходит с определенной периодичностью. В основном это короткие истории, развивающиеся в разных выпусках. Такие серии могут издаваться месяцами или даже годами.
Графический роман
Отличается от стандартного комикса большим объемом и издается один или несколько раз.
Веб-комикс
Комикс, выходящий онлайн. Часто веб-комиксы публикуются самими авторами на личных страницах и могут не иметь печатных версий.
Вебинар «Комикс: управление временем, пространством и настроением»
Рассмотрите, как можно по-разному рассказать историю в контексте комикса, узнаете, где брать вдохновение для новых сюжетов, нарисуете собственный и укрепите портфолио.
Как придумать сюжет для комикса
В разработке комиксов действуют те же правила, что и при создании литературного произведения или сценария фильма. Важно, чтобы читателям было интересно наблюдать за героями, их становлением и развитием. Истории нужен конфликт, герой и арка — изменения, которые происходят с персонажем.
В создании комикса можно опираться на классическую трехчастную структуру сюжетной композиции:
- Акт первый — завязка. Его задача — представить героев, их взаимоотношения, ситуации и мир, в котором они живут.
- Акт второй — конфликт. Здесь появляется конфронтация, которая должна изменить героя. Персонаж чему-то учится, что-то осознает, справляется или не справляется с трудностями. Герой может вступать в конфликт с другими персонажами, с внешним миром или с самим собой. При этом характер героя должен проявляться через его действия, а не через текстовые описания.
- Акт третий — развязка. Кульминация и разрешение конфликта, когда сюжетные линии приходят к логическому завершению.
Процесс создания комикса
Иллюстратор может делать комикс по-разному: выполнять заказ по чужому сценарию, работать с другими комиксистами или создавать комикс самостоятельно. В зависимости от целей и задач этапы работы будут немного различаться.
История
В форме комикса можно подать любую информацию: научные факты и познавательные материалы, роман-эпопею или автобиографию. Подумайте, о чем вы хотите рассказать и почему это важно прочитать другим. На этом этапе планировать все тонкости сюжетных поворотов не стоит. Чтобы нащупать историю, записывайте все, что приходит в голову.
Сценарий
Определившись с историей, можно переходить к проработке сюжета. Выберите формат (одностраничный, веб-комикс, графический роман), подберите темп истории.
Наметьте завязку, конфликт и развязку, а также главных и второстепенных персонажей. Начните со скелета сценария, а потом подробно пропишите диалоги и детали. Не забывайте, что комикс — визуальная история, поэтому действия и эмоции надо передавать картинками и лишь дополнять словами.
Персонажи
Они прорисовываются перед тем, как создается комикс. Важно, чтобы читатель не путался в ваших героях, поэтому сделайте образ каждого узнаваемым — со своими деталями, пластикой движений. То, что герои нарисованы в одном стиле, не значит, что они должны выглядеть одинаково. Передайте черты характера внешностью и языком тела. Так, скромная девушка может сутулиться и скрещивать руки перед собой.
Когда вы придумали образ, нарисуйте персонажа в разных позах и с разными эмоциями. Так вы поймете, насколько узнаваемым он получился, а заодно потренируетесь в отрисовке.
Черновая раскадровка
Здесь вы превращаете слова в рисунки. На этом этапе важно продумать последовательность панелей, позы героев и расположение текста. Ваша задача — сделать историю в картинках понятной и последовательной.
Комикс — не рисование всех действий в подробностях. Показывайте то, что действительно важно для развития сюжета, разбивайте сцену на ключевые действия и оставляйте только важные.
Черновую раскадровку можно сделать в небольшом формате — так проще составить общее впечатление. Можно также сделать ее полноформатной, чтобы понять, как комикс будет выглядеть в финале.
Во время черновой раскадровки часто корректируют сценарий: она позволяет понять, что некоторые моменты смотрятся неубедительно, а каких-то деталей не хватает.
Еще раз зафиксируем последовательность шагов:
- Сделайте эскизы панелей — не бойтесь экспериментов!
- Наполните панели содержанием, добавьте схематично прорисованных персонажей и организуйте пространство внутри панелей.
- Продумайте расположение пузырей.
- Проверьте, что ваш комикс удобно и логично читается.
Чистовая раскадровка
Самый масштабный этап предполагает проработку деталей, колеровку и доведение комикса до финальной версии.
При планировании раскадровки также важно обращать внимание на планы, ведь у каждого из них своя функция.
Общий план знакомит зрителя с контекстом и показывает обстановку. Панорамы, пейзажи, зарисовки улиц и местности, в которой происходит действие, — это все общий план.
Средний план позволяет сделать акцент на определенном фрагменте и ближе познакомить аудиторию с персонажами, показать их основные действия и диалоги.
Крупный план обращает все внимание на одного героя, его эмоции или действие: сжатие рук, падение, звонок телефона. Чередование разных планов позволяет управлять вниманием читателя и придает истории необходимую динамику. Чтобы натренировать глаз, представьте, что вы оператор, снимающий объект с разных ракурсов и расстояний, и используйте этот прием при создании комикса.
Курс «Как нарисовать и издать книгу»
Узнаете, в какую форму облечь сюжет, — научитесь работать с персонажами, макетами и издательствами. Подойдет практикующим иллюстраторам, которые хотят издавать собственные книги или сотрудничать с издательствами.
Где рисовать комиксы
Художники-комиксисты работают по-разному: одни предпочитают традиционные материалы, вторые — графические редакторы, а третьи совмещают оба подхода. Костяк комикса может быть нарисован на бумаге и от руки, а текст и цвет — добавлены в одной из программ.
Если это ваш первый комикс, попробуйте выполнить его в привычной вам технике или с помощью подручных программ.
Курс «Основы Procreate»
Познакомитесь с базовыми навыками работы в программе и нарисуете автопортрет. Доступно по подписке на «Дизайн-библиотеку». После оформления вам откроется 80+ полезных курсов.
Десять идей для первого комикса
- История о моей самой большой детской обиде.
- Как я впервые увидел…
- Как я потерял и искал какую-то важную вещь.
- История моего самого большого провала.
- История, которую я вспоминаю, когда мне грустно.
- Как я случайно сделал то, чего не собирался делать.
- История о самой дорогой ошибке.
- Самая нелепая ситуация, в центре которой я оказался.
- Как я сделал шаг, на который долго не решался.
- Мое самое большое приключение.
За основу истории можно брать биографию другого человека и поднимать важные темы. Студентка годовой программы «Иллюстратор» Оксана Москалева сделала выпускным проектом комикс, посвященный 94-летней японской художнице Яёи Кусаме и всем, кто испытывает ментальные трудности:
«Яёи Кусама очень впечатлила меня тем, что смогла преодолеть ментальные трудности и заниматься искусством вопреки всему. Многие дети и подростки сталкиваются с похожими вызовами, переставая верить в себя и свои способности, поэтому я захотела рассказать историю художницы и показать, что со всем можно справиться. Я очень надеюсь, что мой комикс в этом поможет».
А выпускница Оля Голохвастова выплеснула в итоговый проект всю свою комедийную насмотренность:
«Логлайн комикса — увалень и маменькин сынок Коля пошел за тортом, заблудился и пытается выжить. Ничего личного: я просто взяла сюжет “Робинзона Крузо” и переработала его в комедийном ключе, потому что очень люблю стендап и смеяться. Теперь предвкушаю, как будут смеяться все остальные на зимних каникулах, когда я опубликую полную версию комикса».
Какие комиксы читать для знакомства с медиумом
Своим топом делится иллюстраторка и преподавательница Bang Bang Education София Коловская.
«Маус», Арт Шпигельман
Первый и единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию. В центре сюжета — сам Арт и его отец, выживший в Холокосте. Сцены их бесед перемежаются с воспоминаниями отца. Чтобы передать их ужас, Шпигельман заменяет людей на животных: евреи показаны как мыши, нацисты — как коты, а поляки — как свиньи. Хотя метафора прямая, рыдать над комиксом вы будете точно.
«Персеполис», Маржан Сатрапи
Еще один трогательный автобиографический комикс. На его страницах Сатрапи рассказывает о детстве и юности в Иране времен исламской революции, которая навсегда изменила ее будущее. На основе этого сюжета есть анимация, но я советую именно комикс.
«Здесь», Ричард Макгуайр
Это история одного угла комнаты — комикс показывает события, происходившие здесь в разные периоды. Издание стало эквивалентом научного прорыва в комиксах, у которых есть встроенное свойство соединять пространство и время. В комиксе отсутствует линейное повествование, поэтому вам предстоит прыгать из одного столетия в другое.
«Малыш Немо в Сонной стране», Винзор МакКей
Комикс появился в начале XX века и издавался в газете. МакКей так умело играл с форматом, что его находки вдохновляют до сих пор. В комиксах про маленького Немо показаны его сны: он путешествует на ожившей кровати, знакомится со слоном и погружается в необыкновенные миры. На последней панели Немо просыпается в своей кровати — это повторяется из комикса в комикс.
«Хранители», Алан Мур, Дэйв Гиббонс, Джон Хиггинс
Эта история рушит стереотипы и деконструирует саму идею супергероя, разоблачая современные тревоги и механизмы политики. В «Хранителях» показана альтернативная история: по ее меркам супергерои появились в 1940–1960-х годах и изменили ход вещей.