В середине февраля в BBE закончился онлайн-курс «Вход в цифровое искусство». Два месяца студенты работали с разными диджитал-форматами, а в конце показали свои наработки на онлайн-выставке Demo Version.
Мы поговорили с преподавательницей курса Катей Умновой о том, как было устроено обучение, а также взяли небольшие комментарии у студенток.
Как прошел курс? Что получилось сделать, а что нет? Все ли темы, инструменты и подходы оказались близки студенткам?
Курс прошел хорошо, и я довольна результатами. Для меня важными аспектами программы были художественные и кураторские практики, а результатом — способность студенток воплотить свою концепцию в осознанный жест на коллективной выставке. Самое ценное, что я могла дать группе, — переход от теории к практике, от студенческой роли к художественной. Инструменты и теория сами по себе не делают человека художником, но дают возможность экспериментировать, вдохновляться и размышлять. Они укрепляют смелость и настраивают точность.
Мой энтузиазм в работе с технологиями часто заразителен, но я понимаю, что для такой работы иногда требуется длительное и медленное обучение, которое не всегда возможно в рамках интенсивного курса. Поэтому я всегда стараюсь оставлять студентам спектр того, что еще может быть доступно, и давать навыки, которые можно использовать для дальнейшего исследования интересующей их области.
С каким бэкграундом студентки пришли на курс? Удалось ли понять, как цифровые художественные инструменты могут быть интегрированы в их практику за пределами курса?
Были керамистки, дизайнерки, иллюстраторки. И, так как интерес к продолжению курса остался у многих, я думаю, цифровые практики отозвались. Для художников традиционных медиа такие инструменты могут быть полезны: разные подходы к созданию проектов позволяют насытить выразительный язык и расширить спектр творческих ракурсов.

Обучение — двусторонний процесс. Можно ли сказать, что ты научилась чему-то у своих же студенток? Если да, то чему?
Преподавание — это диалог, через который я познаю мир. Мне интересна встреча новой информации с бэкграундом, который есть у студентов. Когда я читала лекции, идеи преломлялись через индивидуальные ассоциации студенток, становились для меня живее и богаче.
Я особенно люблю начало работы над проектами, этап коллективного брейншторма в Miro. Этот опыт похож на концептуальное искусство в хрупкой форме, где мысли существуют в виде ментальных карт, еще не выбравших конкретные материальные очертания. В этой точке работы доступно множество разных интерпретаций: в ней ценно и куратору наблюдать за студентами, и студентам наблюдать друг за другом.


Как были выбраны формат и среда для финальной выставки? Ты заложила ее в программу заранее, или пришла к ней в процессе? Лично или в ходе обсуждения со студентками?
Все темы, которые мы проходили на курсе, касались контакта человеческого с цифровым. Мне хотелось не только дать новые навыки группе, но и вынести само наше знакомство в осознанный кураторский жест. Взгляд на цифровую среду свежими студенческими глазами отразился в названии — Demo Version. Эта тема была для художниц стартовой точкой в начале курса, а в процессе появления работ она дополнялась смыслами. И так как цифровые медиумы были рамкой, сами исследования и проекты художниц могли распределиться широко. Каждая из студенток в течение курса работала с тем, что ей было интересно: для кого-то это была природа, для кого-то личная рефлексия, а для кого-то антропоморфизация неодушевленного.

И как технически вы создавали виртуальное пространство для выставки?
Мы провели на курсе лайвкодинг-сессию в Unity с Аней Новиковой, чтобы показать студенткам, как в виртуальном пространстве могут формироваться интерактивные художественные высказывания. Дальше мы собрали работы, продумали экспонирование и ландшафт. Аня технически собрала пространство, перенесла модели и механики работ студенток из внешних программ в единую среду.
А открывающее выставку видео — эксперимент Лизы Тукачевой, где она рукой через телефонный переводчик взаимодействует с инструкциями игры Sims. Это видео просилось стать открывающим образом нашей выставки, буквально транслировало контакт живого с цифровым.