Используя алгоритмы машинного обучения, Катя Слободская смоделировала серию фотографий, имитирующих аналоговою пленку, — с изъянами и несовершенствами таких фото, которые обычно объясняются человеческим фактором или техническими сбоями. Эта серия фотографий стала основой выставки False Floor в московской галерее Cube. Мы поговорили с Катей о ее выставке, преподавании и работе в Bang Bang Education.

Катя Слободская

Чем ты занимаешься за пределами BBE?

Я креативный директор BBDO Branding, преподаю в ВВЕ и в Британской высшей школе дизайна. В личной практике я работаю где-то между дизайном, наукой и искусством — занимаюсь исследованиями и спекулятивными арт-проектами, в основном через медиумы фотографии и экспериментальной плакатной графики.

Как ты начала преподавать?

Впервые меня позвали преподавать, когда я училась на первом курсе Британки, то есть пять лет назад. Я тогда подумала, что это сумасшедшая авантюра, потому что сама была в дизайне совсем недавно. Но все равно согласилась и очень быстро поняла, что это то, чему я хочу посвятить жизнь.

А почему? Что ты ценишь в преподавании?

Для меня это крутой креативный обмен, я от него заряжаюсь. Каждый бриф — это дизайн-приключение, где мы вместе со студентами ищем сокровища: интересные идеи и воплощения.

Преподавание — это крутая возможность дать студентам что-то новое, приоткрыть завесу тайны в неизведанный для них мир, помочь узнать о себе самих что-то новое через призму дизайна.

И еще преподавание — мой большой исследовательский проект. Мое поколение выросло с определенным архетипом учителя, строгой иерархией. В какой-то момент мне стало любопытно, реально ли выстроить продуктивный образовательный процесс без вертикальной системы: где все находятся на одной ступени, нет давления, можно спорить, дискутировать и вместе искать решения. Пока мне кажется, что это здорово работает, и я очень горжусь ребятами и тем, что у них получается.

Как тебе пришла идея выставки False Floor?

На последнем курсе Британки я писала диссертацию и в дебрях ресерча вышла на феномен Uncanny Valley. Моя тема не была напрямую связана со «зловещей долиной», но информация о ней засела где-то на подкорке в ожидании подходящего проекта. False Floor стал таким проектом, но с другой стороны.

Прим. ред.: «Зловещей долиной» называют эффект отвращения при виде схожего с человеком объекта (например робота), у которого есть отклонения от привычного нам поведения — неестественные речь, движения, эмоции. Этот зазор между сходствами и нарушениями — источник такого неприятия.

Обратный «зловещей долине» феномен — как раз False Floor. Это идея о том, что искусственная сущность может быть настолько неотличимой от реальной, что вызывает у нас ощущения нормальности и привычности от увиденного.

В проекте False Floor я объединила свой интерес к этой концепции и любовь к недраматичной фотографии. Проект исследует воздействие на человека AI-изображений, отношения между технологиями и природой, реальным и смоделированным опытом.

Сперва я хотела сделать фотокнигу, а потом подумала, что замаскировать проект под настоящую выставку фотографий было бы даже круче. Так все и случилось!

Это твой первый опыт работы с ИИ?

Несколько месяцев назад я попала в бета-тестировщики Adobe Firefly — это новый искусственный интеллект, который компания Adobe потихоньку внедряет в свои продукты. На официальном сайте была открытая галерея с работами других тестировщиков, там были в основном всякие абстрактные нарочито 3D-шные формы, фэнтези-герои, томные анимешные женщины и так далее.

Это натолкнуло меня на вопрос, сможет ли AI, наоборот, сделать что-то настолько реалистичное, что было бы неотличимо от фото. И если сможет, то что это значит? К чему может привести? Что следует за «зловещей долиной»? Наступила ли уже эра фальшпола?

А так с AI до этого я работала только в BBDO Branding, использовала его для всякой закулисной работы: что-то растянуть, дорисовать, стилизовать.

Как и на основе чего обучали нейросеть?

Firefly очень мощная нейросеть. Не знаю, на чем именно обучают ее ребята из Adobe, вероятнее всего на огромной коллекции Adobe Stock. Но качество изображений и интерпретация промптов крутая. Поэтому моя работа была в основном семантическая и связана с языком, нежели с техническим обучением.

Я подробно описывала природу и то, на что «сняты» фотографии, чтобы максимально точно сымитировать рукотворность кадров. Сперва я говорила с AI поэтическим языком: результаты были крутые, но не совсем то, что мне было нужно. Затем я начала более конкретно описывать, что именно я хочу получить, доставая из памяти свое лето на даче, фрагменты из фильмов и текстов.

А как ты договорилась о выставке в Cube?

Тут все достаточно просто: я связалась с кураторами галереи, рассказала про свой проект, и мы договорились о встрече. Мой проект им понравился — мы заключили договор о выставке и даже о продаже работ. Так что кусочки False Floor можно забрать себе!

Карьера графического дизайнера

Профессия дает полную свободу выбора: офис или работа из любой точки мира. Через 6 месяцев получите достаточно знаний, чтобы брать первые рабочие проекты. После учебы сможете претендовать на позицию Junior-дизайнера, а в перспективе — зарабатывать от 150 000 ₽.

Стать графическим дизайнером ⚡️
Поделиться