ПОМОЩЬ — это первое в мире мобильное приложение адресной помощи. Павел Симонов долгое время был продакт-менеджером проекта «ПОМОЩЬ», а теперь вырос до позиции лидера по разработке. Мы узнали у него, как развивать благотворительный продукт и почему ему не нужно никаких слов для мотивации.


Как ты попал в проект «ПОМОЩЬ»?

В проекте «ПОМОЩЬ» я с самого запуска, а если точнее, то пришел за три месяца до запуска, и задачей как раз было запуститься. Работаю почти три года, а до проекта руководил интерактивным агентством, в котором мы создавали айдентику для брендов и занимались веб-разработкой.

Почему именно «ПОМОЩЬ»?

О вакансии я узнал из Instagram* основателя проекта и через три часа уже был на собеседовании. Там я и познакомился с проектом и командой. Идея мне понравилась, да и с наступлением пандемии тема непростой жизни пожилых людей стала еще более актуальной. А дальше всё понеслось с дикой скоростью.

Весь проект до запуска разрабатывался без денег, силами партнеров и помощников. Многие из них с нами и по сегодняшний день. Григорий Никонов (агентство «ВВЕРХ») стоит у истоков всего Backend, Илья Егоров один собрал и продолжает дорабатывать платформу iOS, Алексей Кухта нарисовал интерфейс всего приложения ПОМОЩЬ и нового сервиса ПОМОЩЬ ДЕЛО.

Я назвал лишь малую часть тех, кто причастен и вложил свои ресурсы в проект по части разработки, но мы не только разработка. Мы — маркетинг, региональное развитие, логистика, отчеты и финансы. В каждом из этих департаментов есть партнеры и помощники, без которых проект не состоялся бы.

Расскажи, за что ты отвечал как продакт-менеджер в начале своей работы и какие задачи у тебя сейчас?

В идеальном мире продакт-менеджер — это человек, отвечающий за работу и развитие продукта. Мы стартовали как команда из пяти человек и двухсот подопечных на карте, которым нужна помощь. В тот момент продуктом было вообще всё, что происходит вокруг.

Ты участвуешь практически во всех процессах — будь то переговоры с партнерами или обсуждение маркетинг-стратегии, написание текстов для сайта или регистрация Instagram*. В самом начале было очень важно выстроить систему для удобного взаимодействия как внутри команды, так и для внешних партнеров.

Сейчас у нас уже 24 сотрудника и 2068 подопечных. Конечно, процессы разделены и между департаментами, и между сотрудниками. В департаменте IT вместе со мной еще два проджект-менеджера. Соня Выприцкая отвечает за документооборот, отчеты и аналитику, а Дима Туров — за ход разработки, тестирование и новый сервис ПОМОЩЬ ДЕЛО внутри приложения ПОМОЩЬ.

Моими главными задачами являются анализ продукта, изучение идей доработки, планирование разработки на 3–6 месяцев вперед и взаимодействие на уровне глав департаментов, чтобы все шаги были синхронные и предсказуемые.

Что самое сложное в твоей работе, а что придает мотивации?

Мне не очень нравится слово «сложное», оно как бы говорит: «Так сложилось, и ты не влияешь на это». Искренне верю, что можно влиять на всё. Из трудностей, пожалуй, — бесконечный поток новых, все более амбициозных задач, которые нужно решать. Проект растет, и то, что было крутым полгода назад, уже норма. Нужно находить время на развитие и изучение нового, масштабироваться, а значит — делегировать всё больше и больше. Это всегда непросто.

А мотивирует меня команда, ее профессионализм и заряд энергии. Я дико кайфую от каждого в проекте. Вижу, как все выкладываются, и одно из самых частых пожеланий друг другу на выходные — «пожалуйста, отдыхайте и не работайте».

Конечно, мы делаем всё, чтобы помочь нуждающимся бабушками и дедушкам. То, как они реагируют на продуктовую ежемесячную помочь, — это вообще в сердечко. Прошлым летом мы показывали документальный фильм о подопечных проекта на Beat Film Festival, весь фильм я сидел в слезах. В повседневной рутине ты теряешь эту прямую связь, но, когда видишь стариков со счастливыми улыбками, тут не нужно никаких слов мотивации.  

Какие инструменты для работы ты используешь?

Все задачи внутри команды и для разработчиков мы ставим в Trello, а коммуникация разделена на чаты в Telegram. Лично я почти ежедневно пользуюсь Figma, чтобы поиграться с макетами и подумать над идеей очередной доработки. Для визуализации идей и демонстрации их команде использую Miro.

Если говорить про инструменты анализа, то это AppMetrica, Firebase, Crashlytics, DataLens. И, конечно же, Excel. Зачастую там проходит очень много аналитической работы с данными.

Как ты интегрирован в команду проекта? Как происходит твое взаимодействие с остальными участниками?

За последний год интеграция в команду стала удаленной, что накладывает определенные нюансы, но в целом остается на том же уровне. У нас есть еженедельные планерки с главами департаментов, где мы информируем друг друга о ходе работ и планах.

Мы вообще любим докапываться до сути вопросов очень-очень глубоко. Это Никита Кукушкин передал всей команде как важный скил. Поэтому мы прорабатываем каждую деталь перед тем, как сделать важный шаг. И дело тут не только в нас, но и в ответственности, которую проект взял на себя перед подопечными и партнерами.

Каждую новую доработку мы анонсируем команде и подробно рассказываем, как всё будет работать. Вместе с маркетингом планируем активации, когда надо рассказать о доработках пользователям.

Раз в месяц мы подводим итоги большим отчетом из 60 слайдов, в котором собираем данные по всем департаментами, сборам, поведению пользователей и конверсиям. Всё это позволяет каждому члену команды быть в курсе развития проекта.

Если нам нужно решать вопросы, которые не затрагивают всю команду, а только ее часть, то собираемся урезанным кругом. Самое главное, что требую от себя и прошу от других, чтобы на такие созвоны инициаторы приходили с решением или идеями, а не просто с рассуждениями на тему. Это экономит время команды, так как обсуждения и созвоны — это очень энергозатратно.

Где заканчивается твоя работа и начинается работа дизайнера? Как часто вы взаимодействуете?

Я вижу весь продукт целиком и знаю о продукте и задаче больше, чем дизайнер. Моя задача — ввести дизайнера в контекст, рассказать, почему нужно определенное решение и какие результаты мы хотим получить в итоге. Продакт-менеджер или лидер по разработке, конечно, может мыслить интерфейсами и говорить, как он видит реализацию, но это, как мне кажется, должно быть на уровне предложения, а не диктат, как надо.

Дизайнер видит интерфейс детальнее, знает больше нюансов и связей в 150 экранах. Он должен уметь держать удар: сохранять проект в рамках гайдов, общей стилистики и держать в голове пользовательский путь.

Поэтому только в открытом диалоге, где каждый слышит доводы друг друга, возможно получать хороший результат. Я лично обожаю, когда наш дизайнер обоснованно защищает все подступы к интерфейсу. Важно, чтобы он не «растворился в хотелках».

Мы взаимодействуем очень часто, и каждое взаимодействие со своей стороны я готовлю заранее, потому что знаю — неподготовленные идеи будут легко оспорены. Мне нравится такая борьба, в ней мы находим самые верные решения.


Какие самые частые проблемы или ошибки во взаимодействии команды? Как ты их решаешь?

Мы часто попадаем в ловушку из слишком оптимистично запланированных сроков работ. И это не всегда проблема планирования. Зачастую это проблема появления новых задач или идей, которые важно реализовать. В таком случае я сообщаю команде, что нам нужно сделать выбор и что стоит за этим выбором. Мы вместе определяем приоритет и ставим в разработку или ждем завершения определенного спринта.

Еще одной из проблем является перфекционизм. То, что нужно быстро объяснить и отдать в работу, может превратиться в написание подробного ТЗ. Здесь у меня нет четкого совета, как это решать. Лично я уверен, что четко сформулированная задача — это и есть залог предсказуемого результата. Наверное, стоит определять завершенность задачи по исполнителю. Если вопросов нет, то всё нормально. Но это не точно :)

Фотограф: Спирова Ульяна

Что бы ты посоветовал специалистам, которые тоже хотят применять свои навыки для помощи другим? С чего начать?

Как раз для тех, кто хочет помогать не только деньгами, но и скилами, мы создали новый сервис ПОМОЩЬ ДЕЛО внутри приложения ПОМОЩЬ.

Заполняешь анкету помощника в личном профиле, в которой указываешь свои навыки и города, где готов помогать. Фонды или компании заводят в приложении благотворительные дела, такие как «покрасить забор бабушке» или «перевезти кровать дедушке». Создавая дела, они указывают необходимые навыки помощников. Система подбирает помощника, и, когда появляется дело для тебя, ты получаешь пуш-уведомление. Помогайте делами и пишите нам, что нужно улучшить.

А если говорить масштабно, то каждый из нас может начать с идеи, как улучшить этот мир и жизнь вокруг себя. Поселить эту идею в головы друзей и окружения и найти ресурсы для реализации. Думайте глобально, мир ждет новых героев без плаща!

*Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией на территории РФ

Поделиться