Содержание

Дорожная карта, или роадмап, — это визуализация этапов реализации проекта, то есть документ с информацией о целях проекта, этапах, дедлайнах и о том, кто ответственен за задачи.

Дорожная карта

Цели дорожной карты — планирование проекта, управление им, визуализация процессов, распределение ролей в команде, организация мероприятий и продумывание всех нюансов работы.

Готовая дорожная карта представляет собой подробную схему действий, которые необходимо совершить, чтобы достичь результата в обозначенные сроки. Такой метод планирования подходит для проектов, в которых одновременно работают разные группы людей: так проще координировать действия.

План проекта и дорожная карта: различия

План проекта — это общий список действий с перечисленными этапами. В нем нет тщательной детализации действий, зато описаны задачи, которые нужно выполнить. Дорожная карта похожа на план, поскольку тоже содержит описание пути к результату и суть проекта. Также оба документа можно редактировать в процессе работы в связи с задержками или ускорением этапов.

Различия между ними в том, что карта отражает, куда должны прийти участники на каждом этапе, учитывая время, а план включает инструкцию с подробными шагами. Карта утверждается руководителем и может содержать описание вероятных рисков, учитывать отклонения и результаты. Она отвечает за общий процесс, тогда как план генерируется на уровне команды и включает задачи одной из точек на карте.


Научитесь создавать и развивать цифровые продукты. Узнаете, как помогать бизнесу расти и как управлять командой продукта. Добавите в портфолио 27 кейсов и прототип IT-продукта. Сможете искать работу после 6 месяцев обучения.

Стать продакт-менеджером ✨

Когда используется роадмап

  1. При производстве продукта или услуги. В таком случае в ней будет содержаться информация о стратегии развития, сроках, детализация процессов разработки и реализации, включая сбыт.
  2. При внедрении новых компонентов в существующий проект или отделов в компанию. Нужно перестроить работу текущих процессов, детально расписав обязанности каждого. Здесь добавляется описание рисков, метрики для оценки успешности мероприятий.
  3. При развитии направления. Если нужно масштабироваться, необходимо прописать пути и контрольные точки для достижения планируемых показателей.
  4. При обучении персонала. Благодаря дорожной карте можно увидеть прогресс каждого сотрудника.

Подобный способ планирования — один из способов мотивации. Когда вся команда видит прогресс каждого, она заинтересована в том, чтобы работать усерднее. К тому же так проще и быстрее исправить ошибки, поскольку можно сразу увидеть проблемы и понять, какой отдел отвечает за сбой.

Благодаря созданию дорожной карты проекта каждый участник может познакомиться с выбранной стратегией: где компания начинает путь, куда и как она должна прийти. Подобный план полезен также для руководителей компании, которые при возникновении вопросов могут обратиться напрямую к исполнителю. Инвесторы, благодаря карте, понимают, как будет реализован процесс, узнают, кто ответственен за задачи, и оценивают сроки и возможности.


Дедлайн: что это, где применяется и как правильно его ставить
Где используются дедлайны, как их правильно ставить и почему важно соблюдать
Читать далее

Виды дорожных карт

Waterfall

В переводе с английского — «водопад». Это задачи в нем последовательны, распределены по графику. Когда заканчивается один процесс, начинается другой. Реже они проходят одновременно. Итоговая структура получается последовательной, участникам проще фиксировать этапы и понимать, в каком статусе находится задача.

Пример дорожной карты

Agile

В переводе с английского — «гибкий». Готовый путь включает циклы, для каждого из которых формируется своя цель. Правки вносятся в будущие циклы после окончания предыдущего. В процессе могут добавляться новые, если появляется необходимость срочно решить задачу, которой раньше не было в плане.


Курс «Продакт-менеджер. Демо»

Убедитесь, что начинать нетрудно. Узнаете, над какими задачами работает продакт-менеджер, научитесь проводить качественные исследования, сделаете анализ рынка и поймете, подходит ли вам эта профессия.

Смотреть курс бесплатно 💸

Преимущества и недостатки

Благодаря дорожной карте можно увидеть прогресс участников каждого этапа и успехи проекта. У инструмента есть и другие достоинства:

  • Постановка и корректировка целей. Если определенный результат стал неактуальным в процессе реализации проекта, его можно заменить по согласованию с руководством.
  • Управление рисками. В процессе деятельности сотрудников могут возникать внештатные ситуации. Видя общую картину, проще с ними справиться.
  • Объединение команды. Каждый выстраивает личный план так, чтобы он соотносился с деятельностью других рабочих отделов. Проще согласовывать дедлайны.
  • Прозрачность. В бизнесе она необходима для формирования доверия. Объяснить заказчику необходимость увеличить бюджет также можно с помощью дорожной карты.
  • Приоритетность. Планируя все заранее, проще выделить наиболее крупные и косвенные этапы, а также те, которые могут выполняться одновременно.

Нюансы, которые нужно учесть при оформлении дорожной карты:

  • Необходимо периодически пересматривать ее, чтобы актуализировать данные.
  • Стоит донести до каждого сотрудника важность планирования, иначе некоторые из них могут срывать дедлайны.

KPI: что это, для чего используется и как рассчитать
Почему в одних сферах показатели KPI помогают повысить эффективность, а в других — демотивируют сотрудников
Читать далее

Процесс создания дорожной карты

  1. Цели. Желаемый результат должен быть измеримым и понятным для участников. В качестве цели можно выбрать рост объема продаж, выпуск нового продукта в определенном количестве, получение навыков.
  2. Задачи. В отличие от цели, которая должна быть единственной, задач может быть много. Они перечисляются для каждого участника, отдела или целого проекта и включают подзадачи для простоты планирования. Стоит избегать излишней детализации, которая может помешать воспринимать проект целостно.
  3. Структура. Отобразить карту можно в виде линии с точками контроля, канбан-досок или таблицы. Проще всего оформлять путь в онлайн-сервисах, где можно скрыть отдельные части пути.
  4. Тайминг. Дедлайны — важная часть карты, мотивирующая и дисциплинирующая сотрудников.
  5. Ответственность. За каждую часть планирования необходимо назначить тех, кто будет представлять результат, — часто это руководители подразделений или лидеры команд.
  6. Возможность отклонений. Если вы знаете, что у проекта есть риски, их стоит прописать заранее, чтобы своевременно принять меры.
  7. Метрики. На промежуточных этапах помогают оценивать успех и близость к цели.
Процесс создания дорожной карты

При работе с картой необходимо уточнять непонятные моменты, чтобы все точно понимали свои задачи и место в команде, и регулярно проводить встречи по обратной связи от участников.


Курс «Head of Product Design: продуктовый подход к управлению»

Узнаете, как применять продуктовый подход в командах и освоите инструменты менеджмента для роста в руководителя в цифровом продукте. Научитесь управлять дизайн-командами и строить процессы на опыте «Яндекса», Авито, VK, Lamoda.

Освоить навык ✨

Где можно создать дорожную карту

Существуют легкие способы составить дорожную карту в виде таблиц и более сложные — в виде целых систем с возможностью проектирования графиков, вычислением метрик и другими расчетами. Разбираемся, как выбрать сервис под свои задачи, и приводим примеры интерфейсов.

Электронные таблицы — Google или Excel

Инструмент, в котором может работать каждый. Главные преимущества онлайн-таблиц:

  • быстро отображается любое изменение, можно настроить уровни доступа;
  • данные можно усложнять и дополнять под задачи проекта, писать комментарии;
  • таблицу легко менять под количество данных и отображать так, как удобнее участникам.
Дорожная карта в Excel

В гугл-таблицах представлен готовый шаблон, по которому легко создать свою дорожную карту. Достаточно зайти в аккаунт и найти соответствующий раздел.

Одним из вариантов оформления таблицы под роадмап являются диаграммы Ганта. В них слева отображаются этапы, а справа — сроки. На диаграмме отображаются контрольные точки каждого из этапов.

Презентации — от PowerPoint до Figma

Если хочется отразить карту графически, на помощь приходят презентации. В них также можно добавить таблицы, а рядом разместить их наглядное отображение. Чтобы было легко поделиться доступом с членами команды, можно использовать онлайн-сервисы, дающие право на редактирование.

Пример дорожной карты в PowerPoint

WEEEK и Miro

Miro — полноценный сервис, на котором можно вести канбан-доски, дорожные интеллект-карты. В рамках него отражаются внутренние командные задачи и процесс их выполнения. Интуитивно понятный интерфейс упрощает взаимодействие с площадкой в процессе работы над проектом.

WEEEK — платформа, объединяющая CRM-систему и таск-трекер. Роадмап здесь создается во вкладке таск-трекинга. Можно разделить проект на этапы и распределить обязанности между сотрудниками.

Пример дорожной карты в Weeek

Преимущества таких сервисов:

  • понятный интерфейс, который можно настроить под проект, создав единую систему;
  • встроенная система подсказок и навигации;
  • настройка командной работы, отображающая процесс участников;
  • возможность скачать приложение или открыть сервис на сайте.

Asana

Площадка на русском, созданная специально для планирования карт. В ней также есть функция подключения команды и настройки досок.

Пример дорожной карты в Asana

Достоинства Asana:

  • понятное управление, все функции на русском языке;
  • наличие мобильного приложения.
Версия без оплаты, но с регистрацией, позволяет добавлять в проект только 15 человек.

GanttPRO

В основе сервиса — принцип действия диаграммы Ганта. Имеет более ограниченный функционал.

Дорожная карта в Ganttpro

Достоинства сервиса:

  • возможность следить за прогрессом онлайн;
  • карта экспортируется в разных форматах;
  • действия можно отменять;
  • один из языков площадки — русский;
  • отображение цен.
Диаграммы Ганта не предусматривают функцию подключения досок с планированием. GanttPRO доступен только в браузерной версии.

Hygger

Сервис помогает разбивать карту на циклы. Для каждого из них создается своя цель, задачи, выставляются приоритеты и графики. Отображение ведется в виде канбан-досок.

Roadmap в Hygger

Преимущества площадки:

  • возможность работы с группами;
  • интеграция с внешними источниками информации;
  • наличие приложения для телефона;
  • удобство использования для обучения;
  • система персонализирована для каждого.
Hygger доступен на английском языке, в нем нельзя считать затраты и нет готовых шаблонов. Зато все доступные функции можно настроить с нуля.

Методология Agile (Эджайл): что это такое, простыми словами о гибком управлении проектами
Простыми словами о системе гибкого управления проектами
Читать далее

Примеры введения планирования с роадмап

Несколько примеров использования дорожной карты в разных проектах.

Разработка программного обеспечения. Программисты работают над общим продуктом, тогда как карта помогает координировать работу и ставить дедлайны.

Создание нового сайта. Над ним могут работать одновременно маркетологи, дизайнеры, разработчики и таргетологи. Доработка и обновление каталога продолжаются и после публикации страницы. Здесь стоит использовать гибкую дорожную карту.

Запуск стартапа. Многие руководители создают роадмап для инвесторов, чтобы они могли контролировать выбор поставщиков, разработку товара и движение средств, включая затраты.

Продюсирование. Перед стартом онлайн-курса начинают запускать рекламу, затем оформляют уроки. Дорожная карта позволяет оперативно отслеживать изменения и тщательно следить за дедлайнами, если увеличится количество мест или нужно дозаписать уроки.

Дорожные карты помогают упростить управление проектом, но не стоит полагаться только на них. Для упрощения планирования можно пользоваться онлайн-сервисами или целыми платформами, тщательно подобрав одну из них под задачи проекта. Используя данный инструмент для планирования, требуется регулярно взаимодействовать с членами команды, чтобы вовремя выявлять сильные и слабые места проекта.

Карьера продакт-менеджера

Освоите профессию в IT без программирования на реальных задачах и кейсах компаний. Средняя зарплата продакт-менеджера в РФ — 200 000 ₽. Через 6 месяцев после начала обучения сможете претендовать на позицию младшего менеджера по продукту с зарплатой от 105 000 ₽.

Стать продакт-менеджером ⚡️
Поделиться