Содержание

Хороший менеджер так или иначе использует в работе элементы философии Agile.

Введение в Agile

В основе Agile лежат принципы гибкого менеджмента. Эта философия является антиподом метода управления Waterfall, в котором используется последовательный способ ведения проекта. Методология Agile позволяет намного быстрее создавать качественный продукт благодаря гибкости процессов на всех этапах разработки и эффективному взаимодействию заказчика, руководителя проекта и команды.

План разработки по Agile-методу

Для методики Agile свойственна работа с короткими итерациями продолжительностью 2–3 недели. Каждая итерация состоит нескольких из этапов:

  • первый этап — план;
  • второй этап — анализ;
  • третий этап — разработка;
  • четвертый этап — тестирование.

Набор этапов может дополняться в зависимости от задачи проекта. В конце итерации проводится релиз, анализ результатов и расстановка приоритетов для следующей итерации.

Основные идеи метода Agile

  1. Коммуникация между людьми важнее, чем рабочие процессы.
  2. Качественный продукт важнее, чем документация.
  3. Совместная работа с клиентом важнее, чем формальные условия договора.
  4. Готовность к изменениям важнее, чем следование изначальному плану.

Научитесь создавать и развивать цифровые продукты. Добавите в портфолио 27 кейсов и прототип IT-продукта. Сможете искать работу после 6 месяцев обучения. Будете учиться у экспертов из Google, «Яндекса», «Тинькофф», VK.

Стать продакт-менеджером ✨

Двенадцать принципов метода

Манифест Agile содержит общие принципы метода, в нем нет инструкций.

  1. Удовлетворение запросов заказчиков — ключевой аспект в методологии разработки Agile. Необходимо стремиться обеспечить заказчиков качественным продуктом, который соответствует их ожиданиям.
  2. Внесение изменений в процессе разработки продукта приветствуется. Гибкие методы разработки позволяют быстро реагировать на изменения и помогают компаниям оставаться конкурентоспособными и удовлетворять потребности клиентов.
  3. Оптимальный срок доставки продукта заказчику — от нескольких недель до нескольких месяцев.
  4. Активное сотрудничество между руководителями и членами команды на протяжении всего процесса — важный аспект успешной работы.
  5. Члены команды должны быть мотивированы. Важно предоставить им подходящие условия работы и поддержку.
  6. Вся информация по проекту передается команде путем личной беседы.
  7. Главный показатель прогресса — продукт, который работает, а не количество затраченных ресурсов.
  8. Гибкие процессы подхода — основа устойчивого развития. Они позволяют поддерживать нужный рабочий темп на любой дистанции.
  9. Необходимо совершенствовать продукт как с технической стороны, так и со стороны дизайна.
  10. Важно сокращать всю лишнюю работу до минимума.
  11. Самоорганизующиеся команды создают уникальный продукт. Не стоит организовывать микроменеджмент, лучше поддерживать свободу в управлении.
  12. Оценка совместной работы должна проводиться командой на регулярной основе.

KPI: что это, для чего используется и как рассчитать
Почему в одних сферах показатели KPI помогают повысить эффективность, а в других — демотивируют сотрудников
Читать далее

Подходы Agile

В систему Agile входит несколько гибких подходов управления проектами: Scrum, Kanban, Extreme Programming (XP), Lean.

Scrum

Метод коротких циклов, который позволяет каждому члену команды лучше фокусироваться на своих задачах. Для ведения проекта необходим менеджер или тимлид, который распределяет задачи так, чтобы работа выполнялась вовремя.

Пример спринта

Работа команды разбивается на спринты — повторяющиеся и достаточно короткие циклы длительностью от одной до четырех недель. После завершения одного спринта обязательно проводится обзор и ретроспектива. При необходимости задачи пересматриваются, а затем формируется список расставленных по приоритетности задач (бэклог) для нового спринта.

Scrum, в отличие от многих других методологий, перекликается с квартальным планированием, так как основан на дедлайнах. Это позволяет увидеть прогресс, оценить риски и принять обоснованные решения.

Более подробно принцип работы расписан в скрам-гайде.

Kanban

Метод управления проектами, который позволяет визуализировать весь путь — от начальной идеи до готового продукта. Помогает контролировать выполнение поставленных задач и ограничивать их количество. Визуализация задач происходит с помощью доски и разноцветных стикеров в электронном формате. Стикеры с задачами перемещаются из одного столбца в другой, в зависимости от статуса их выполнения, что позволяет наглядно расставлять приоритеты и контролировать процесс выполнения.

В канбан-гайде можно подробнее узнать обо всех процессах этой методологии.

Доска в Miro

Метод особенно любим дизайнерами, которые часто мыслят визуальными образами и схемами. Он позволяет видеть списки задач других членов команды и уравновешивать их.

Extreme Programming (XP)

Один из гибких методов разработки программного обеспечения, который используется в условиях большой неопределенности. Основное внимание уделяется техническим аспектам, а не внешнему виду продукта — он остается сухим и утилитарным.

Основные принципы метода:

  • Коммуникация. Разработка программного обеспечения — это совместная работа, и эффективное общение играет важную роль в передаче данных между членами команды.
  • Уважение. Для обеспечения эффективного общения и совместного решения проблем члены команды должны уважать друг друга.
  • Простота. XP избегает излишеств и стремится к созданию систем с простым дизайном.
  • Обратная связь. Команда постоянно получает обратную связь о проделанной работе. Это позволяет эффективно корректировать ПО.

Lean

Философия и методология, которая стремится оптимизировать процессы, минимизировать потери и повысить эффективность. Основная идея — задействовать ресурсы экономно и разумно. Методология использует инструменты и принципы, которые помогают выявить и устранить возможные потери, и способствует ускорению процесса разработки. Лучше всего подходит для проектов с ограниченными ресурсами.

Сравнение подходов Scrum и Kanban

Scrum и Kanban — самые популярные подходы в управлении по методу Agile. Несмотря на это, они разные, и то, что подойдет одной компании, нельзя применить в другой.

  • Созвоны или встречи. В скрам-подходе созвоны являются неотъемлемой частью и проходят на регулярной основе. Для канбан-подхода совещания необязательны — они проходят по мере необходимости для членов команды.
  • Распределение ролей. Скрам-подход подразумевает четкое распределение ролей и их соблюдение. В канбан-подходе все участники команды равноценны.
  • Рабочий процесс. Скрам-подходу присуща работа с итерациями или спринтами, а в канбан задачи идут потоком, и разработчики сами выбирают их.

Вебинар «Научиться думать, как в Google»

Углубитесь в теорию Google Design Sprint и узнаете о профессии «Дизайн cпринт-мастера»: как они создают условия для продуктивного брейншторма и быстро тестируют продукт для запуска проекта.

Смотреть бесплатно 💸

Реализация метода на практике

Принципы Agile в России активно используются в IT-сфере — банках, сервисах, производствах. Но гибкие подходы в чистом виде применимы далеко не везде. Agile идеально работает в стартапах, но плохо уживается с крупными корпорациями и госсектором, где практикуется долгосрочное планирование. Такие компании могут работать лишь с элементами Agile, которые легче интегрировать.

Чаще всего в IT-компаниях есть опытные менеджеры, которые естественным образом погружают в процесс работы, и в зависимости от специфики проекта используется та или иная методика. Вслух название метода произносят редко — чаще это живой процесс работы, основанный на личном опыте и наборе инструментов для конкретной задачи.

💡
Чтобы знать, какие методы существуют, научиться создавать и развивать цифровые продукты, присоединяйтесь к курсу «Продакт-менеджер».

Дедлайн: что это, где применяется и как правильно его ставить
Где используются дедлайны, как их правильно ставить и почему важно соблюдать
Читать далее

Преимущества и недостатки Agile

Плюсы применения метода

  • Команда свободна в принятии решений по всем аспектам проекта — от выбора технологий и архитектурных решений до методологий и практик. Это позволяет гибко реагировать на изменения и эффективно достигать поставленных целей.
  • Каждый разработчик в команде может выбирать технологии и влиять на продукт. Это позволяет каждому члену команды ощущать свою ценность и вносить вклад в общее дело.
  • Благодаря гибким рабочим процессам бизнес получает актуальный продукт, который соответствует потребностям пользователей.
  • Пользователи получают по-настоящему полезный продукт, на развитие которого они могут влиять. Продукт регулярно обновляется, добавляются новые функции, исправляются ошибки.

Минусы применения метода

  • Проект становится менее предсказуемым, что затрудняет оценку сроков выполнения задач и необходимых ресурсов.
  • Общение с клиентами и взаимодействие членов команды занимает очень много времени.
  • Подготовка документации осложняется в контексте Agile, поскольку проект и его требования могут меняться в процессе разработки продукта. Из-за этого не так просто привлечь и ввести в курс новых сотрудников посреди проекта.
  • Проект может сорваться, так как система Agile не предусматривает детального планирования перед началом работы и предполагает изменение требований к продукту в процессе его разработки. Чтобы избежать этого, важно установить четкую и регулярную коммуникацию с заказчиком.

Курс «Продакт-менеджер. Демо»

Убедитесь, что начинать нетрудно. Узнаете, над какими задачами работает продакт-менеджер, научитесь проводить качественные исследования, сделаете анализ рынка и поймете, подходит ли вам эта профессия.

Смотреть курс бесплатно 💸

Заключение

Простыми словами Agile — это набор практик менеджмента, цель которых — быстрая и безболезненная реакция на изменения в ходе рабочего процесса. Эта гибкая методология и подходы на ее основе предполагают, что команда быстро адаптируется к новым вводным, будь то требования заказчика или изменения на рынке. Ключевые принципы Agile: удовлетворение потребностей клиентов, прозрачность рабочего процесса и частые релизы.

Чем быстрее меняется мир, тем изобретательнее становятся методы управления. На идеях аджайл-методологии возникают новые течения. Метод прогрессивного джипега Артемия Лебедева транслирует простую идею «от общего к частному»: проект в любой момент времени можно остановить, и он будет законченным, поскольку в начале была заложена основная идея. Детализация проекта будет зависеть лишь от его сроков.

Карьера продакт-менеджера

Освоите профессию в IT без программирования на реальных задачах и кейсах компаний. Средняя зарплата продакт-менеджера в РФ — 200 000 ₽. Через 6 месяцев после начала обучения сможете претендовать на позицию младшего менеджера по продукту с зарплатой от 105 000 ₽.

Стать продакт-менеджером ⚡️
Поделиться