Антон Черногоров — совладелец и дизайн-директор студии Crauch, основатель каналов «Дизайн-комьюнити» и «Антон из Crauch», а теперь еще и преподаватель годовой программы по UX/UI-дизайну. В прошлом — дизайн-директор студии продуктового дизайна «Луч». В телеграм-канале «Дизайн-комьюнити» он вместе с известными арт-директорами исследует насмотренность и вдохновение.

Недавно Антон подготовил для нашей программы модули про насмотренность. Узнали, почему он начал работать с темой референсов, как вдохновляться, но не копировать, и за кем Антон сам регулярно следит.

Антон Черногоров

Над чем вы сейчас работаете в студии Crauch?

Если говорить в целом о направлении деятельности нашей студии — это продуктовый дизайн, то есть все, что помогает с помощью дизайна улучшать бизнес клиента, ориентируясь на цифры. Мы делаем много всего для компании Positive Technologies, которая специализируется на информационной безопасности. И прямо сейчас доделываем UX-аудит для «Спорт-Марафона», лучшего магазина аутдор-товаров в России. Составляем гипотезы, которые повысят им конверсию в заказах.


Поймете, как тренировать насмотренность, замечать и анализировать дизайн-решения. В чатах сообщества делимся знаниями, ищем вдохновение и обсуждаем важное.

Стать UX/UI-дизайнером ✨

Ты прошел большой путь до дизайн-директора всего за четыре года. Как думаешь, что тебе помогло?

Во-первых, я не ожидал многого в самом начале. Я считал, что мне нужно заслужить свое место в профессии, — у меня был невидимый оппонент. Я даже не называл себя дизайнером на протяжении первых двух лет, говорил, что я занимаюсь дизайном. Хотя сейчас, когда я менторю кого-то, то советую сразу позиционировать себя дизайнером.

Во-вторых, я стремился работать с мастерами своего дела. Это правда важно, когда ты только начинаешь.

Мне тут кажется уместной метафора с плывущим китом, вокруг которого куча планктона, который питается всем, что на кита прилипло. Вот начинающему дизайнеру нужно быть таким же планктоном, чтобы вырасти в кита, вокруг которого будут плавать другие.

Мне помогло, что я много слушал более опытных людей и не спорил с ними. Конечно, я пытался аргументированно спрашивать, но никогда не спорил. Если мне говорил арт-директор, что здесь что-то не так, то я думал, как это переделать, а не говорил, что он ничего не понимает в моей задумке. Это сэкономило кучу сил и времени, потому что дизайнер всегда будет менее опытным, чем арт-директор. Я искал работу с теми, от кого хотел узнать что-то новое, соответственно, мне не было смысла с ними спорить.

И самое важное — это мотивация. Я просто очень много работал.


Как появилась идея «Рефодушки» и обращение к теме референсов?

На каком-то этапе ты должен понять свою суперсилу и то, что выделяет тебя среди других профессионалов. Определить, почему твои навыки должен покупать рынок. И у меня таким навыком всегда была дисциплина — я не уставал и мог бесконечно работать.

Но ведь дизайном я начал заниматься, потому что хотел делать красивые штуки. А у меня не получалось. Моя база больше про UX, поэтому с проектированием все было хорошо, а когда дело доходило до визуала, я чувствовал себя очень ограниченным. Я хотел развиваться в визуальном дизайне, а насмотренность — это один из способов научиться это делать. Насколько хорошо насмотришься, настолько хорошо будешь делать. Поэтому я решил развивать насмотренность и искал для этого подходящее место. Так в телеграм-канале я начал собирать идеи, которые потом действительно применял в работе.

Еще будучи дизайн-директором в «Луче», я развивал навыки визуального дизайна у своих менти с помощью референс-встреч. А в прошлом сентябре поставил себе цель стать известным в комьюнити. В новогодние праздники 2023 года меня вдруг осенило, что я хочу посмотреть на референсы, например, арт-директоров «Яндекса». На этой волне я позвал арт-директора «Яндекса», а он согласился. Меня это очень удивило! И потом я начал звать всех, до кого мог дотянуться.


Особенности работы продуктового дизайнера
Senior продуктовый дизайнер в Vivid Money — о вызовах и бенефитах, которые ждут дизайнера
Читать далее

Расскажи, какие есть форматы на канале и чем они отличаются?

Изначально мы делали формат «Рефодушки», когда дизайнер показывал свои референсы. Но в какой-то момент мне написал Митя Осадчук и сказал, что команда хочет рассказать, как они делали шоурил для Иви. Сначала я не понимал, как это совместить с нашим каналом. А потом придумал, что можно сделать под этот ролик отдельный формат — кейс-стади.

В нем мы показываем проект из точки А в точку Б со всеми извилинами и кривыми дорожками. Обычно, когда студия выкладывает кейс, он очень вылизанный. Но любой проект проходит через боль, всегда что-то идет не так. И как раз главная идея этого формата — показать, что даже крупные студии и продукты проходят через сложности. Жизнь дизайнера состоит из этого, но, когда ты становишься опытным, это просто рутина.

После Мити я решил позвать ребят из студии Beta рассказать про кейс-стади. И тогда я понял, что это очень интересно комьюнити.


Что тебя больше всего удивило за время работы над «Дизайн-комьюнити»? Какие идеи ты забрал себе?

Тут мы опять приходим к тому, что я в первую очередь хотел развивать свою насмотренность. Я приглашаю дизайнеров, у которых сам могу чему-то научиться. По сути, использую эти встречи как бесплатную менторинг-сессию. В каждом выпуске нахожу, как можно применить у себя их идеи. Например, у Beta я воровал стиль работы над проектами. Я прям после выпуска говорил им, что вот это забираю себе.

Когда начал знакомиться с другими дизайнерами, я понял, что в нашем комьюнити очень много открытых и заряженных своим делом людей. Например, приходит Юра Ветров, который уже тысячу лет в дизайне, и рассказывает про свой канал, про курс, про книгу. Он дизайном начал заниматься, когда я в школе учился, но до сих пор так много вкладывается.


Курс «Советы для творческих людей»

Пять лекций Дмитрий Карпова, которые полезно прослушать представителям любых профессий, чтобы регулировать свою эффективность и поддерживать огонь созидания.

Смотреть бесплатно 💸

Как тебе помогало развитие насмотренности в карьере?

Если ты не используешь какой-то навык, он начинает костенеть. Я стал себя комфортно чувствовать в UI, и мне это стало нравиться. Я знаю свои точки роста, но я также знаю, что визуальный дизайн будет нашим конкурентным преимуществом среди остальных.

Но одной насмотренностью сыт не будешь, нужно практиковаться. Сейчас у меня пропали какие-либо челленджи в работе — больше нет задач, которые я не знаю, как сделать.

Модуль, который я делал для школы, как раз построен из базы, которую я долго копил. Буквально пот и кровь.

Недавно ты стал преподавателем на нашей годовой программе по UX/UI-дизайну и подготовил модули про насмотренность. Расскажи, как проходила работа над модулем и чему в первую очередь ты бы хотел научить студентов?

Мне хотелось дать материал, который реально продвинет дизайнера. Чтобы быть востребованным, нужно делать красиво. А «красиво» состоит из маленьких этапов, которые как раз разбираются в этом курсе.

Когда я учился дизайну, я сам просмотрел всю библиотеку Bang Bang Education. И когда школа меня позвала сделать эту часть курса, я сразу решил, что это должен быть мой вклад в комьюнити. Я пытался построить эту часть как рецепт, максимально без воды. Условно: повторяй каждый день, и через год у тебя все получится. Я сам прошел такой же путь.


Как работать продуктовым дизайнером в международной компании
Наставница курса UX/UI-дизайнер Оля Лопатина — о том, как выстраивала коммуникацию с коллегами из разных стран
Читать далее

Как вдохновляться, но не копировать? Где проходит эта грань, на твой взгляд?

Копировать не страшно, а даже хорошо на первом этапе. Но это нельзя продавать клиенту. Для себя поделать каждый вечер, например один в один перерисовывать макеты, — это хорошо. Это полезное упражнение на глазомер и на то, чтобы научиться видеть связи между элементами. В макете все взаимосвязано: есть какая-то невидимая сила, которая делает этот макет целостным. Чтобы научиться это понимать, нужно сидеть и перерисовывать. А потом начинаешь через руки чувствовать, почему элементы стоят вот так, почему такие размеры у шрифта и так далее.

Я думаю, надо смотреть чуть глубже, чем первый слой картинки. Нужно подумать, а почему она привлекла, что в ней такого классного. Взять эту характеристику и именно характеристику применять на свою работу, а не ход.

Допустим, вы хотите передать чистоту.  Для этого есть визуальные ходы: например, много воздуха или тонкие начертания в шрифте. А можно посмотреть на интерьер в стиле минимализма и проанализировать, почему это красиво. Например, потому что стол стоит далеко от дивана, а торшер большой. Визуальный ход здесь — делать что-то с помощью пространства и воздуха в нем. И вот это уже можно забирать себе — копить в голове, а потом в макете применять.

Несколько лет назад у меня не было такого навыка. Но в этом вся и суть, что этому можно научиться. И потом преисполнено думать, что для вдохновения достаточно песчинки.


Есть мнение, что лучше не смотреть другие работы, чтобы чужая картинка случайно не засела в голове и не отразилась на работе. Как ты относишься к такому подходу? Возможно ли в продуктовом дизайне обойтись без просмотра других проектов?

Не нужно обходиться без референсов. В лекции я рассказывал про дизайнера, который создал кроссовки Nike Air Force Max. Он вдохновился землей, которая провалилась после дождя. И вот эти большие рваные расщелины были взяты за референс. А через какое-то время он нашел книгу по анатомии, и у него совпал скелет человека и вот эта земля. Если посмотреть на скелет человека и фотографию с прорезанной землей, то становится понятно, что кроссовки — это скелет плюс земля. Кстати, в процессе он сильно страдал и долго не мог ничего придумать. А если бы он не искал референсы, то, скорее всего, ничего и не придумал бы.

Вредно и не смотреть на референсы, и неправильно их применять.

Если развивать насмотренность, то постепенно начинаешь понимать, что хорошо, а что нет. А если ты только пытаешься копировать быстротечные тренды с Dribbble, то тогда ничего хорошего не выйдет.

Брать за референсы только сайты вредно. Нужно пытаться найти вдохновение везде, где только можно. Окружающий мир — это и есть главный источник вдохновения.


Дополнили программу и адаптировали ее так, чтобы полученные знания пригодились на работе в ІТ-компаниях. Сможете пройти практику на реальных задачах от наших партнеров — Авито, «Райффайзенбанк», Okko и других.

Освоить профессию!

Кем ты вдохновляешься?

Я редко смотрю кейсы студий целиком, скорее точечно, если у меня есть какая-нибудь задача. Тогда мне уже не важно, какое имя у студии. А если говорить конкретно, то первое, что приходит в голову, — это Пол Рэнд, американский графический дизайнер, который работал в те времена, когда дизайн был и про графику, и про прикладное искусство.

Еще я слежу за дизайнером Антоном Реппоненым и его агентством Anton & Irene Studio. До сих пор обожаю даже их старые кейсы, в них всегда есть метафора и новый контекст. Каждый раз думаю: «Вау, как они это сделали? Они просто гении». А за всей гениальностью стоит просто навык. Они умеют пользоваться литературными тропами, переносят их в дизайн, и это производит такое впечатление.

Есть дизайнеры, которые вдохновляют меня с точки зрения профессионализма и командной работы. Это опять Митя Осадчук, но он действительно на меня сильно влияет. Я слежу за тем, как он себя ведет с точки зрения софт-скилов и мотивации команды. Он всегда классно подбирает слова. Очень благодарен, что Митя сам появился в моей жизни и мы начали общаться.

С точки зрения отношения к работе — это Юра Ветров. Он постоянно читает статьи по дизайну, развивается в этом, выпускает книгу, курсы. Человек, который обладает невероятным количеством знаний. Смотрю на него и думаю, что тоже должен постоянно двигаться.

И еще Лена Сахарова. Не понимаю, почему про нее мало знают, но у нее невероятный визуал! Она именно про классные картинки и классные смыслы. Я был рад, когда она пришла ко мне на эфир. Лена оказалась очень глубокой специалисткой.

Если говорить про студии, то из зарубежных — OpenPurpose, бывшие Three Drops. Они занимаются прям очень-очень чистенькими интерфейсами. Когда нужно что-то посмотреть по интерфейсам, смотрю сразу у них. Из крупных еще Pentagram и Collins. А из российских студий мне нравится Beta, которую как раз я приглашал на эфир.


Что тебя вдохновляет не из дизайна?

Мы с моей женой Дашей любим ходить на тематические экскурсии по городу — весь центр Москвы уже обошли. Меня вдохновляет все, что связано с историей. Например, идешь по улице и думаешь, почему Остоженка называется Остоженка. Я начинаю гуглить, а через эту историю узнаю больше про то время, раскапываю дальше.

Конечно, музеи — это просто обязательно. Если ты дизайнер и не смотришь на искусство, это странно. В какой-то момент понимаешь, что люди уже все придумали раньше: цветовые сочетания, пропорции, работу со светом и композицией. Дюрер уже пятьсот лет назад рисовал такие гравюры, которые своей реалистичностью поражают и сегодня.

Еще я читаю книги про искусство. Например, сборник про искусство авангарда начала XX века. Из них узнаю, почему современное искусство именно такое, весь исторический контекст. В «Дизайн-комьюнити» я как раз рассказывал, что взял для аватарки цвета с картины импрессионистов. И даже вложил в это смысл. Например, желтый цвет в импрессионизме означает то, что идет изнутри.

Я люблю тактильные ощущения от лего, его простоту и элегантность, цветовые сочетания. Правда, я собираю именно шлемы из «Звездных войн».

А еще я коллекционирую монеты, и вот это у людей вообще шок вызывает. А мне безумно интересно, потому что это связано и с историей, и с географией.

Монеты — это отдельный мир. Мир и люди, которые этими монетами торгуют. Ты ведь не покупаешь в магазине, а на Авито находишь какого-то мужичка, встречаешься с ним в метро, приезжаешь, даешь ему что-то на обмен, попадаешь в комьюнити нумизматов.

Я собрал много советских юбилейных рублей. Смотрю на них и вижу всю историю того времени. В бытовых атрибутах можно все это проследить. В начале СССР был полный атеизм и отрицание всего церковного, и в монетах тоже основные темы — труд, потом война, космос, дружба между соцблоком. А в 1988 пятирублевая монета уже про церковные святыни. Меня это вдохновляет даже не визуально, а в целом. Понимаешь, что мир очень разнообразный, а узнавать новое круто.


Отражает ли так же дизайн течение времени и стремишься ли ты к этому?

Да, отражает. Есть сайт со старыми кнопочными телефонами, и каких там только дизайнов нет. А если сейчас посмотреть, все телефоны — это прямоугольник со скругленными краями.

И все приложения выглядят примерно одинаково. Банки боятся идти на эксперименты, потому что они будут непривычно выглядеть для пользователя. Это и плюс, и минус. Плюс в том, что это упрощение и людям правда не нужно тратить много своей оперативки. Минус — это слишком большое упрощение.

Все упрощается, все на белом фоне. Интернет-магазин с черным фоном? Вы что, не заботитесь о пользователях? У них же напрягаются глаза. Что по сути так, но заказчики просто не хотят высказываний.

Раньше наоборот — больше мяса накидайте, а там разберемся. Сейчас все про бизнес. Человеку легче смотреть на дизайн — он проще выполняет свои сценарии. Проще выполняет сценарии, значит, бизнес быстрее получает деньги. Это не плохо, а просто контекст. Может, скоро это надоест и мы вернемся к визуально тяжелому и насыщенному.

Курс «UX/UI-дизайнер»

Поймете, как тренировать насмотренность, замечать и анализировать дизайн-решения. Научитесь подбирать референсы и работать с мудбордами. Разовьете навык генерации идей. Получите новые знания и навыки, расширите свои компетенции и усилите портфолио.

Хочу учиться ⚡️
Поделиться