Мария Сафронова — продуктовый дизайнер в «Тинькофф». Она обновляла личный кабинет «Тинькофф Банка», проектировала приложение «ВкусВилл» и развивала дизайн-систему сайта ВТБ. При этом она же создала 3D-человечков для «Яндекс Лавки» и много работала с айдентикой.

Узнали у Маши, как дизайнеру построить свой путь в большие продукты и от каких иллюзий стоит отказаться по дороге. А в конце собрали практические советы для всех, кто хочет начать работать в продукте.

Мария Сафронова

Как ты пришла в дизайн?

Я никогда не планировала становиться дизайнером. В университете я училась на экономиста, но, так как учеба была скучной, начала делать афиши для мероприятий вроде «Мисс Университет».

На четвертом курсе я работала в организации международных мероприятий Челябинской области. Мы проводили городской фестиваль, на который приехала девушка с лекцией про дизайн презентаций. В конце она сказала, что они нанимают дизайнеров, и тогда у меня закралась мысль, что можно попробовать. В рамках лекции был конкурс на лучший вопрос. Я загадала, что если она выберет мой вопрос лучшим, то я отправлю резюме. Тогда я спросила, как делать презентации интересными и обходить ограничения, если есть жесткие рамки оформления от университета. И она выбрала мой вопрос! Я отправила ребятам тестовое, и меня взяли. Так совершенно неожиданно началась моя карьера дизайнера.

Это было маленькое коммуникационное агентство — у ребят была классная база знаний, там я начала изучать дизайн. Мы делали не только презентации, но и много разной айдентики. Начинать с агенств для дизайнера — это часто тяжело, но круто и быстро прокачивает.

Тогда же моя арт-директорка рассказала о курсе wannabelike Миши Розова. Этот курс стоил для меня очень больших денег, но компания оплатила мне часть обучения. Курс настолько перевернул в моем сознании все с ног на голову, что я решила перейти в UX/UI-дизайн. Кстати, после курса Миша позвал меня работать в студию Pinkman, но я не прошла собеседование. Я осталась на своей работе, но пошла на второй курс Миши, где мы уже делали продуктовые кейсы. Тогда я написала про один из кейсов статью на VC. Она собрала много негатива, потому что это был учебный кейс. Нас закидали неудобными вопросами, но сам факт того, что я научилась упаковывать кейс в статью, меня очень порадовал.


Освоите новую профессию и через 5 месяцев получите достаточно знаний, чтобы брать первые рабочие проекты.

Стать UX/UI-дизайнером ✨

И тогда началась твоя карьера UX/UI-дизайнера?

Да, я наконец устроилась в студию Pinkman и работала над проектами и дизайн-системой для сайта ВТБ. Тогда я развивалась в сборке компонентов для дизайн-системы, структурности и в построении коммуникации между дизайнерами и менеджерами. Например, училась сообщать, что случилось нового в системе, просить затаскивать новые компоненты и договариваться с разработкой. Приходилось работать по 12-14 часов в сутки. Тогда мне нравилась культура быстрого роста — времени мало, а делать надо качественно.

Но такой режим подходит далеко не всем. Неподготовленный дизайнер очень быстро выгорит, хотя у него, например, были отличные задатки.

Но я все равно благодарна этому опыту за быстрый и качественный рост. А еще у меня были сильные наставники, которые мотивировали меня, несмотря на бешеный темп работы.

Тогда же у меня случился и первый опыт менторства — мне дали двух джуниор-дизайнерок. Правильно говорят, что самый лучший способ самой научиться — учить этому других. Но менторство — это не только про обучение хардам, но и умение выстраивать доверительную коммуникацию. В атмосфере доверия гораздо легче понять, что может помешать человеку расти и как это починить. Девочки могли доверить мне свои опасения и даже недовольства. Я считаю, что это высший уровень доверия.


А как так получилось, что ты делала 3D для Яндекса?

Я ушла в студию MAX и мы очень быстро поймали коннект с Олегом Александровым, тогда он еще был дизайн-директором в MAX. И Олег и Макс невероятно заряженные люди — для меня было удивительно работать с ними в одном офисе! В MAX у меня получилось поработать над проектами для «Пятерочки», «ВкусВилл» и «Яндекс Лавки». Если вы когда-нибудь пользовались «Яндексой Лавкой», то вот этих двигающихся курьеров делала я. Это был пик моей 3D-карьеры, но в целом я никогда не занималась 3D профессионально! Я сама очень радуюсь, когда вижу этих человечков.


Как дизайнеру работать в большой компании, советы Светы Бренер
Тимлид дизайн-системы Nectar в «Билайне» Света Бренер — о том, как пережить первые месяцы в корпорации
Читайте далее

А что было самое сложное в работе с 3D?

Нам было сложно сконнектиться со вторым дизайнером. Это в Figma можно работать в одном пространстве, а мы работали в Cinema4D, где нет общего доступа. Получалось, что один работал над своим кусочком, передавал другому, а потом другой делал свой кусочек и опять отправлял файл. В итоге для эффективности я доделывала человечков одна. Было интересно подумать над текстурами и наложениями, чтобы цвета и логотипы на одежде и рюкзаке менялись, когда это нужно. Вот это мы уже делали в Figma.

В MAX я также начала работать с приложениями. Например, во «ВкусВилле» было очень много простора для действия. Мы работали как продуктовая команда на короткой ноге с продактами, а они были открыты ко всем нашим идеям. MAX для меня запомнился местом, где я очень прокачала визуальные навыки, много работая с разными концепциями.


Почему решила уйти в финтех?

Мне хотелось пойти в инхаус и поработать внутри. Разница правда есть. Когда ты дизайнер со стороны, ты не можешь погрузиться в процессы до определенного уровня. А когда ты дизайнер внутри продукта, то можешь спросить про любой процесс и гораздо сильнее на него повлиять. Хотелось в большой, устойчивый и хороший продукт.

В «Тинькофф» я изначально собеседовалась на другой продукт, но меня позвали в интернет-банк. Это был 2022 год, когда часть банковских приложений уже удалили из стора, поэтому вопрос о пропаже нашего приложения стоял остро. Как только я пришла, началась активная работа над новым личным кабинетом в вебе. Нужно было переделать то, чем никто всерьез не занимался несколько лет, потому что был упор на приложение. Мы и бэк меняли, и переформатировали дизайн-систему. Тогда я очень прокачала менеджерские скилы, потому что была единственным дизайнером, которому нужно было взаимодействовать с другими дизайнерами, продактами, аналитиками и разработчиками. Моей задачей было выстроить систему так, чтобы новый личный кабинет и работал хорошо, и выглядел хорошо, и давал приятный пользовательский опыт, и развивался системно. До сих пор эта работа ведется.

Финтех — это палка о двух концах. Дизайнеру нужно балансировать между тем, чтобы сделать хорошо и понятно пользователю, и между тем, чтобы зарабатывать деньги. Важно не скатиться в использование темных паттернов и «втюхивания» клиенту всего подряд. На мой взгляд, «Тинькофф» достаточно честный с пользователями. Изнутри я вижу, что тут правда заботятся о клиентском опыте и это важно для всех участников процесса.


Курс «Советы для творческих людей»

Пять лекций, которые полезно прослушать представителям любых профессий. Советы касаются организации рабочих сил и времени, отношения к своей деятельности и к окружающему, развития своего творческого потенциала и поддержания уровня вовлеченности в работу.

Смотреть бесплатно 💸

Сложно было попасть в Тинькофф?

Я пробовала устроиться в разные места — и в «Яндекс», и в «Магнит», и в hh.ru. Для этого я вела табличку по собеседованиям. Сначала указывала, в какой день отправила резюме, чтобы понимать, нужно ли уже пушить и не потерялось ли мое резюме. Потом писала, что понравилось или не понравилось мне в себе и работодателе во время собеседования, какие вопросы мне задают, что я отвечаю. Например, после звонка с эйчар я писала, что мне задали такие-то вопросы, рассказали то-то, это мне понравилось, а это нет.

Табличка мотивировала меня и не давала упасть духом — да, в одной компании мне отказали, но зато в трех местах ответили.

Интересно потом было посмотреть статистику по отказам, процент прохождения до интервью или до оффера. Да и в целом понять, как проходят собеседования в разные компании. Даже если не ищешь работу, то ходить на собеседования — отличная практика.


Что по твоей статистике тебе помогло на собеседовании, а что —  наоборот?

В первую очередь мне помогло прикольно собранное портфолио. Я его собирала на Readymag. У меня есть предположение, что Notion уже все хорошо пользуются и эти резюме получаются слишком однотипными. Возможно, для продуктового дизайнера это нормально, но если бы я сама была нанимателем, то обратила бы внимание на резюме хоть с какой-то изюминкой. Но, конечно, если кейс действительно сильный, то и Notion может быть достаточно.

Я сделала сама кастомный курсор, делала интерактивные элементы — с этим было интересно взаимодействовать. Благодаря такому портфолио мне ответили и позвали на собеседования с эйчар из всех мест, куда я писала. Кстати, раньше у меня было портфолио в Notion, и часто мне не отвечали или отвечали холодным письмом, что подходящих вакансий для меня нет.

Важно соблюсти баланс между красотой и продуктовостью. У меня было портфолио скорее студийного дизайнера, где делается упор на концепт и визуал. Но если джуниор соберет даже простенький сайт, но с интересными элементами, то это точно его выделит.

Еще я специально написала в несколько мест, куда я не хотела устраиваться, но где хотела потренироваться, послушать себя и вопросы. Хотя бы парочка таких интервью помогает лучше презентовать себя в дальнейшем. Впечатление о дизайнере играет большую роль, как бы мы не хотели опираться только на навыки.

Мне также помогло собирать обратную связь. В Яндексе я получила отказ, но это был лучший отказ в моей жизни. Эйчар передала фидбэк от дизайн-директора и он мне очень помог в дальнейшем.


Как составить план перехода в новую профессию
Карьерный консультант Вера Кулакова — о том, как подготовиться к смене профессии
Читать далее

Как ты использовала обратную связь?

Я дорабатывала резюме и портфолио. Но тут закралась обратная сторона моего портфолио в Readymag — его не так просто редактировать, плюс надо адаптировать под мобильную версию. Но я все равно правила текст, а где-то что-то скрывала. Такие портфолио больше подходят дизайнерам, которые готовы тратить время на постоянные доработки.


Что делать, если никогда не работал в продукте, но хочешь начать?

Во-первых, надо понять, почему хочется в продукт. Если только из-за того, что это круто, то точно не стоит. Есть ребята студийные — им нравится скорость и разнообразие проектов. Если вы такой человек, то в продукте вам скорее всего будет скучно. Но конечно, это не значит, что в студиях только креативная работа, а в продукте ковыряние кнопок всю неделю.

Если хочется больше денег, то мне это тоже не кажется хорошим аргументом. Можно просить больше денег в студиях или идти в иностранную студию.

Определитесь со сферой и изучите рынок. Я верю, что лучше работать над продуктом, который ты сам любишь. Поспрашивайте про этот продукт в дизайн-комьюнити или у знакомых — иногда ожидания совсем не совпадают с реальностью. Иногда ребята идут в продукт с нереалистичными представлениями и из-за этого начинают думать, что продуктовый дизайн или даже в целом дизайн им не подходят. А просто не случился мэтч по желаниям и ценностям.

И, конечно, стоит подготовиться. Продукт — это во многом про метрики. Никто не отменяет дизайнерскую чуйку, но изначально она есть не у всех и этого точно будет недостаточно на собеседовании, нужно иметь доказательную базу.

А как собрать доказательную базу, если ты никогда до этого не работал с метриками?

Будет хорошо, если во время учебы или работы в студии вы хоть что-то измеряли. Никто не ударит вас по голове, если вы придете к руководителю и скажете: я хочу замерить такие-то результаты, как это сделать? Либо делайте самостоятельно: посмотрите, что было до, после и что изменилось.

Большим плюсом будет прийти с кейсом под конкретную компанию. Например, если я хочу в «Яндекс Музыку», то готовлю кейс, который как-то коррелирует с продуктом — имеет похожую фичу или механику. Это повысит в разы вашу ценность как дизайнера, ведь вы показываете, что внимательно изучили продукт.

Рекомендую собрать небольшую презентацию. Я приходила на собеседование, а у меня уже открыта Figma, портфолио, кейсы и рассказ про них.

Изучайте гайдлайны, ведь это тоже очень продуктовая вещь. Ко всем этим мелочам действительно большое внимание в продукте.

Классно, если есть опыт публикаций. Я всегда давала ссылку на свою статью. Несмотря на то, что там были негативные комментарии, это все равно приветствовалось, помогало мне стать медийнее и показать навык сторителлинга и умения делать выводы из проделанной работы.

А еще важно найти не только продукт, но и человека, который будет вас вдохновлять.

Например, если хочется работать с конкретным дизайнером, можно либо написать в личные сообщения в социальных сетях, либо указать это в сопроводительном письме. Если вы это укажите в сопроводительном письме, то это тоже будет плюсом.

Курс «UX/UI-дизайнер»

Научитесь проектировать удобные интерфейсы для сайтов и мобильных приложений. Расширите свои компетенции, усилите портфолио, получите возможность устроиться в дизайн-студию или агентство.

Хочу учиться ⚡️

Поделиться