«Вещь в себе» — это подкаст о вещах и людях, которые их создают. Поговорили с его основательницей и ведущей Аней Петраковой о смыслах проекта, поиске баланса и связи дизайна с производством.
Как ты придумала подкаст о вещах и создавших их людях?
Я училась в петербургской академии им. А. Л. Штиглица на дизайнера стекла — это человек, который знает материал вдоль и поперек и умеет с ним работать. Уже тогда у меня появилась потребность читать или слушать интервью с людьми, которые были чуть впереди меня: прошли обучение, начали свое дело или стали дизайнерами в компании.
Конечно, меня вдохновляли истории известных предметных дизайнеров, но я не могла примерить их на себя, они казались слишком далекими. Хотелось узнать о людях из близкого мне контекста, но изданий, которые бы о них писали, практически не было. Я решила собирать такой материал сама.
Самой мысли о подкасте я сопротивлялась пару лет и не могла представить, что буду разговаривать с людьми под запись. В какой-то момент я решила, что нужно брать и делать. За пару месяцев я изучила необходимые инструменты и научилась монтировать звук.
Дизайн-библиотека BBE
Пополняемая коллекция бесплатных и платных курсов от онлайн-школы Bang Bang Education поможет определиться с интересами, развить насмотренность, освоить ключевые навыки и разобраться в тонкостях выбранной профессии.
По какому принципу ты делаешь эпизоды и выбираешь гостей?
В эпизодах я стараюсь затронуть то, что человек делает и как он это делает. Иногда удается узнать конкретные вещи о стартовом капитале проекта, его команде, подрядчиках и самом дизайн-процессе. А иногда, наоборот, получаются более абстрактные рассуждения, где гость вместе со мной пытается понять, что стоит за его работой.
В выборе гостей я полагаюсь на свое искреннее желание поговорить с тем или иным человеком. А еще я получаю письма с предложениями от разных героев: некоторые попадают в точку и превращаются в новый эпизод.
Ты выпустила уже три классных сезона и поговорила с разными людьми из российского дизайн-комьюнити. Что их волнует больше всего?
Большинство моих гостей строит собственные компании, поэтому и волнения у них соответствующие. Многие упоминают трудности с поиском специалистов. Их в целом не хватает в любых областях, а часто хочется найти еще и близкого по духу человека.
Остальное, как говорится, не проблемы, а расходы: есть сложности с поставками материалов или поиском надежных подрядчиков. Все это тянет за собой сложные решения о стоимости изделий или поиск компромиссов. Проблематична и сама ситуация на рынке дизайна: с одной стороны, у нас нет такой конкуренции, как в Европе, но есть конкуренция с Китаем или массовыми ноунейм-брендами.
Другой повторяющийся мотив подкаста — это постоянный поиск баланса. Гости не всегда проговаривают его, но он читается между строк. Чтобы продолжать что-то делать, продукт должен продаваться, а для этого он должен попадать в определенную ценовую категорию и быть узнаваемым. И все это параллельно с ответственностью за сотрудников, разными рабочими обязательствами и желанием делать то, что делаешь.
В начале я очень хотела узнать, что гости думают о российском дизайн-сообществе: что это? есть ли оно? если нет, что нужно, чтобы оно появилось? Эти вопросы я задавала всем гостям, но быстро пришла к выводу, что у нас есть тусовка, но не сообщество. Наверное, просто прошло еще мало времени для формирования такого сообщества.
Как изменилось твое понимание дизайна за время существования подкаста?
Мое понимание дизайна как инструмента не изменилось. Начиная подкаст, я осознавала, что предметный дизайн крепко связан с производством. Не будет никакого дизайна, если ты придумал вещь, но не произвел ее. В обычной жизни мы видим готовые предметы, но не понимаем, как они сделаны. Я не говорю о вещах, сделанных своими руками на коленке, речь о серийном производстве в 100 или в 10 000 штук. Этому не учат в университетах и художественных училищах.
Поэтому новым для меня стало понимание, что быть самому себе дизайнером едва ли возможно. Тебе нужно самому придумать предмет, начертить необходимые для производства чертежи, сделать объект, провести фотосъемку и продать. Получается, ты должен быть и дизайнером, и мастером, и маркетологом, и фотографом, и бухгалтером — одновременно или по очереди. Либо ты должен умело жонглировать подрядчиками, проверяя качество их работы и отвечая на бесконечное количество писем.
Я не думаю, что это плохо. Но я думаю, что это стоит учитывать, романтизируя образ предметного дизайнера. Компаний, которым нужны предметные дизайнеры, в России не так уж много, а делать что-то самому — это все делать самому.
С какого эпизода рекомендуешь начать знакомство с подкастом?
Если вы дочитали интервью до этого момента, вы уже сделали много для знакомства с моим подкастом. Поэтому рекомендую начать с самого последнего эпизода!