«Вещь в себе» — это подкаст о вещах и людях, которые их создают. Поговорили с его основательницей и ведущей Аней Петраковой о смыслах проекта, поиске баланса и связи дизайна с производством.

Аня Петракова

Как ты придумала подкаст о вещах и создавших их людях?

Я училась в петербургской академии им. А. Л. Штиглица на дизайнера стекла — это человек, который знает материал вдоль и поперек и умеет с ним работать. Уже тогда у меня появилась потребность читать или слушать интервью с людьми, которые были чуть впереди меня: прошли обучение, начали свое дело или стали дизайнерами в компании.

Конечно, меня вдохновляли истории известных предметных дизайнеров, но я не могла примерить их на себя, они казались слишком далекими. Хотелось узнать о людях из близкого мне контекста, но изданий, которые бы о них писали, практически не было. Я решила собирать такой материал сама.

Самой мысли о подкасте я сопротивлялась пару лет и не могла представить, что буду разговаривать с людьми под запись. В какой-то момент я решила, что нужно брать и делать. За пару месяцев я изучила необходимые инструменты и научилась монтировать звук.


Дизайн-библиотека BBE

Пополняемая коллекция бесплатных и платных курсов от онлайн-школы Bang Bang Education поможет определиться с интересами, развить насмотренность, освоить ключевые навыки и разобраться в тонкостях выбранной профессии.

Зайти посмотреть ⚡️

По какому принципу ты делаешь эпизоды и выбираешь гостей?

В эпизодах я стараюсь затронуть то, что человек делает и как он это делает. Иногда удается узнать конкретные вещи о стартовом капитале проекта, его команде, подрядчиках и самом дизайн-процессе. А иногда, наоборот, получаются более абстрактные рассуждения, где гость вместе со мной пытается понять, что стоит за его работой.

В выборе гостей я полагаюсь на свое искреннее желание поговорить с тем или иным человеком. А еще я получаю письма с предложениями от разных героев: некоторые попадают в точку и превращаются в новый эпизод.


Ты выпустила уже три классных сезона и поговорила с разными людьми из российского дизайн-комьюнити. Что их волнует больше всего?

Большинство моих гостей строит собственные компании, поэтому и волнения у них соответствующие. Многие упоминают трудности с поиском специалистов. Их в целом не хватает в любых областях, а часто хочется найти еще и близкого по духу человека.

Остальное, как говорится, не проблемы, а расходы: есть сложности с поставками материалов или поиском надежных подрядчиков. Все это тянет за собой сложные решения о стоимости изделий или поиск компромиссов. Проблематична и сама ситуация на рынке дизайна: с одной стороны, у нас нет такой конкуренции, как в Европе, но есть конкуренция с Китаем или массовыми ноунейм-брендами.

Другой повторяющийся мотив подкаста — это постоянный поиск баланса. Гости не всегда проговаривают его, но он читается между строк. Чтобы продолжать что-то делать, продукт должен продаваться, а для этого он должен попадать в определенную ценовую категорию и быть узнаваемым. И все это параллельно с ответственностью за сотрудников, разными рабочими обязательствами и желанием делать то, что делаешь.

В начале я очень хотела узнать, что гости думают о российском дизайн-сообществе: что это? есть ли оно? если нет, что нужно, чтобы оно появилось? Эти вопросы я задавала всем гостям, но быстро пришла к выводу, что у нас есть тусовка, но не сообщество. Наверное, просто прошло еще мало времени для формирования такого сообщества.  


Разработка дизайна упаковки: от создания макета до дизайнерского оформления
Как создать уникальный дизайн упаковки товара: основные этапы разработки макета и принципы брендирования
Читать далее

Как изменилось твое понимание дизайна за время существования подкаста?

Мое понимание дизайна как инструмента не изменилось. Начиная подкаст, я осознавала, что предметный дизайн крепко связан с производством. Не будет никакого дизайна, если ты придумал вещь, но не произвел ее. В обычной жизни мы видим готовые предметы, но не понимаем, как они сделаны. Я не говорю о вещах, сделанных своими руками на коленке, речь о серийном производстве в 100 или в 10 000 штук. Этому не учат в университетах и художественных училищах.

Поэтому новым для меня стало понимание, что быть самому себе дизайнером едва ли возможно. Тебе нужно самому придумать предмет, начертить необходимые для производства чертежи, сделать объект, провести фотосъемку и продать. Получается, ты должен быть и дизайнером, и мастером, и маркетологом, и фотографом, и бухгалтером — одновременно или по очереди. Либо ты должен умело жонглировать подрядчиками, проверяя качество их работы и отвечая на бесконечное количество писем.

Я не думаю, что это плохо. Но я думаю, что это стоит учитывать, романтизируя образ предметного дизайнера. Компаний, которым нужны предметные дизайнеры, в России не так уж много, а делать что-то самому — это все делать самому.


С какого эпизода рекомендуешь начать знакомство с подкастом?

Если вы дочитали интервью до этого момента, вы уже сделали много для знакомства с моим подкастом. Поэтому рекомендую начать с самого последнего эпизода!

Карьера в дизайне

Попробуйте себя в четырех востребованных профессиях в дизайне и выберите для дальнейшего развития ту специальность, которая подойдет вам больше всего. После обучения сможете работать младшим дизайнером, брать проекты на фрилансе и зарабатывать от 70 000 до 200 000 рублей и выше.

Стать востребованным дизайнером 💥


Поделиться