Продакт-менеджер нужен везде — в этом мы убедились на примере Марии Выставкиной. Сейчас она продакт-оунер в онлайн-аптеке «Здравсити», но успела поработать в четырех разных сферах.
Мы узнали у Марии, какие особенности есть у каждой сферы и чем продакт-оунер отличается от продакт-менеджера.
Как ты пришла в профессию продакта?
С самого детства я знала, что хочу делать что-то крутое для пользователей. В свое время я много играла и была уверена, что мой выбор — гейм-дизайн. Поэтому и пошла в МИФИ на архитектора систем, что дало мне хорошее техническое понимание продукта. На первом курсе я попала в стартап, который учит детей делать компьютерные игры. Это было максимально близко к гейм-дизайну. За время работы там я познакомилась со всеми издателями и разработчиками игр в России и доросла до должности продакт-менеджера. Тогда-то я и поняла, что это очень похожие профессии, просто продакт может работать в любой сфере, а гейм-дизайнер — нет. Так я и осталась развиваться в продукте.
Чем тебя заинтересовало это направление?
Мне интересно, что продакт постоянно изучает, как мыслит и действует его клиент, и старается дать ценность пользователям. А когда это получается, то классно видеть и финансовый результат.
Какие задачи ты решаешь на нынешней работе?
Сейчас я продакт-оунер в онлайн-аптеке «Здравсити». Если коротко, то я занимаюсь рекламными размещениями и делаю так, чтобы пользователи больше покупали с той рекламы, за которую платят поставщики.
По сути, я между двух огней. С одной стороны, поставщики, которые хотят, чтобы продвигали их товар, а это сложно. Посмотрите на свой стандартный набор в домашней аптечке. Как часто вы покупаете другие товары того же спектра действия? Или аналог лекарства из рецепта врача? Скажу сразу, что люди готовы поменять малый спектр категорий.
Второй огонь — наши пользователи, которые пришли за определенным товаром. И наша задача им что-то дополнительно продать или заменить. Так и балансируем, но со временем получилось сдвинуть приоритет в сторону пользователя.
Сейчас ты продакт-оунер. Чем эта профессия отличается от продакт-менеджера?
Многие компании действительно не понимают разницу. Продакт-менеджер — это человек, который много исследует и ищет, куда бы развить продукт с максимальной выгодой. А продакт-оунер — это специалист, который определяет, как дать максимальную ценность пользователю с наименьшими затратами. Термин продакт-оунер, кстати, из Scrum-методологии.
По моему опыту, на рынке это скорее взаимозаменяемые должности. От продакт-менеджера и правда требуют больше исследований, но во многих вакансиях для продакт-оунера тоже это указывают. Разница более заметна в европейских компаниях, которые глубоко уходят в Scrum-методологии.
У тебя есть опыт работы в четырех разных сферах: EdTech, «МегаФон», Openface и «Здравсити». Какие различия и особенности работы продакта есть в этих сферах, а какие вещи универсальны?
Сильно отличается работа в сфере EdTech, потому что ты сам создаешь продукт в виде курса и определяешь, что добавить в портфель. В IT все иначе — ты дорабатываешь систему.
Запуски новых компаний и продуктов — это вообще отдельная тема. Нужно собирать информацию с нуля и найти свой сегмент. Еще в запусках намного осторожнее тестируешь и стараешься обойтись минимальными затратами.
Большие различия также в B2B и B2C. В B2C можно и по себе строить, и проверять гипотезы, а в B2B это приходит только с опытом работы. Сначала необходимо очень много общаться с компаниями и понимать их особенности. А факторов тут очень много: размер компании, направление, лицо, принимающее решение, и так далее.
Универсально всегда одно: ты везде изучаешь своего пользователя и ищешь новые рынки. Везде у тебя миллион гипотез и задач, которые надо грамотно приоритизировать, и ты всегда должен приносить прибыль компании.
Что тебя больше всего мотивирует в работе?
При проверке гипотезы классно ощущать, что она несет ценность пользователю и ей будут пользоваться. Радуюсь, когда выходят большие проекты и приносят хороший результат. Не так давно мы выпустили фичу с товарами с истекающим сроком годности на «Здравсити», и она очень хорошо себя показывает. Проработка и разработка этой фичи длилась почти год, поэтому приятно видеть, что год работы прошел не зря. Мы еще и в расчеты по доходу попали на 97% — это большая редкость в таких проектах.
Пять советов начинающим продакт-оунерам от Марии Выставкиной
- Знайте портрет своих пользователей — вы о них книгу должны написать на сто страниц. Если будет так, то ваши гипотезы будут выстреливать одна за другой.
- Много считайте — каждая ваша фича должна быть рассмотрена со всех сторон.
- Проверяйте попадание ваших гипотез и то, насколько ваши расчеты были точны.
- Рефлексируйте — что я мог тогда сделать лучше или как я мог это предотвратить?
- Набирайтесь опыта! Общайтесь с коллегами, больше читайте. Например, фреймворки, продуктовые статьи, исследования.