Содержание
- Суть метода SMART и понятие SMART-цели
- Алгоритм постановки SMART-цели
- Примеры постановки цели по SMART
- Плюсы и минусы метода SMART
- Отличия метода SMART от GROW
- Кому подходит постановка целей по SMART
Суть метода SMART и понятие SMART-цели
Четко сформулированная внятная цель — половина успеха в любом деле, будь то IT, дизайн или повседневная жизнь. Планирование SMART предлагает разложить цель на понятные составляющие, что помогает достичь нужного результата и отследить прогресс. Технология широко используется в менеджменте для работы с командами, процессами в компаниях и для развития проектов. Суть СМАРТ в том, чтобы сформулировать задачу, опираясь на критерии, которые зашифрованы в названии метода.
S — specific — конкретность.
M — measurable — измеримость.
A — achievable — достижимость.
R — relevant — актуальность.
T — time bound — ограниченность по времени.
Разберем подробнее каждый критерий.
S — конкретизируйте, чего хотите достичь
Определитесь, что вы хотите получить в результате с помощью вопросов «кто?», «что?», «когда?», «где?» и «как?». Четкая формулировка делает цель одинаково доступной и понятной для каждого участника команды, и ее не понадобится объяснять каждому по отдельности.
Какие вопросы помогут: что нужно исправить или улучшить? каким должен быть результат?
M — подумайте, как измерить цель
Чтобы она соответствовала концепции, нужно определить, с помощью каких показателей или KPI вы будете оценивать прогресс ее достижения.
Какие вопросы помогут: как определить достижение цели? что станет показателем результата? с какой частотой нужно проверять прогресс?
A — проверьте, точно ли достижима цель
Когда вы работаете над постановкой задачи по методу SMART, важно объективно оценивать возможности. Проанализируйте, есть ли у вас необходимые навыки, инструменты, знания. При работе с этим критерием нужно быть осторожным: цель должна быть амбициозной, но реалистичной.
Какие вопросы помогут: хватает ли ресурсов для решения задачи? если ресурсов не хватает — как их можно восполнить? что может помешать достижению цели?
R — убедитесь, что цель значима для вас
Если у компании есть глобальная миссия, то все менее масштабные задачи должны помогать компании приблизиться к достижению глобальной цели.
Какие вопросы помогут: насколько цель отвечает ценностям или соответствует миссии компании? почему важно ее достичь? что может измениться после ее достижения?
T — установите срок достижения цели и контрольные точки
Определите, когда вы хотите получить результат, и зафиксируйте этот срок. Установите дедлайны для промежуточных оценок, чтобы отслеживать, насколько вы приблизились к цели по истечении контрольных сроков.
Какие вопросы помогут: когда нужно получить результат? что может помешать достичь цели в указанный срок? возможно ли сдвинуть срок получения результата в случае форс-мажора?
Научитесь создавать и развивать цифровые продукты. Будете проводить исследования, тестировать гипотезы, сопровождать запуск новых продуктов и развивать текущие. Добавите в портфолио 27 кейсов и прототип IT-продукта.
Алгоритм постановки SMART-цели
- Определите, чего именно вы хотите достичь или что улучшить. Проведите исследование, оцените преимущества и недостатки бизнеса или продукта, выявите зоны роста, над которыми нужно поработать.
- Сформулируйте одну цель так, чтобы она соответствовала критериям SMART. Задайте себе вопросы: понятно ли для всех звучит цель? по каким метрикам оценивать достижение результата? хватит ли ресурсов для решения задачи? реальны ли сроки достижения цели? сформулированная цель важна для компании и поможет ей?
- Зафиксируйте все критерии и назначьте ответственных. Обязательно должны быть те, кто отвечает за задачи и результаты.
- Установите даты достижения цели и промежуточные сроки для контроля. Так вы сможете управлять процессом и вносить коррективы при необходимости.
- Подумайте, где вы будете отслеживать работу над задачами и сроки: можно использовать таск-трекеры, таблицы или общие доски для работы.
Распространенные ошибки
- Цель не соотносится с ценностями и миссией компании.
- Завышенные ожидания без учета реальных возможностей и ресурсов.
- Сотрудники не мотивированы или не включены в процесс достижения результата.
- Поставлены некорректные сроки. На этапе постановки смарт-задачи важно трезво оценивать время, необходимое на ее выполнение, и закладывать дополнительное на случай непредвиденных ситуаций.
- Нет гибкости. Обстоятельства могут меняться — важно уметь это отслеживать и менять планы в соответствии с ситуацией.
Что необходимо учитывать при постановке целей
- Приоритизируйте цели и выбирайте первыми наиболее важные.
- Фиксируйте формулировки, метрики, сроки, ответственных, ограничения на пути, ресурсы и их отсутствие. Используйте удобные рабочие инструменты — таск-трекеры, онлайн-документы и доски.
- Убедитесь, что вы поставили цель с измеримым результатом.
- Следите за сроками и промежуточными результатами, чтобы вовремя скорректировать план. Делите задачу на блоки и для каждого определяйте срок выполнения.
- Ставьте мотивирующие задачи. Недостижимая или неинтересная задача будет демотивировать и снижать вовлеченность в процесс. Если вы работаете с командой, попробуйте придумать систему мотивации, которая поддержит сотрудников, пока задача не будет выполнена. Если вы ставите личную цель, поощрение также поможет дойти до конца.
Примеры постановки цели по SMART
Ниже привели несколько примеров целей, не соответствующих методике SMART. И показали, как можно их исправить.
Курс «Продакт-менеджер. Демо»
Убедитесь, что начинать нетрудно. Узнаете, над какими задачами работает продакт-менеджер, научитесь проводить качественные исследования, сделаете анализ рынка и поймете, подходит ли вам эта профессия.
Плюсы и минусы метода SMART
Отличия метода SMART от GROW
Часто постановку целей по SMART сравнивают с методом GROW, придуманным стратегами компании McKinsey.
Название метода — аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом:
G — goal — цель;
R — reality — реальность;
O — options — варианты;
W — way — план.
Методы можно комбинировать: прописанные индивидуальные задачи для сотрудников могут помогать в достижении SMART-цели компании.
Курс «Арт-дирекшн цифрового продукта»
Усилите свою экспертизу в создании цифровых продуктов. Узнаете, как вызывать эмоции от интерфейса с помощью дизайна, формы, цвета и текста и как продать конечный продукт. Научитесь оценивать экономическую эффективность дизайна и управлять командой.
Кому подходит постановка целей по SMART
Методика универсальна: с ее помощью можно работать и с личными задачами, и с задачами компании или проекта. Лучше всего показывает себя при использовании в сферах, где проще спрогнозировать результат. Концепция не совсем подходит для применения в творческих профессиях, поскольку креативный труд сложно оценивать по критериям, но это не мешает взять для себя общий принцип метода или использовать его в работе с клиентами (как вариант использования — заполнение брифа клиентом по SMART).
В менеджменте технология SMART помогает сверять задачи и проверять, чтобы они были выполнимы, измеримы, реалистичны.
В каких случаях не стоит использовать метод:
- Если вы работаете над однотипными повторяющимися текущими задачами, не ограниченными по времени, которые не имеет смысла каждый раз прописывать по критериям.
- В период кризиса в компании не эффективно использовать цели по СМАРТ, актуальнее фокусироваться на краткосрочных стратегиях решения проблем.
- В период нестабильности и ситуациях, не зависящих от компании или руководства.
Заключение
Методика постановки целей СМАРТ эффективна, когда мы можем спрогнозировать результат. Она подходит для личных и корпоративных задач, дает возможность проанализировать и исследовать все вводные данные, чтобы корректно сформулировать желаемый результат, определить адекватные сроки выполнения и нужные ресурсы.
Критерии СМАРТ позволяют исполнителям определить, насколько порученная руководителем задача выполнима, сколько времени она займет и есть ли все необходимое для работы.