Большая часть проектов Маи Ямасита и Наото Кобаяси тяготеет к перформансу, причем достаточно ироничному. Даже по одним только названиям работ часто ясно их содержание. Кажется, что художники совершают бессмысленные действия, но на самом деле они дают ключи к пониманию того, как устроена и из чего состоит окружающая нас реальность. Ямасита и Кобаяси уделяют внимание повседневным мелочам, пространству, времени и языку, а также играют с нормами и правилами того, как воспринимаются те или иные вещи. Как правило, для зрителей их работы предстают в качестве фото- и видеодокументации процессов и действий, которые они совершают.
Мы собрали 11 перформансов японского дуэта. Об этих и других проектах вы можете подробнее узнать на сайте:
Release of mineral water, 2004
Ямасита и Кобаяси купили две бутылки немецкой минеральной воды в Японии и решили вернуть ее к источнику. Добравшись до нужного региона Германии, они вылили воду из бутылок в реку. И собрали видео о своем путешествии!
Miracle, 2004
На трехминутном видео показано, как пять игральных костей всегда показывают одно и то же число. Зрителю остается только догадываться, сколько бросков на самом деле осталось за кадром. Ямасита и Кобаяси говорят, что для создания ролика они подбрасывали кости ежедневно в течение двух месяцев.
Candy, 2005
Художники сделали гигантскую конфету (18 см в диаметре) и лизали ее, пока она не стала обычного размера. На это у дуэта ушло полгода. Работа с длительным временем — характерная черта многих проектов команды.
Infinity, 2006
Ямасита и Кобаяси пять дней подряд бегали по лужайке, пока на траве не появилась протоптанная ими дорожка в форме знака бесконечности.
1000WAVES, 2007
Это видео было сделано художниками на берегу Балтийского моря в Германии. Они насчитали, а затем на постпродакшене видео пронумеровали 1000 волн.
Dogsled, 2008
В снежный день Ямасита имитировала движение собачьей упряжки, катаясь в санях с 23 запряженными игрушечными машинками на радиоуправлении. Перформанс длился до тех пор, пока батареи игрушек не разрядились.
A Spoon Made From The Land, 2009
Для этой работы Ямасита и Кобаяси сделали ложку из песка. На одном из пляжей Японии они собрали железный песок с помощью специального магнита, затем извлекли железо и отлили из него ложку, заявляя о переходном состоянии объектов.
Mr.Someya doing a Handspring, 2009
В этой работе японский галерист, в пространстве которого и выставляется произведение, в классическом костюме делает фляк на свежезалитом бетоне. Оставленные следы вместе со снятыми художниками видео становятся документацией процесса.
Going Mainstream, 2010
Буквально истолковывая желание людей «going mainstream», то есть стать популярными, Ямасита и Кобаяси сплавляются на надувной лодке по самым длинным рекам — Нилу и Амазонке. Двухканальное видео показывает путешествие по каждой из рек на протяжении 30 километров.
I Am Everything, Everything Is Me, 2015
Полутораминутное видео устроено как сменяющиеся кадры разных предметов с неизменным повторением одного слова: «я». Таким образом паспорт, стул, опавший лист, очки, сырое мясо, чучело собаки, лошадь, кость, смартфон, отходы, фейерверк и многие другие объекты оказываются связаны между собой отражением единого «я», которое остается скрытым от зрителей. В фотографиях смысла нет, смотрите видео.
Letting the Mountains Hear the Voice of the Ocean, 2017
Перед зрителями инсталляция из двух экранов. На них показано, как Ямасита и Кобаяси в горах транслируют из динамиков записанный шум океана. Благодаря этому деревья, животные и птицы слышат звуки, которые они, скорее всего, никогда прежде не слышали в этом месте и в будущем не услышат. Художники становятся проводниками внутри оппозиции — двух состояний природы, которые не могут встретиться друг с другом.