Zahrad Stories — три анимационных фильма, вдохновленных поэзией западноармянского поэта Захрада. Авторки и художницы — Каринэ Ароян, Серж Манукян и Шамирам Хачатрян. Каринэ Ароян — выпускница годовой программы по иллюстрации в BBE. «Точка зрения» поговорила с Каринэ о том, из чего сложилась ее мультипликационная работа, и как учеба в BBE повлияла на этот проект.
Что это за проект
Мы с друзьями получили грант фонда Галуста Гюльбенкяна на создание трех короткометражных фильмов, основанных на стихотворениях западноармянского поэта Захрада, жившего с 1924 по 2007 годы. Его настоящее имя — Заре Ялдызджян. Он всю жизнь провел в Стамбуле и не очень известен в постсоветской Армении, хотя Захрад — один из самых важных поэтов двадцатого века. Мы решили привлечь внимание к его творчеству.
Как выбирали главного героя
Стихотворения Захрада очень необычны и не похожи на все армянское поэтическое наследие. Он не зациклен на национальности, его творчество крайне абстрактно. Я бы описала Захрада как одновременно символиста, дадаиста и дзен-буддиста.
Мы взяли три стихотворения — «Водопроводные краны» (Ծորակներ), «Женщина, перебирающая чечевицу» (Ոսպ սկտկող կինը) и «Веласкес» (Վէլասքեզ). Мой мультфильм посвящен произведению «Водопроводные краны». Это стихотворение, которое Захрад написал в молодые годы, когда работал продавцом в магазине сантехники. В этом тексте поэт предлагает каждому покупателю тот кран, что ближе подходит его судьбе. Например, кто-то приходит за спокойствием, кто-то — за миром, а кто-то — за любовью.
Текст стихотворения в переводе Каринэ
Я — продавец. Сижу, продаю краны.
Приходят люди, каждый выбирает себе по одному.
Кто-то — желтый, чтобы, когда откроешь, лилось солнце,
Кто-то — белый — чтоб белоснежная надежда,
Кто-то хочет кран света, кто-то — любви, а многие —
Краны терпения, сострадания, свободы…
Я притворяюсь, будто ищу, и каждому выдаю кран по его судьбе.
Вот, говорю, это лучший, выбрал его тебе.
Когда приходят домой и открывают кран,
И вода начинает течь,
Бесконечно радуются,
Вот, говорят, — золотая вода солнца,
Вот — надежды или любви,
А это — вода терпения, сострадания и свободы.
И умывают этой водой лицо и сердце
Поклоняются крану и вдоволь пьют…
Я — продавец, я продам еще много кранов.
Как создавался мультфильм
Я решила изобразить магазин как лавку древностей. Краны сконструированы из антикварных предметов, изображения которых я нахожу в базах данных различных музеев.
В этой работе я экспериментировала с коллажной техникой. Я использовала ее, рисуя фоны. Персонажи в мультфильме очень простые, и за счет детализированного задника изображения получаются интереснее.
На что обратить внимание в произведении
Для меня это важный проект, потому что он про возвращение. Двадцать лет назад я училась на журфаке. Последние два года учебы я практически прогуляла, потому что мы с подругой делали два эпизода смешного нишевого мульта, основанного на фан-фикшне про Древний Египет. Мы узнали, что есть какая-то программа, в которой можно делать анимацию, скачали ее пиратскую версию и стали рисовать. Спустя несколько лет нас нашла автор этого текста — профессор истории из Новой Зеландии и знаток мертвых языков. А прислали ей этот фильм какие-то люди из Таиланда.
В то время мы обе были фанатками Rammstein. И в новом фильме у меня есть отсылки к своей первой работе. Например, среди покупателей кранов есть немолодая пара. Это два образа: фрау Шнайдер и Рихард, гитарист с усами из клипа Deutschland. Для меня это дань памяти, потому что я пришла к анимации именно через них.
Как учеба влияет на творчество
До программы я была самоучкой. Я рисовала всю жизнь, но у меня язык не поворачивался что-то просить за свою работу. Я создавала очень много разных вещей и не могла разобраться, что именно у меня получается лучше. После программы я уже вижу, что мне нравится работать с коллажем. Кроме того, я освоила вроде бы простые вещи: например, функционал Фотошопа и того же Иллюстратора намного расширился.
Учеба в BBE выводит на новые ресурсы, новые ссылки, новые стили, новых людей. Было важно работать параллельно с ребятами, смотреть, как разные художники по-разному интерпретируют одни и те же истории и задания. Большая удача, что у нас есть возможность видеть друг друга: у нас есть общий чат программы, где я слежу за остальными.