Начальник отдела технологий шрифта в Paratype.
Об истории крупнейшей российской шрифтовой компании, рукописных шрифтах по почерку Пушкина, черновике «Декларации независимости» и о любимых конкурентах.
Об истории крупнейшей российской шрифтовой компании, рукописных шрифтах по почерку Пушкина, черновике «Декларации независимости» и шрифтах для домохозяек.
00:16 Я не дизайнер, я математик. 30 лет назад я попал в проект библиотеки Paratype, который назывался «Рукописные шрифты. Шрифты по почерку». Из Европы и других стран нам прислали заполненные формы с почерками — отдельные буквы и тексты со всего мира. Эти формы собирались мешками, отправлялись в Москву, сканировались и оцифровывались. Так я собрал чуть более 2000 рукописных шрифтов. Мы сделали разные версии почерков Пушкина, даже латинский шрифт на основе автобиографии Наполеона, которую Пушкин переписывал, будучи лицеистом. А шрифт «Джефферсон» составлен на основе черновиков «Декларации независимости» Томаса Джефферсона.
02:46 В 1999 году — год двухсотлетия Пушкина — основателю Paratype Эмилю Якупову пришла в голову идея сделать заголовки в журнале почерком поэта. Мы связались с Пушкинским домом и библиотеками, выбрали оттиски и создали на их основе шрифт. Эмиль решил на несколько месяцев открыть к нему бесплатный доступ на сайте. В итоге шрифт так разошелся, что через некоторое время я встретил его в магазине на логотипе водки. Купил бутылку и поехал в Paratype.
6:44 Мы продолжаем идти своим путем развития, невзирая ни на что. Мы считаем, что необходимо поддерживать конкурс «Современная кириллица». Считаем, что нужно выпускать каталоги и книги. Участвовать в конкурсах и выпускать определенные типы шрифтов — мы это и делаем. Поэтому Paratype — это больше чем бизнес. И сотрудники от первого поколения и до молодых — это люди–энциклопедии, с которыми очень интересно не только работать, но и просто общаться.
07:43 В 2016 году студентки-маркетологи из «Британки» делали дипломную работу на основе анализа нашей компании. На защите их дипломов я сказал: Paratype — это компания, чьи шрифты рекомендованы для работы Microsoft, лицензированы Adobe, Apple и Google — но об этом никто не знает, кроме нас самих. Сейчас мы стараемся рассказывать о том, что мы делаем. И есть о чем: в библиотеке своих шрифтов мы обновляем до 40 гарнитур в год.
11:32 За последние лет десять — и все это видят — в смысле типографики мир вокруг изменился. Изменилась навигация, да и просто понимание, как и где использовать шрифт. Мы уже не видим кричащих надписей, рукописных вывесок прописными буквами «ЦВЕТЫ». Отношение к шрифтам меняется. И мы стараемся рассказывать об этом повсюду.
13:30 Бесплатные шрифты — это не просто дар. Это еще и очень быстрая и обильная обратная связь. Их разбирают люди совсем разного уровня понимания типографики. Мы иногда получаем совершенно неординарный отклик. Благодаря этому можно быстрее вносить изменения, обращать внимание на наши внутренние технологии и стандарты.
14:30 Когда появился первый магазин шрифтов «ПараТайп», вокруг него объединились все студии, которые работали на тот момент. Их можно было сосчитать по пальцам. И где-то в 2010 году Маша Дореули опубликовала список дизайнеров шрифта, там было 50 человек. Сегодня я могу сходу вспомнить порядка 200 человек. Недавно я собрал подборку сайтов, на которых можно приобрести кириллические шрифты, — в мире их больше 50.
21:38 Чтобы создать настоящий тиражный шрифт, он должен быть еще и как бы программным обеспечением, которое работает в разных условиях. Чтобы все фичи верно отрабатывали во всех приложениях, браузерах и на разных экранах. Эту дополнительную технологическую работу не многие умеют делать. Мы стараемся всем студиям помогать.
26:49 Шрифтовые редакторы и хакеры сегодня умеют скачать и украсть любой шрифт. Мы поняли, что, возможно, правила игры неправильные. Мы стали давать дизайнерам возможность попользоваться шрифтами, попробовать их, примерить на свой сайт или десктоп. Они могут больше не воровать шрифты и не складировать их где-то у себя — а открыть библиотеку и с помощью удобной классификации выбрать нужный. А покупка лицензии — это уже проблема конечного клиента.
37:20 Человеку нужен не один шрифт, потому что наша жизнь — это не один цвет, не одна пара штиблет и не одно время года. Компании шрифт нужен, чтобы себя идентифицировать и передать свое отношение к окружающему миру. Я сегодня объяснял оператору ВТБ: «Посмотрите, какой у вас доброжелательный шрифт, посмотрите на его открытость». Она смотрела, и ей было это интересно.
39:23 В США нанимают каллиграфов, чтобы они от руки красиво написали приглашения. Но гораздо дешевле приобрести шрифт с каллиграфическими особенностями и им набрать открытки. Моя мечта, чтобы среди нашей аудитории появились интересующиеся, думающие домохозяйки, которые будут выбирать шрифты с разными характерами для приглашений на юбилей мужа или день рождения ребенка.
40:43 Понятие эстетики для большинства людей моего возраста если и пришло в жизнь — то только во взрослые годы. Но эстетика — очень важная сторона жизни. Сравним два города. Над одним работают дизайнеры и архитекторы, его посещают туристы, а во втором — ужасная навигация и планировка. В последнем люди будут злее. А я хочу, чтобы все друг другу улыбались. Для этого люди должны жить внутри дизайна, в более светлой среде, которую для них создают.