Алина Ермакова — преподаватель курса «UX-исследования» и программы «UX/UI: дизайн цифровых продуктов».
О клиентоцентричном дизайне, закалке в «Студии Лебедева», личности в цифровом мире и эффекте бога.
04:33 14 лет назад я пришла в дизайн — начала работать в отделе иллюстрации «Студии Лебедева», куда меня взяла Наташа Климчук. И вот сейчас я сижу здесь и даю Наташе интервью о своей жизни — для меня это очень крутой виток.
06:25 В «Студии Лебедева» мы считали, что 12 часов работы в день — это минимум, чтобы хоть что-то из себя представлять. Помню, как на планерке мы обсуждали: «У Саши загрузка с 12 дня до 9 вечера. Это не нормально. Работать по девять часов — это странно. Чувак явно не дорабатывает». Бедный Саша оправдывался: «Ребят, я в Подмосковье живу, у меня в 10 последняя электричка». Но мы его естественно перезагрузили все равно. Это ДНК студии определило и мое отношение к работе — для меня это место, где ты днюешь, ночуешь, живешь, пьешь, любишь, расстаешься, запускаешь проекты и, конечно, очень сильно растешь.
23:50 Очень важно определить внутренние триггеры, которые тебя приводят из проекта в проект, от человека к человеку. Мне лично нужно приносить пользу и помогать другим людям.
26:10 Я всегда говорю студентам: нельзя сделать что-то удобное и клиентоцентричное для других людей, если тебе самому неудобно на рабочем месте. Работа начинается с того, что ты из себя представляешь, где ты сидишь, кто тебя окружает, — и только потом ты способен что-то выдавать наружу.
26:23 Поначалу в «Сбербанке» мы сами за свои деньги в свои выходные сделали ремонт в своем офисе — покрасили стены, купили пуфики, лампы — все это втихую. На нас ругались, что по регламенту к стенам нельзя прикасаться. Мы кивали и продолжали подрывную деятельность. В итоге к нам все заглядывали, приходили на экскурсии, и заказчики были в восторге: «Ого, а так можно?» А уже потом появились все эти новые классные офисы «Яндекса» и «Сбера». Потому что среда — очень важна.
32:07 В Sber Devices мы построили лабораторию, которая воссоздавала отделение банка. Мы показывали разработчикам, как их настоящие пользователи взаимодействуют с продуктом и иногда рыдают от того, что им ничего не понятно, Это очень круто повышает эмпатию. А эмпатия — основа того, как надо подходить к любой работе.
34:28 Я объездила все главные конференции в Штатах и Европе и могу сказать, что наша страна — одна из лидеров по UX, дизайну и IT. Нам всем давно пора на этих конференциях самим выступать, потому что уровень того, что там говорят со сцен, — мы такое в 2015 году проходили. Но нет пророка в своем отечестве — до сих пор на российских конференциях предпочитают приглашать кого-то с Запада, чем продвигать собственных коллег: «Ведь, им там виднее». Такая наша российская особенность.
40:00 В «Студии Лебедева» есть одно главное правило — «не работать с мудаками». Для кого-то это просто пафосные слова. А для меня — важнейший принцип, который позволяет сохранить самость, адекватность и желание что-то делать дальше, особенно если тебе надо идти против устоявшихся привычек и протаскивать инновации.
43:33 Мне не нравится, когда детям говорят: «Да куда ты пошел? Не ходи туда! Сейчас упадешь!» Человек еще не прожил свой опыт, а ему уже пообещали, что будет плохо. Этот негативный взгляд, с которым мы все выросли, очень мешает в жизни. Мы всегда готовы к плохому и не готовы пробовать новое, потому что нам объяснили: да ты же упадешь! Своим сотрудникам я всегда даю возможность упасть — но на видимом, безопасном расстоянии. Человек должен получить этот опыт, чтобы понять — ошибаться не страшно. И только тогда возможны инновации. Наша команда — это save space, в котором можно ошибаться.
46:01 Выгорание — это когда ты тратишь больше энергии на тревожность, чем на результат.
52:26 Я смотрю на своих сотрудников и думаю, вот бы мне в 24 года получить то, что они имеют сейчас, — искусственный интеллект, лучшие инструменты, образование, опытная команда. Им так повезло. Мы родились, когда интернет только создавался, а сейчас мне в личку пишут: «У вас в банкомате биометрия очень медленно работает, приходится секунд пять ждать распознавания по лицу. Вы там совсем охренели?»
1:00:28 Супрематизм — квадрат, круг, треугольник — это основа мироздания. Из этого состоит весь дизайн, и только так можно смотреть на нашу работу. У меня даже татуировка супрематическая.
1:01:41 Раньше я таким анархистом была, а теперь поняла, что без классических произведений и без знания исторической основы, ничего не получится. Невозможно создать будущее, если ты не знаешь прошлое. Наверное, это возраст.