Поиск работы, резюме, интервью — самые волнующие темы для начинающих дизайнеров. Мы уже задавали актуальные вопросы о найме команде «Т-Банк», которые помогут сориентироваться, что ждет от кандидата HR и команда. Но что ждет джуна после получения желанного оффера?
Даша Епанчинцева — продуктовый дизайнер в «Т-Банк». Она занимается накоплениями и вкладами в клиентском приложении и личном кабинете на сайте. И недавно исполнился год ее дизайнерской карьере. Мы поговорили с Дашей о том, как она адаптировалась к работе в такой крупной компании, как борется с синдромом самозванца в конкурентной среде и о чем важно не забывать, работая в корпорации.
Чем ты занималась до дизайна и почему решила пойти в эту сферу?
Это моя первая работа дизайнером, до этого я изучала в университете такой экзотический язык, как датский, и несколько лет помогала старшеклассникам готовиться к ЕГЭ. Изучение и преподавание языков — классная сфера, но мне захотелось идти дальше. Во-первых, уже некуда было расти: за годы работы с ЕГЭ я из студентки-наставницы успела стать тимлидом большой команды. Во-вторых, захотелось обрести опору в виде какой-то квалификации, кроме владения иностранными языками.
Я начала изучать, какие есть варианты относительно быстро сменить сферу, и когда прочитала описание профессии UX/UI-дизайнера, у меня сложился пазл. В ней много созидательной и креативной работы, но одновременно важны системность и следование процессам.
А еще меня вдохновила возможность приобщиться к чему-то современному и развивающемуся, к IT-сфере в целом. В этом даже есть определенный престиж. Мне кажется, другие гуманитарии меня поймут.
Когда у тебя гуманитарное образование, ты часто чувствуешь себя на задворках мира и не представляешь, как станешь успешным в общепринятом смысле слова. Я увидела для себя новый шанс.
Курс «Арт-дирекшн цифрового продукта»
Усилите свою экспертизу в создании цифровых продуктов, научитесь вызывать эмоции от интерфейса с помощью дизайна, формы, цвета и текста и узнаете, как продать конечный продукт благодаря знаниям о маркетинге и пиаре.
Как так получилось, что «Т-Банк» сразу стал твоим первым местом работы?
Действительно, я попала в «Т-Банк» практически сразу после обучения на онлайн-курсе. Меня не первый раз спрашивают, как я это сделала, но у меня нет невероятной истории. Мне бы очень хотелось поделиться волшебным советом, но я просто постаралась использовать те знания, которые получила во время обучения.
Из основных рекомендаций — создать понятную структуру в тестовом, чтобы быстро считывалось, какие были этапы работы и какой финальный результат получился. Также не стоит делать дискавери ради галочки. Мне кажется, этим страдают многие начинающие дизайнеры. Например, проводят исследования конкурентов или глубинные интервью, но потом эти выводы никак не используют в работе.
Для собеседования на стажерскую позицию я сразу подготовила презентацию про свое тестовое. Оказалось, что у нас только полчаса, а нужно и про себя рассказать, и макеты показать. В итоге получилось наглядно и помогло выделиться. И важно быть доброжелательным, производить приятное впечатление на человеческом уровне.
Какие у тебя были представления о работе дизайнера во время учебы и с какой реальностью ты столкнулась?
Я представляла работу дизайнера более прикладной: получил бриф и сидишь сам по себе тихонечко делаешь, что-то рисуешь в Figma. Я быстро поняла, что это не так работает.
И хорошо, что оно не так работает, потому что иначе это был бы не дизайнер, а оператор Figma. Оказалось, что нужно гораздо больше думать головой и меньше делать руками.
Если в компании хорошо развита дизайн-культура, а в «Т-Банк» она достаточно хорошо развита, то у дизайнера важная роль в процессе. Это подразумевает проактивность и большую ответственность. Не уверена, что я была полностью готова к этому в начале.
Задача практически никогда не приходит к тебе в виде идеально сформулированного документа. Сначала есть этап выяснения всех вводных, и это важный фундамент, который ты закладываешь для себя, для всей своей последующей работы. И я 100% уже совершала ошибку, что недостаточно серьезно подошла к этому этапу.
Наверное, еще одним подводным камнем оказался процесс разработки. Во время учебы делаешь много проектов, но все они заканчиваются на этапе подготовки макетов. Ты не задумываешься о том, что с ними будет дальше. А оказывается, что там дивный новый мир — это долгий и не всегда линейный процесс, особенно в крупных компаниях вроде «Т-Банк».
Мне сложно сохранять мотивацию, когда нет возможности постоянно закрывать задачи и получать дофаминовое подкрепление, поэтому для меня это оказалось минусом. С другой стороны, я могу сделать что-то маленькое, а это увидят миллионы людей, что тоже по-своему круто.
Как ты с этим справляешься?
Стараюсь поддерживать контакт с моими продакт-менеджерами, дополнительно просить у них фидбэк пользователей или результаты A/B-тестов и подчеркивать, что для меня важен результат.
Еще можно делать задачи для внутреннего пользования. Например, систематизировать оформление файлов или актуализировать макеты. Это тоже дизайнерская работа — представить это как продукт, который улучшаешь и у которого тоже есть свой пользователь, и потом собрать фидбэк со своих коллег. Это приносит удовлетворение и то самое чувство значимости.
Насколько быстро ты адаптировалась к работе в такой крупной компании?
Это было тяжело: первое время присутствовал постоянный страх. Мне казалось, что я просто ребенок, который потерялся в этом взрослом корпоративном мире. Было страшно делать самые простые вещи: написать человеку с вопросом, поставить встречу в календарь. Но это просто надо делать, преодолевать и постепенно обретать уверенность. Также помогает понимание, что ты не одинок в своих переживаниях. Важно делиться с коллегами, которым ты доверяешь, или ребятами из профессионального комьюнити. Мне повезло: во время стажировки меня сопровождал понимающий ментор, который сильно меня поддерживал.
Это была моя первая работа на полный день. До этого я работала парт-тайм, и для меня стало новым опытом, когда работа начинает поглощать такую огромную часть жизни. Твоя идентичность, весь твой образ жизни во многом начинают строиться вокруг нее. С одной стороны, в этом есть стабильность и в этом можно искать опору. Но с другой, если что-то идет не так, то это может ослабить и подкосить. Сложности на работе могут выливаться в остальную жизнь.
Было также болезненно ощутить себя новичком. Из-за этого чувства сложно понять: тебе не нравятся конкретные аспекты работы или просто не нравится ошибаться и чувствовать себя глупо — что неизбежно будет происходить. По сути, весь этот год ушел на адаптацию в новой профессии и только сейчас я выхожу на плато, где ощущаю себя более уверенно.
А насколько вообще тебе кажутся дружелюбными сферы дизайна и IT?
Если говорить про моих коллег, то у меня главным образом положительный опыт. Но если рассуждать в общем про инфопространство, то тут уже сложнее. Чтобы не отставать, я сама создала себе насыщенное информационное окружение, но теперь оно же стало проблемой из-за перенасыщения. Есть ощущение, что мне необходимо иметь свое мнение на все: очередные курсы, релизы конкурентов, обновления программ.
Я уже говорила, что динамичность и инновационность сферы — это большой плюс для меня, но одновременно это и вызов. В дизайн-комьюнити много ярких, активно проявляющихся личностей. Есть определенная культура постоянного развития и роста.
Сложно себя не сравнивать с другими дизайнерами, не требовать от себя все свободное от работы время посвящать обучению, посещению мероприятий, созданию блога.
Во мне сравнение убивает мотивацию. Появляются мысли о том, что все равно никогда не стать такой же яркой, поэтому надо смириться с ролью среднего дизайнера. Но в какой-то момент я осознала, что это не про меня, у меня много амбиций, которые хочется реализовать.
Это стало поводом задать себе важные вопросы, подумать, что на самом деле мне интересно. Мы ведь уже не в школе, больше нет единого определения, что такое высокий результат. Можно быть крутым специалистом, можно — хорошим руководителем, можно менторить начинающих, а для кого-то важна публичность. Когда я испытываю восхищение или зависть, я спрашиваю себя: а что в них есть такого, что я хотела бы себе?
Дизайн-библиотека BBE
Пополняемая коллекция бесплатных и платных курсов от онлайн-школы Bang Bang Education поможет определиться с интересами, развить насмотренность, освоить ключевые навыки и разобраться в тонкостях выбранной профессии.
Как ты борешься с синдромом самозванца в такой конкурентной среде с большим фокусом на саморазвитие?
Мне помогает конкретизация своих целей и маркеров успеха. Если их не получается определить самой, то можно обратиться за помощью. Совсем недавно я донимала своего лида вопросом: как понять, что я работаю нормально? Мы пришли к тому, что к концу рабочего дня должен быть какой-то результат, который можно сформулировать.
У меня есть хорошая техника для этого. В конце дня я пишу саммари всего, что сделала за день. В конце недели собираю все дни. Потом в конце месяца. В итоге у меня есть по месяцам список того, чем я занималась. Это помогает не забыть, что я сделала, и избавляет от ощущения, что я никуда не двигаюсь.
О чем еще важно не забывать, работая в корпорации?
Хорошо, если есть мэтч по ценностям с тем местом, где ты работаешь, если тебе там искренне нравится. Я сама очень привязываюсь ко всем продуктам и командам, с которыми работаю, и начинаю эмоционально вовлекаться. Но иногда это выходит мне боком. Важно культивировать представление о себе как о самостоятельной единице, которая в данный момент выбрала присоединиться к этой компании. И сверять все происходящее со своим компасом, а не наоборот.
Дело не только в том, чтобы честно выполнить свою работу, но и помнить про другую часть договора: а что я могу взять от компании? Это не про компенсацию обедов и ДМС, а глобально. Какие тут есть возможности для моего развития? Какие потребности и амбиции я могу удовлетворить с помощью тех инструментов, которые мне дает компания?
Что бы ты посоветовала себе и другим дизайнерам в начале пути?
Важно уважать себя, даже когда еще не хватает экспертности. Я часто ловила себя на такой защитной реакции: начинала принижать себя, оправдываться и говорить, что я тут всего три дня, если понимала, что я чего-то не знаю или не умею, и это попадает в поле зрения коллег. Может это и так, но это не обнуляет мой прошлый опыт — жизненный и профессиональный.
Даже если ты пока плохой дизайнер, ты в первую очередь человек и заслуживаешь человеческого отношения.
К тому же если постоянно транслировать другим это ощущение беспомощности, оно может закрепиться. Старайтесь реагировать спокойнее, когда допускаете ошибку. Не извиняйтесь и не корите себя, а попробуйте сказать, что еще не сталкивались с такой задачей, и попросите объяснить, как это работает. Это уже совершенно другая подача себя.
Даже опытные дизайнеры не застрахованы от ошибок, и даже новички в состоянии давать хороший результат.
И главное, решите для себя, что для вас важно, и фокусируйтесь именно на этом, потому что вокруг будет множество разных мнений о том, что надо и не надо, что правильно и неправильно делать. Кстати о токсичности IT-сферы: здесь часто в категоричной манере говорят, что хорошо, а что нет. Поэтому важно выработать свои ценности, которые и будут определять ваш вектор.
Можно потренироваться прямо на этом тексте. Подумайте, близки вам были мои мысли и выводы, а если нет, то и не нужно меня слушать :)