Содержание
- Саунд-дизайнер, звукорежиссер и композитор: различия
- Этапы работы саунд-дизайнера
- Элементы саунд-дизайна
- В каких программах работает саунд-дизайнер
- Где искать звуки
- Примеры удачного звукового дизайна
Саунд-дизайн — это создание звуковых эффектов для кино, игр, рекламы, приложений, шоу, спектаклей, общественных и выставочных пространств.
Усиление передачи настроения и атмосферы происходящего на экране или в физическом пространстве — основная задача саунд-дизайна. Звуки, которые мы слышим в реальном мире, не такие яркие и акцентные, как того требуют законы драматургии. Саунд-дизайнер озвучивает нужные моменты так, чтобы контент стал более объемным и погрузил зрителя в историю.
Саунд-дизайнер, звукорежиссер и композитор: различия
При всей разности навыков и инструментов работы, у саунд-дизайнеров, звукорежиссеров и композиторов одна общая сверхзадача — придумать, как заполнить экранное или физическое пространство нужными звуками.
Композитор
Создает музыку для проекта, записывает ее с музыкантами или самостоятельно.
Звукорежиссер
Работает с драматургией звука, придумывает, как будет звучать кино, игра или театральное пространство. Он чаще остальных специалистов по звуку занимается техническим сопровождением проекта: настраивает звуковое оборудование при записи речи или звука, сводит звуковые дорожки воедино.
Саунд-дизайнер
Работает со звуковыми эффектами, создавая их в том числе из несуществующих звуков. То, с каким звуком Марио будет кидать огненные шары, а Человек-паук цепляться паутиной за небоскреб, придумывает саунд-дизайнер.
В зависимости от направления проекта, роли саунд-дизайнера могут совмещать и композиторы, и звукорежиссеры. Те же задачи часто должен уметь решать и режиссер монтажа.
Курс «Создание музыки с помощью компьютера и доступного ПО»
Узнаете, как создавать музыку или саунд-дизайн с помощью компьютера и доступных программ, даже если вы не музыкант. Освоите простые базовые навыки музыкального производства и редактирования звукового материала.
Этапы работы саунд-дизайнера
- Чтобы звуковое оформление дополняло изображение и создавало с ним единое произведение, саунд-дизайнер работает в связке с режиссером, звукорежиссером и композитором проекта. Создается аудиовизуальная концепция будущего проекта.
- Имея готовую концепцию, саунд-дизайнер начинает подбирать звучание будущей работы. Материалы выбираются как из библиотеки с готовыми звуками, так и создаются самостоятельно.
- Когда нужные звуковые элементы собраны, происходит сведение и мастеринг. Отдельные звуковые дорожки собираются в одну и подготавливаются к использованию в медиапродукте. На этом этапе саунд-дизайнер активно работает со звукорежиссером проекта.
Элементы саунд-дизайна
Звуковое наполнение любого проекта состоит из нескольких элементов. Они называются звуковыми слоями и описывают разные категории звуков.
Фоновые шумы
Используются для того, чтобы лучше раскрыть окружающую среду и пространство. Если мы смотрим сериал, где действие происходит в офисе, то на фоне диалогов персонажей мы будем слышать гудение люминесцентных ламп, печать принтера и клацанье клавиатуры.
Синхронные шумы или фоли
Звуки, соответствующие определенным действиям. Звуки одежды, шагов в разной обуви по разным поверхностям, передвижение предметов. В кино и сериалах фоли делают акцент на действии, в играх придают реалистичность действиями персонажа. Обычно такие эффекты записывают в студии, затем монтируют и сводят с остальными элементами фонограммы.
Звуковые эффекты
Это все звуки окружения, которые не являются синхронными.
Sfx создает саунд-дизайнер. Это голоса существ и звуки явлений, которых нет в реальном мире: пришельцев, магических ритуалов, монстров и динозавров.
Hfx берутся из реального мира. Это могут быть звуки выстрелов, взрывов, машин.
Музыка
Саунд-дизайнер работает с композитором, чтобы музыка сочеталась с другими звуковыми элементами. Музыка делится на:
- внутрикадровую — в сцене фильма играет музыка из портативной колонки или другого источника
- закадровую — герои не слышат эту музыку, она существует вне их действия
Речь
Внутрикадровая — реплики персонажей. Их записывают либо непосредственно на съемочной площадке, либо на озвучке в студии.
Закадровая — речь диктора.
Интершум
Что-то среднее между фоновыми шумами и речью. Пример: множество разговоров в ресторане, которые сливаются воедино.
В каких программах работает саунд-дизайнер
Ableton Live
Популярнейшая DAW (Digital Audio Workstation) в музыкальной индустрии. Ей пользуются музыканты, звуковые дизайнеры, диджеи. Она позволяет проводить живые выступления, создавать звуковые эффекты, аранжировки и сводить дорожки.
Главное преимущество Ableton Live — большое комьюнити. В интернете можно найти огромное количество бесплатных курсов, инструкций и статей по работе с этой программой. Еще для Ableton Live создается много плагинов, которые дополняют основной функционал программы.
Reaper
Отличная альтернатива Ableton Live. Она тоже дает возможность записывать живой звук и создавать музыку с помощью виртуальных инструментов.
У Reaper есть бесплатный пробный период, а лицензия стоит относительно недорого, что делает программу более подходящей для обучения. Еще эта DAW отлично подходит для создания звуков в видеоиграх.
Pro Tools
Программа обладает более широким функционалом, чем Ableton Live и Reaper, и используется в профессиональной среде. Ее используют в радио и телевидении, кино и музыкальной индустрии, поэтому в больших проектах владение Pro Tools — стандартное требование.
Помимо DAW саунд-дизайнеру нужны программы для очистки аудио от шумов и помощники для работы с собранной библиотекой звуков.
iZotope RX — популярная программа, которая убирает лишние звуки, фоновые шумы и реверберацию. С ее помощью можно даже реставрировать старые записи, избавляясь от щелчков, шороха и гула.
Soundly помогает саунд-дизайнеру управлять библиотекой собранных звуков. Он их каталогизирует и помогает быстро найти нужный звук, поскольку не у всех DAW есть встроенные менеджеры.
Где искать звуки
Библиотеки звуков
Со временем у саунд-дизайнера собирается собственная звуковая библиотека. Доступный способ для ее пополнения — обращение к готовым онлайн-хранилищам звуков. Но здесь нужно быть аккуратными: звуки, даже короткие щелчки, часто защищены авторским правом. Если вы нашли, как кажется, бесплатный звук, он может размещаться на пиратском ресурсе. Проверьте, распространяются ли звуки на данном ресурсе по лицензии Creative Commons. Пример бесплатной библиотеки — Freesound.
Полевая запись
Это когда саунд-дизайнер собирает звуки реального мира в городе, общественных пространствах или на природе. В зависимости от масштаба проекта команда может работать с карманными рекордерами или с целыми съемочными комплектами, в которые входят: группа рекордеров, радиосистемы с петличными микрофонами, бум-микрофоны на «удочках» (вытянутые микрофоны на длинной ручке, которые обычно держат звукооператоры).
Синтез
Создание звуков с помощью специальных программ. Для него используют виртуальные инструменты записи и синтезаторы. Чаще всего синтез задействуют в игровой индустрии или фантастических историях.