Как становятся продюсером рекламы? Как ты оказалась в видеопроизводстве и в какой момент начала работать в Stereotactic?

Когда я была подростком, моя лучшая подруга поступила в Московскую международную киношколу. И в силу того, что мы очень много времени проводили вместе, я потихоньку начала окунаться не просто в мир просмотров кино, а глубже — в его производство. Появились новые друзья: будущие операторы, продюсеры, режиссеры, актеры. Это был девятый или десятый класс, когда начинаешь думать: «Боже, чем же ты будешь дальше заниматься? Что тебе самой на самом деле интересно?» Я знала, что мне нравится, но не понимала, как это разложить и пользоваться этим в дальнейшем.

К окончанию школы я так и не рискнула пойти за своим увлечением и поступила в Плехановскую академию на финансиста. И здесь как раз мой интерес к кино совпал с интересом к финансовой составляющей процесса, поскольку продюсирование — это тот же самый финансовый менеджмент. При этом я продолжала дружить с ребятами из киношколы, часть из них уже училась во ВГИКе, часть — в других специализированных вузах. О каких-то изменениях и актуальных течениях в видеопроизводстве узнавала от них.

В то время в Россию еще часто приезжали иностранцы снимать рекламные ролики. В один момент я познакомилась с девчонкой, которая была координатором на таких сервисных проектах. У меня был и есть хороший английский, а на проекты нужны были ассистенты, которые могли бы без проблем коммуницировать с иностранной командой. Так я начала смотреть изнутри на производство рекламы и познакомилась с ключевыми фигурами российской видеоиндустрии. В частности, с Сережей Яхонтовым, он в дальнейшем и познакомил меня с ребятами из Stereotactic. Я знала про них и до этого, потому что каталась на сноуборде, все сноубордические видео были у меня на дисках. (Stereotactic был основан в 2009 году, тогда компания выпускала сноубордические фильмы и организовывала масштабные ивенты. — Прим. ред.)

Однажды мне позвонил Сережа Яхонтов, это был 2016 год, и рассказал о том, что Stereotactic планирует делать проект для международной премии «Аврора». Я пришла на встречу познакомиться с одним из основателей студии, Пашей Карыхалиным, мы приятно поболтали. Он спросил про опыт, я рассказала, что делала до этого: к тому моменту я успела поработать в сериале, не в продюсерском департаменте, но тем не менее понимание процесса производства у меня уже имелось. Так и начался мой путь в Stereotactic с позиции ассистента продюсера.

Проект для «Авроры» был длительный и не совсем стандартно рекламный. Мы снимали три документальных короткометражных фильма про каждого из героев, которые были номинированы на премию. Мои задачи на этом проекте сразу вышли за рамки позиции ассистента продюсера. Помимо базовых ассистентских задач, на мне также были все задачи по коммуникации с героями, встречи нашей команды с ними, подготовка команды к тревелу со всех сторон. Путь от ассистента до продюсера не был пройден за месяц. Мне понадобилось около двух лет, чтобы зарекомендовать себя и начать сотрудничать со Stereotactic в качестве продюсера.


Продолжая тему задач, давай поговорим о том, в чем сегодня заключается твоя работа. Разберем этапы видеопроизводства с точки зрения продюсера.

Брифинг

Если говорить о позиции продюсера, моя работа начинается с того момента, когда в студию приходит бриф на рекламную кампанию. Внутри нашей компании структура продакшена разделяется следующим образом: есть продюсерский департамент и есть департамент дирскаутов (отдел, который занимается отбором потенциальных режиссеров для проекта. — Прим. ред.). Как только бриф падает на почту, команда дирскаутов готовит лонг-лист потенциальных режиссеров, которых мы бы хотели позвать работать с нами в рамках этого тендера. Ознакомившись с брифом, я в диалоге с дирскаутами начинаю дорабатывать лонг-лист комментариями со своей стороны. Добавляю, какие режиссеры лучше подходят под эту задачу.

Отсмотрев работы кандидатов, мы собираем специальное портфолио: готовим сопроводительные письма, где акцентируем внимание клиента и агентства на тех работах режиссера, которые мы считаем релевантными для этого тендера, прописываем, почему именно этих ребят мы предлагаем смотреть.

Дальше идет этап отбора режиссеров в шорт-лист. Мы считаем наиболее правильным и эффективным выбирать в шорт-лист не более двух режиссеров под каждый тендер. Подготовка тритмента (подробное описание режиссерского видения проекта, с референсами, описаниями художественных приемов и технического подхода съемки. — Прим. ред.) имеет определенные временные ограничения. И чем больше режиссеров идет в тендере, тем меньше я могу как продюсер уделить внимание каждому из этих режиссеров и каждому из этих потенциальных победных тритментов.

Дальше начинается написание тритмента. Здесь я работаю в связке с режиссером. Клиент зачастую сразу дает понимание по бюджету, и на этом этапе я уже знаю, что мы можем себе позволить, а что нет. Я должна быть уверена, что наше совместное с режиссером предложение классное и что оно вписывается в рамки озвученного клиентом бюджета.

Важный момент: при подсчете сметы и написании тритмента надо учитывать, что у режиссера, как правило, есть своя команда, с которой ему комфортно работать, — оператор, художник-постановщик, художник по костюмам, режиссер монтажа. Если нужно, то и студия графики. В мои задачи также входит уточнить занятость всей команды еще на этапе тендера, чтобы понимать, с кем мы в дальнейшем будем это реализовывать.

Тритменты написаны, сметы под каждого режиссера сделаны, все это отправляется клиенту. Начинается обсуждение на его стороне. Здесь я, как продюсер, не принимаю участия. Если мы выигрываем проект, приступаем к этапу производства.

Препродакшн и продакшн

Препродакшн начинается с раскадровки. Она необходима всей команде, нам нужно разложить ту историю, которая была придумана, на конкретные кадры. Зачастую режиссеры в своих тритментах уже прописывают условную раскадровку, и, если время позволяет на этапе подготовки тритмента, мы ее прорисовываем, потому что это помогает клиенту визуализировать возможный конечный продукт. Иногда, когда позволяют сроки и этого требует история, мы делаем превизы (черновая версия анимации видеоролика, позволяющая оценить движения, расположение и расстановку объектов в кадре, ракурсы камеры, тайминг сцен, продолжительность и соответствие музыкальной, звуковой дорожек видеоряду. — Прим. ред.). Однажды был проект для рекламы «Самолета», и созданный превиз — это был на 90% будущий отснятый ролик. После подготовки раскадровки мы отправляем ее на утверждение агентству или клиенту напрямую.

Этап препродакшена, если только вы не снимаете заранее утвержденных актеров или селебрити, включает в себя кастинг. Кастинг, как правило, проводится в несколько волн. Для меня обычно их три.

После мы создаем мудборды по стилю и реквизиту, все это обязательно согласовывается с клиентом. Происходят две производственные встречи непосредственно перед съемками. Pre-PPM (pre-preproduction meeting) происходит с агентством напрямую, где мы финализируем наше видение, которое уже на PPM (pre-production meeting) будем транслировать клиенту и согласовывать с ним. Все ключевые моменты — утверждение героев, локаций, мудборда по костюмам и раскадровки — происходят на PPM. Это финальная точка перед выходом на съемки.

После этого мы всегда оставляем несколько дней на финальную подготовку. Это дни, когда мы всей командой производим техническое освоение выбранных локаций, проходим по тому, как и что будем снимать, какое оборудование нужно. Дальше начинается этап продакшена. Продакшн — это сами съемки.

Постпродакшн

По окончании съемок мы приступаем к постпродакшену. Он отличается от проекта к проекту, потому что объем задач на этом этапе может быть очень разным. Если история построена на графике (здесь речь не только про техническую графику, но и про создание 3D-объектов, которые мы интегрируем в уже отснятый материал), тогда постпродакшн более длительный, чем когда у нас нет такой необходимости, и мы просто обращаемся после утверждения монтажа к цветокоррекции, делаем технический клинап (очистка видеоматериала от ненужных элементов. — Прим. ред.), пишем музыку, саунд-дизайн и все это сводим.

Вне зависимости от объема задач первый этап постпродакшена — это монтаж. Часто мы привлекаем режиссера монтажа еще на этапе препродакшена, потому что после раскадровки классно собирать бордоматики (прототип будущего ролика, собранный из нарисованных кадров с черновой озвучкой. — Прим. ред.) и предоставлять их клиенту для понимания того, в какой хронометраж укладывается та или иная сцена.

Первичную сборку ролика режиссер монтажа производит еще на съемках в режиме онлайн. Но когда ты, выспавшись, на следующий день приходишь в студию, среди отснятого материала находятся дубли, которые еще лучше монтируются друг с другом.

Следующий этап — работа с цветом, если мы говорим про картинку. Если говорить про музыку, то работа над ней может начаться до этапа цветокоррекции. Подбор референсов по музыке происходит сильно заранее. Композитор может начать писать музыку, если есть утвержденные с клиентом референсы. После получения драфта по музыке мы его обсуждаем и финализируем. Если в ролике есть голос за кадром, а, как правило, он есть, записываем его, делаем саунд-дизайн и сводим весь звук воедино.


Резюмируя, опиши свою роль как исполнительного продюсера во всех этих этапах.

Продюсер в видеопроизводстве — это как дирижер оркестра. Ты должен знать, кому и когда дать окей на вступление со своей партией и когда вовремя сказать ему: «Подожди, сейчас мы послушаем другого». А потом объединить их, когда они начнут играть совместную партию.

Если говорить производственными словами, то роль продюсера на проекте заключается в поддержании коммуникаций между всеми департаментами производства, с клиентом и агентством, а также в контроле за выполнением поставленных задач, контроле за получением финального результата и контроле финансовой стороны производства.


Терминология видеопродашкена от А до Я
Рассказываем про важные термины из мира видеопроизводства
Читать далее

Какую из спродюсированных тобой работ ты считаешь самой классной? А какая нравится меньше всего?

В разные этапы у меня разная любимая работа. И назвать сейчас один самый любимый ролик за все время я не смогу.

С точки зрения продюсирования всегда есть две стороны медали. Есть сторона финального результата, которая красивая, а есть сторона твоего вовлечения. Твоей напряженности во время проекта, того, как ты погружен в него. Бывает, очень симпатично визуально получился финальный продукт, но ты для себя ничего нового в процессе его производства не узнал. Классный проект? Классный. Могу я назвать его любимым? Наверное, нет.

Я люблю челленджи. Мне нравится, когда у всего есть развитие. Развитие в моей работе — это внедрение новых технологий, интересных художественных решений. Например, был проект, где из элементов реквизита создавались портреты героев. Сложность была в том, что нам сильно заранее нужно было провести кастинг и все утвердить. Нужно было пригласить художника визуализатора, который, имея теоретический набор реквизита, смог бы создать портрет героя. Если человек носит очки, то это велосипед в форме очков и так далее. Это просто как пример челленджа.


А есть у тебя какое-то внутреннее разделение рекламы как искусства и рекламы как рекламы?

Все зависит от команды. При наличии талантливой команды, которая слаженно работает на проекте, мне кажется, можно создавать рекламу, которая работает как искусство и при этом выполняет свою основную функцию. И я не имею в виду только режиссера, оператора и художника, которые отвечают за визуальную, креативную составляющую. Я, например, не отношусь непосредственно к постановщикам, но от слаженности работы моей команды, от продюсерской и административной поддержки тоже зависит конечный визуальный результат.

Ролик для S7 — хороший пример искусства в рекламе. В нем есть только одна фраза за кадром, она на пэкшоте (финальный кадр видеоролика с изображением рекламируемого продукта, названием, логотипом компании и, как правило, лозунгом. — Прим. ред.). S7 — это авиакомпания. Мы не показываем самолет ровно до пэкшота. Мы говорим в этом ролике образами: сквозь хронометраж всей рекламной кампании проносим образ светлой полосы и в финале выходим на светлую полосу, которую оставляет самолет, пролетая в небе.


Курс «Свет: основы»

Художница и фотограф Моника Дубинкайте рассказывает, что такое свет и как с ним работать, даст практические советы и покажет примеры работ. Узнаете об освещении и его использовании в работе, как люди воспринимают свет и тень.

Изучать бесплатно 💸

Даже при тщательной подготовке на съемках всегда случается что-то непредвиденное и стихийное. Расскажи про самый крупный форс-мажор, который случился с тобой во время производства.

Одна из моих историй случилась не в рамках Stereotactic. Это были выездные съемки короткого метра, мы находились далеко от города. Я не самый первый человек, который появляется на площадке, обычно я приезжаю ближе к началу съемок и мотору. И вот я собираюсь выезжать, выхожу из дома и вижу, что у меня один пропущенный. Один пропущенный, казалось бы, не 27 пропущенных, когда ты думаешь, что что-то точно случилось, а один легкий пропущенный. Я подумала: «Сейчас перезвоню». Дошла до машины, не думая, что какой-то форс-мажор мог случиться, мне же всего один раз позвонили. В итоге я сажусь в машину и выясняется, что актер не приехал к своему вызову на площадку.

За полтора часа мы провели кастинг по зуму и нашли нового актера. Режиссер провел колоссальную работу. Сцена, в которой должен был играть только что выбранный актер, была сложной диалоговой, то есть не просто формат «пройди из одного угла в другой угол и возьми что-то». Повторюсь, что мы находились на выездных съемках в поле за энное количество сотен километров от цивилизации. Там есть деревни рядом, но магазина, в котором можно срочно дозакупить костюм по размеру для нового актера, нет. Пока он к нам ехал, костюмерши пошли всех опрашивать по домам в ближайшей деревне и собрали какой-то образ. Мы оперативно со вторым режиссером поменяли порядок съемки кадров, начали снимать другие сцены, пока к нам доехал актер, и режиссер отрепетировал с ним сцену. В итоге все позитивно закончилось и разрешилось.


Вне Stereotactic ты продюсируешь не только рекламу?

Да, у меня в портфолио есть несколько короткометражных фильмов, полнометражных пока нет. В разработке один пилот сериала, который надо доработать, в идеале получить финансирование и потом произвести. Это то, что мне хочется осуществить.


Режиссер монтажа фильмов: кто это и что делает, вход в профессию, навыки и зарплата монтажера
Какую роль занимает режиссер монтажа в видеопроизводстве? Рассказываем о необходимых навыках, софте и о том, как им стать
Читать далее

Stereotactic сегодня известен как продакшн, который продюсирует и снимает не только рекламу, но и авторское документальное кино, игровые полные метры и сериалы. У тебя как у продюсера есть желание перейти из рекламы в эти «высшие формы» видеопроизводства в рамках Stereotactic?

Конечно. Мне было бы интересно спродюсировать и снять свой полный метр. Кино — это точно следующий этап для меня. То, о чем я думаю последние несколько лет, и то, что стоит в моих планах. Но пока, на пути к этому, работа в рекламе обеспечивает. Я сказала, что у меня есть какие-то личные разработки в эту сторону, но в рамках Stereotactic тоже вполне вероятно, что это случится в ближайшее время.


Что самое сложное для тебя в работе продюсером? А что приносит больше всего сил, радости, удовлетворения?

Удовлетворение приносит финальный результат. Когда смотришь на ролик и думаешь: «Вау, получилось классно». Все усилия, которые были потрачены на создание этого продукта, были не зря. И очень важно, конечно, наличие единомышленников вокруг тебя, которые также горят этой идеей. Тогда получается продукт, работу над которым вспоминаешь с теплотой спустя время.

Самое сложное — это поженить желания клиента с имеющимся у него бюджетом на проекте. Я немного шучу, но если серьезно, после длительных съемок, подготовки к ним, где ты отдаешься целиком, самое сложное — перезагрузиться. Дать себе время не прыгать в следующий проект, а пополнить энергию. Энергия — это тоже ресурс, и он исчерпывается. Его нужно обязательно пополнять.

Для меня важен work-life balance. Я танцую. Мне очень нравится танцевать в разных направлениях, и поход в танцевальную студию — это момент моей перезагрузки. Важно не забывать давать мозгу и телу эту перезагрузку. И танцы — единственный доступный для меня способ это сделать, пока я в Москве, не сменила обстановку и не улетела куда-нибудь. Возможно, однажды, если я устану от видеопроизводства и захочу как-то переключиться, я открою свою танцевальную школу.


Курс «Создание музыки с помощью компьютера и доступного ПО»

Узнаете, как создавать музыку или саунд-дизайн с помощью компьютера и доступных программ, даже если вы не музыкант. Освоите простые базовые навыки музыкального производства и редактирования звукового материала.

Изучать по подписке 💥

Мне очень нравится заканчивать разговор о продюсировании рекламы разговором о танце. Но спрошу еще о том, какое место сегодня Stereotactic занимает на рынке рекламы в России?

Это лидер индустрии, который развивается. Много внимания уделяется документальному департаменту, съемке полнометражного кино. Сейчас вышел большой документальный сериал «Время Спартака» на «Кинопоиске». Stereotactic делает искусство в рамках рекламы, но, конечно же, это не все проекты. Много и классической рекламы, которая позволяет аккумулировать средства и делать авторские проекты.

Я кайфую от взаимоотношений внутри команды и смотрю на них с благодарностью. Никогда не было такого, что я биг босс, а ты тут работай. Как бы это банально сейчас не прозвучало, вокруг студии выросла одна большая семья, готовая поддерживать друг друга. Помимо работы, в студии устраиваются вечера кино, ужины, когда кто-то из ребят говорит: «Я сегодня приготовлю еду». Head of production привозит после рыбалки рыбу и делает уху. Мы вместе ходим тусоваться. Мне нравится, что мы не только взаимодействуем друг с другом по работе в рамках проектов, мы действительно дружим.

Карьера режиссер монтажа

Научитесь рассказывать истории с помощью камеры, монтировать, продюсировать и продвигать свои работы. После обучения сможете участвовать в производстве кино, сериалов, рекламы в России и за рубежом. Повышая навыки, выйдите на заработок от 150 тысяч рублей. 

Стать режиссером монтажа ⚡️

Поделиться