Содержание
- Что такое монтаж
- Основные обязанности и роль режиссера монтажа в видеопроизводстве
- Что должен уметь режиссер монтажа
- Нужно ли учиться профессии
- Практические советы для начинающих
- Быть или не быть режиссером видеомонтажа
- Как начать работать режиссером видеомонтажа
Режиссер монтажа — это ключевой специалист в видеопроизводстве, который собирает отснятый материал в единое законченное произведение. От него зависит, будет ли донесено до зрителя то, что закладывал режиссер-постановщик в сценарии и на съемочной площадке.
Задачи и сложность работы режиссера монтажа зависят от масштабности проекта. При сборке более простых видео (например, интервью для YouTube, влога или ролика для социальных сетей) режиссер монтажа обычно делает цветокоррекцию, чистит звук от помех, добавляет титры, анимацию, музыкальное оформление. В сложнопостановочных проектах, будь то кино, сериал, клип или реклама, режиссер монтажа работает в команде со звукорежиссером, саунд-дизайнером, колористом, художником компьютерной графики и другими точечными специалистами.
Что такое монтаж
Слова монтаж, montage, montaggio, montage в романских языках, русском и других славянских языках делают акцент на архитектурных аспектах нашей работы. С одной стороны — конструирование, соединение частей — базовый фундамент всей работы монтажера. А в английском, немецком и скандинавских языках используют слова cutting, editing, schnitt, redigering, которые подчеркивают последовательное разрезание и реорганизацию этой сборки. Конечно, наша работа включает в себя оба аспекта, но каждый монтажер фильма должен понимать, что не важно, собираем или вырезаем, мы конструируем нечто новое: в попытке найти оптимальный баланс между содержанием и длиной, историей и эмоцией, четкостью и насыщенностью.
Уолтер Мёрч «Искусство монтажа. Путь фильма от первого кадра до кинотеатра»
В этом отрывке из предисловия к русскому изданию книги выдающегося режиссера монтажа Уолтера Мёрча сформулирована суть понятия «монтаж». В разговоре о профессии разбор ее ремесленных аспектов носит вторичный характер. Это всего лишь инструменты для реализации идей. Куда важнее поговорить о монтаже как о работе со смыслами. Можно овладеть софтом, глубоко разбираться в монтажных программах, научиться делать модные визуальные переходы и саунд-дизайн, но так и не стать режиссером монтажа.
Именно поэтому наш разговор о профессии начался с цитаты Уолтера Мёрча. Мы еще вернемся к этому автору, а пока давайте постараемся понять, что же значит конструировать новое «в попытке найти оптимальный баланс между содержанием и длиной, историей и эмоцией, четкостью и насыщенностью».
Значение монтажа и базовые принципы
Говорить сегодня о технике и философии монтажа кажется неактуальным. Цифровые технологии сделали процесс сборки видео доступным и понятным. Ролики в социальных сетях давно показали, что достаточно динамично склеить кадры друг с другом, чтобы вызвать эмоциональный отклик у зрителя.
Монтаж начинается с базы, с десяти принципов, которые необходимо освоить, чтобы сделать комфортную для зрителя монтажную склейку. Иногда принципы нужно знать, чтобы их нарушить, чтобы сделать склейку акцентом, приемом.
Уолтер Мёрч, режиссер монтажа фильмов «Апокалипсис сегодня», «Английский пациент», «Разговор» и «Крестный отец 2», сводит базовые десять принципов монтажа к шести наиболее важным. Идеальный монтажный стык для него:
- соответствует эмоции этого момента;
- двигает историю;
- происходит в тот момент, когда он ритмично необходим;
- согласуется по линии взгляда — когда фокус зрительского внимания в первом кадре совпадает с фокусом внимания в следующем кадре;
- уважает «плоскостность» — грамматику трехмерного пространства, переведенного в двухмерное (соблюдает ось взаимодействия персонажей);
- уважает «реальность, длящуюся в трехмерном актуальном пространстве» (не нарушает пространство и непрерывность действия).
Большинство хороших склеек будут соответствовать этим шести правилам. Но бывает, что при монтаже приходится расставлять приоритеты. В таких случаях Мёрч предлагает жертвовать последними пунктами во имя первых.
Пройдете все этапы производства видео — от подготовки к съемкам до склейки кадров, цветокоррекции и саунд-дизайна. Получите профессию, которая раскроет ваш творческий потенциал.
Основные обязанности и роль режиссера монтажа в видеопроизводстве
Роль и обязанности режиссера видеомонтажа могут значительно меняться в зависимости от типа проекта. Рассмотрим основные виды профессии.
Режиссер монтажа игрового кино
Работа режиссера монтажа в игровом кино часто начинается еще на этапе препродакшена. Как правило, режиссер-постановщик заранее знает, кто будет монтировать будущую картину. В этом случае у него и режиссера монтажа есть возможность продумать монтажные решения, для которых понадобятся конкретные ракурсы и движения камеры. Эти кадры вносятся в съемочный план.
Режиссер монтажа в игровом кино должен знать основы драматургии и чувствовать хороший актерский дубль. На этапе сборки он выравнивает темпоритм картины, контролирует хронометраж, выстраивает сюжетные линии.
Монтажер на съемочной площадке
Параллельно со съемками такой специалист осуществляет черновой монтаж отснятого материала. Наличие монтажера на площадке дает возможность еще до завершения съемочного дня исправить ошибки, которые потом придется исправлять во время постпродакшена. Чаще всего монтажер на площадке нужен, если есть сложнопостановочные трюковые сцены или дорогая локация. В таком случае дешевле заплатить монтажеру, чем организовать досъем. Если снимается реклама, важно четко уложиться в хронометраж и сразу показать клиенту предварительную сборку видео — на площадку тоже вызывается монтажер.
Ассистент режиссера монтажа
Иногда тоже может выступать монтажером на площадке. В основные обязанности ассистента входит подготовка исходных материалов для монтажа, предварительный отбор кадров, синхронизация аудио и видео. Это позволяет режиссеру монтажа работать со свежим взглядом на последующих этапах сборки.
Важный аспект работы специалиста — соблюдение технических требований и стандартов качества контента. На этапе предварительного монтажа ассистент обычно собирает черновик будущего фильма, клипа или сериала.
Режиссер монтажа прямого эфира
Режиссер монтажа прямого эфира монтирует при помощи переключения между несколькими источниками: камерами и мультимедийными вставками — заранее подготовленными видеоматериалами, компьютерной графикой, титрами. Это профессия, в которой почти нет времени на принятие решения. Законы и принципы монтажа здесь нужно учитывать в прямом эфире, делать склейку на лету, при этом постоянно обозревая целый ряд имеющихся перед глазами источников видеосигнала.
Видеомонтажер
Специалист, который обладает базовыми знаниями теории и практики монтажа, хорошо знаком с монтажными программами, разбирается в работе со звуком, музыкой, эффектами, цветом. Но монтажер, как правило, не влияет на итоговый результат работы. Финальное решение остается за режиссером, продюсером или шоураннером. Такой специалист нужен самым разным проектам: ютуб-каналам, телевидению, музыкальным клипам, рекламным роликам, видеоблогам.
Режиссер монтажа документального кино
В игровом кино режиссер видеомонтажа редко отходит от первоначального варианта сценария. В неигровом же кино вариативность очень велика. Сценарий часто пишется заново на этапе постпродакшена.
Режиссер монтажа документального кино работает в симбиозе с режиссером-постановщиком картины. Это полноценный творческий союз, а не работа режиссера-постановщика с человеком, хорошо разбирающимся в монтажных программах.
Монтаж — вначале всегда насилие над собой. Снимал, снимал, кадр стоил огромных усилий, переживаний, волнений — и вот приходится с ним расставаться, приходится отправлять в корзину. Потому что на монтажном столе, скажем, двадцать коробок (в каждой около трехсот метров). А фильм должен вместиться в две.
Герц Франк «Карта Птолемея»
Что должен уметь режиссер монтажа
Выше мы подробно рассказали о том, какие задачи выполняет режиссер видеомонтажа в зависимости от типа проекта и сферы внутри индустрии. Каждая из этих задач требует от специалиста владения и техническими, и художественными навыками. Не важно, работает ли режиссер видеомонтажа в кино, на телевидении, монтирует ролики для социальных сетей или ивент-индустрии — это всегда соединение ремесла и искусства.
Технические навыки
- Знание основных программ для монтажа и умение свободно в них работать (Adobe Premiere Pro, DaVinci Resolve, Avid Media Composer, Adobe After Effects).
- Обеспечение соблюдения технических требований и стандартов качества контента. Неграмотное отношение к цифрам может свести на нет всю вашу тщательную работу над видео. Режиссеру видеомонтажа нужно понимать, что такое кодеки и контейнеры, чем расширение видео отличается от его разрешения, нужно вовремя делать копии проектов и грамотно хранить материал.
- Работа со звуком. Важно базово понимать, как звук устроен физически. Уметь очищать его от шума и сводить несколько звуковых дорожек в одну.
- Понимание основ цветокоррекции. От цвета изображения зависит восприятие зрителем произведения. Учитывать психологию цвета и то, как он влияет на состояние человека, — необходимый навык для режиссера видеомонтажа.
Художественные навыки
- Понимание законов драматургии. Тут мы входим в область, которую сложно перечислить по пунктам. Но первой необходимостью для режиссера видеомонтажа является понимание того, как строится сценарий, по каким принципам история рассказывается зрителю. Искусство монтажа способно вносить свои драматургические смыслы, которых может не быть в изначальном сценарии, способно перевернуть восприятие сцены с помощью одной склейки.
- Знание основ актерского мастерства. Не важно, работает режиссер видеомонтажа в игровом кино или монтирует тревел-влог: благодаря этому навыку он сможет определить, какую эмоцию актера или реального человека лучше выбрать, какой дубль вышел наиболее органичным.
- Музыка — сильнейший инструмент в работе с видео. Сегодня в видеопроизводстве все чаще спекулируют этим знанием, используя музыку, чтобы спасти слабое изображение, вносят с помощью музыки эмоции и смыслы, которые не были сняты. Подстраивают изображение под ритм музыки. Режиссер видеомонтажа должен ответственно и трепетно подходить к выбору музыкального ряда произведения, разбираться в направлениях, различать музыкальный ритм и ритм изображения.
- Знание истории кино и телевидения. Почему видеопроизводство развивалось именно так, какие направления и движения существуют в кино и на телевидении, какие в индустрии есть поворотные фильмы, клипы, сериалы. Все это является необходимым багажом для тех, кто хочет стать режиссером видеомонтажа, а не только овладеть монтажными программами.
Коммуникационные навыки
- Быстрая реакция и умение работать в высоком темпе, даже если вокруг все вышло из-под контроля. Особенно это касается монтажа на площадке, телевидения и диджитал-платформ, которые работают с новостями.
- Гибкость и умение работать с большим количеством людей. Режиссер видеомонтажа — это не профессия уединения. В ней нужно постоянно находиться в контакте с режиссером-постановщиком, уметь находить компромиссы, чтобы согласовать разные взгляды на подачу материала и видение готового продукта. После того как основа видео собрана, режиссер видеомонтажа продолжает работать со специалистами из других цехов: звукорежиссерами, колористами, саунд-дизайнерами. До самых финальных титров он должен учитывать мнение коллег, но при этом не отказываться от своего голоса.
Нужно ли учиться профессии
Вопрос о необходимости образования в видеоиндустрии сегодня — спорный. Тут нет универсальных, проверенных шагов, которые наверняка помогут вам войти в профессию. Кто-то учится в вузе, кто-то проходит онлайн-курсы, кто-то обучается по фильмам и ютуб-роликам. Каждый из этих путей может привести или не привести к профессии. Конечно, обучение с наставниками способствует более быстрому получению навыков, особенно навыков технических. Ниже — возможные варианты обучения режиссуре видеомонтажа.
Высшее образование
В России профессии учат во ВГИКе, МШНК, МШК, МИТРО и ГИТРе. Вуз гарантирует диплом государственного образца по специальности «Режиссер монтажа», но программа обучения в нем не всегда быстро реагирует на время, тенденции в монтаже и обычно дает представление только о работе в кино и на телевидении. Продолжительность программы — от 1 до 2 лет.
Онлайн-курсы
Онлайн-обучение сегодня дает более широкое представление о профессии и возможность оформить актуальное и универсальное портфолио. Например, в Bang Bang Education обучение режиссуре монтажа длится 11 месяцев и включает в себя шесть модулей:
- Основы монтажа. Проект модуля — трейлер фильма.
- Монтаж рекламы. Проект модуля — рекламный ролик по режиссерскому брифу.
- Монтаж для YouTube и соцсетей. Проект модуля — ютуб-шоу и короткие видео для соцсетей.
- Монтаж музыкального клипа. Проект модуля — клип для исполнителя.
- Монтаж короткого метра. Проект модуля — короткометражный фильм.
- Дипломная работа. Проект модуля — проморолик по реальному брифу.
Практическое познание профессии
Монтаж уже был до существования образования по этой специальности, например в первых фильмах братьев Люмьер. Чтобы стать режиссером видеомонтажа, нужно желание рассказывать истории. Рассказывать необычно, захватывающе. Самостоятельно научиться пользоваться монтажной программой сегодня можно по туториалам. Это не быстро и не просто, но вполне реально.
Для эмпирического освоения профессии надо приучить себя много смотреть и анализировать: как сделано видео, как режиссер монтажа поступил в той или иной сцене и что из этого получилось. В отличие от обучения в вузе или на онлайн-курсах никто не выдаст вам список того, что необходимо увидеть. Смотреть нужно все — от фильмов Дзиги Вертова до трейлеров, рекламы и анимационных фильмов.
Советы для начинающих
Ниже мы порекомендуем оборудование, которое подойдет для начальных этапов, но монтаж начинается не с техники, а с того, как вы подходите к освоению исходного материала.
Основатель IntraFrame Production и преподаватель программы по режиссуре монтажа Дмитрий Тимоничев делится тремя универсальными советами:
- Монтируйте в уме. Подходите к материалу не с точки зрения монтажера, а с точки зрения режиссера монтажа. Учитесь систематизировать и анализировать материал еще до открытия монтажной программы. Уже на стадии отсмотра материала режиссер начинает монтировать его у себя в голове.
- Ищите креативные решения везде, где это может быть уместно. Когда черновая сборка сформирована и основные мысли и образы обозначены, всегда пытайтесь их развить. Как можно поиграть со зрителем при помощи знаний о восприятии человеком информации? Какие приемы можно использовать, отталкиваясь не от материала, а от своего видения? Художественный авантюризм помогает и поиску креатива, и решению, казалось бы, безвыходных монтажных задач.
- Видео — это не только картинка. Образы в кадре — это лишь половина информации. Огромную роль играют звук и цвет — нужно работать с ними так же пристально, как с компоновкой кадров. Кроме того, важно их органично совмещать, ведь их выверенное сочетание — залог по-настоящему яркого впечатления у зрителя.
Выбор оборудования
В мировой индустрии принято, что работа в видео- и аудиопроизводстве — это всегда работа на технике компании Apple. С этим можно спорить, но многие программы по монтажу и обработке звука действительно лучше работают на Mac. Для начала вам подойдет MacBook Air 2020 M1 Chip с оперативной памятью от 8 Гб.
Если вы не предпочитаете технику Apple, то ваш необходимый минимум — это процессор Intel Core i7. Минимальный объем оперативной памяти — 8 Гб. Рекомендуемый — 16 Гб для формата HD и 32 Гб для видео 4K. Минимальное разрешение монитора —1280×800, рекомендуемое — 1920×1080 и выше.
Полезная литература
Видео показывает нам историю. Но что и как показывать? Что нужно показывать ближе? А что дальше? Дольше? Что показывать позже, что — раньше, а что повторить? С ответов на эти практические вопросы началось то, что сегодня называется теорией монтажа. Собрали несколько книг, которые помогут рассмотреть разные теоретические школы и подходы.
«Fine cuts. Интервью о практике европейского киномонтажа» Роджер Криттенден
Интервью известных европейских режиссеров монтажа из Австрии, Бельгии, Финляндии, Португалии и России. Fine cuts рассматривает все этапы постпродакшена.
«За кадром. Ключевые работы по теории кино» Сергей Эйзенштейн
Ключевые работы Сергея Эйзенштейна по теории кино — от ранних театральных постановок до разработки звукозрительного и цветового решения его поздних кинокартин.
«Искусство монтажа. Путь фильма от первого кадра до кинотеатра» Уолтер Мёрч
Мёрч не только делится советами и наблюдениями из своей сокровищницы практического опыта, но и показывает путь, который проходит большое голливудское кино.
«Статьи. Дневники. Замыслы» Дзига Вертов
Систематизированный сборник всего теоретического наследия Дзиги Вертова.
«Мое кино» Артавазд Пелешян
В книге собраны избранные киносценарии и статья «Дистанционный монтаж, или Теория дистанции», в которой режиссер разъясняет суть нового метода и его отличие от концепций Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна.
Дизайн-библиотека BBE
Пополняемая коллекция бесплатных и платных курсов от онлайн-школы Bang Bang Education поможет определиться с интересами, развить насмотренность, освоить ключевые навыки и разобраться в тонкостях профессии.
Быть или не быть режиссером видеомонтажа
В сегодняшней реальности специалисты по сборке видео нужны практически везде. В видеоблогинге, ивент-индустрии, цифровых продуктах, музыкальных клипах, рекламе, сериалах и кино.
О преимуществах профессии, как нам кажется, мы говорили на протяжении всей статьи: быть режиссером видеомонтажа интересно и востребовано, выбор формата обучения гибкий, в профессии много творчества и пространства для проявления самых разных навыков. Изменим ракурс и обратим внимание на недостатки и трудности.
Трудности профессии
- В начале пути, пока портфолио и CV только формируются, трудно выйти на регулярный доход и стабильное количество заказов.
- Без хорошего оборудования монтаж превращается в пытку. Если вы хотите работать удаленно и на себя, нужны финансовые вложения, чтобы купить хороший компьютер.
- Из-за доступности получения базовых навыков в профессии возникла высокая конкуренция — начинающим специалистам сложно пробиться в профессиональную индустрию.
- Это медленный и кропотливый труд, требующий постоянной концентрации на процессе.
- Монтаж — это про долгое физическое сидение на одном месте. Надо всегда помнить про перерывы, зарядку, правильно подходить к выбору монитора и рабочего пространства, иначе через несколько лет регулярного монтирования у вас возникнут проблемы с глазами, спиной и нервной системой.
Сколько зарабатывает режиссер видеомонтажа
Зарплата внутри профессии очень сильно разнится в зависимости от сферы видеопроизводства, опыта специалиста, скорости и качества работы.
Фрилансеры могут получать от 5 до 50 тысяч рублей за один проект. Работа режиссера видеомонтажа в таком случае оценивается в часах. В среднем — это 2 тысячи рублей за час работы специалиста.
При постоянном трудоустройстве за полный рабочий день режиссер видеомонтажа зарабатывает от 40 до 150 тысяч рублей и выше.
Как начать работать режиссером видеомонтажа
Нет одинаковых карьерных траекторий. Главный совет: если вы хотите войти в профессию, нужно заниматься портфолио и CV, изучать индустрию, искать классные видеопродакшены и пытаться попасть к ним на стажировку, знакомиться с людьми из сферы, проситься на съемочные площадки. В начале пути любой опыт на реальной съемке будет вам очень полезен.
Как составить портфолио без заказов
Не ждите заказов, находите материал для монтажа самостоятельно. Откликайтесь на вакансии на hh.ru, выполняйте тестовые задания, занимайтесь интеллектуальным волонтерством на ProCharity — платформе, где благотворительные фонды публикуют задачи для разных специалистов. Там есть много запросов и на видеомонтажеров. Монтируйте архивы: свои, друзей, знакомых. Это поможет вам пополнить портфолио и CV.
Где искать работу
Помимо hh.ru и profi.ru, можно мониторить профильные телеграм-каналы, группы во «ВКонтакте» и фриланс-маркетплейсы.
«За еду и ласку» — телеграм-канал, где ищут начинающих специалистов в кино за небольшую плату или без нее. Хорошая возможность найти интересные студенческие проекты и наработать портфолио.
«Серьезные Киношники» — информационно-развлекательное сообщество для людей из мира кино и других медиаискусств. Здесь выкладывают вакансии, рассказывают о себе и своих навыках специалисты из разных цехов видеопроизводства, прикладывая портфолио и CV.
Edit & CG — телеграм-канал для специалистов по монтажу и CG. Здесь можно обсудить свой проект, задать вопросы и получить ответы от комьюнити. Администраторы модерируют вакансии и резюме.
«Работники кино» — телеграм-канал, в котором состоят разные специалисты кинопроизводства. Можно найти интересные вакансии и опубликовать свое резюме.
Kwork — российская биржа фриланса с понятным интерфейсом.
«Работа в кино» — группа во «ВКонтакте», в которой выкладывают вакансии в кино и на телевидении.