
Иллюстраторы нужны в самых разных сферах — от массмедиа и рекламы до игр и интерфейсов. Тем сложнее начинающему художнику сориентироваться и превратить любовь к рисованию в профессию. Мы подобрали полезные материалы и образовательные программы, которые помогут выстроить свой путь. ● Скетчинг — приятное направление в иллюстрации, простое для входа в профессию.
«В скетче есть особая душевность, присутствие человека, которого нет в холодной, отстраненной диджитал-иллюстрации», — говорит художник Глеб Солнцев, автор юбилейной обложки Esquire, фрески в «Гоголь-центре» и многих других известных иллюстраций. «Ручной труд создает дополнительную теплую атмосферу и всегда ценится. Поэтому скетч — популярная с коммерческой точки зрения техника иллюстрации. Его часто заказывают бренды, которые имеют дело с ручной работой или просто выстраивают тесные эмоциональные отношения с потребителем, — журналы, парфюмерные бренды, кафе и даже яхт-клубы».




Глеб ведет курс по скетчингу «Кристаллизация момента», на котором студенты заполняют дневник художника и учатся делать быстрые и точные наброски с натуры и по памяти. Работы его студентов можно посмотреть тут.




● Концепт-арт для кино и видеоигр — принципиально другое направление иллюстрации, где художник создает фантазийные миры или дополняет снятую на видео картину.
В отличие от скетчинга здесь важна реалистичность изображения и техническая подкованность художника. «Концепт-арт — основа фильма», — объясняет Алена Кузьминых, концепт-художник, которая работала над такими проектами, как «Вторжение», «Вратарь Галактики», «Майор Гром». «Художник одним из первых вступает в разработку будущей кинокартины, улавливает суть и пытается воплотить идеи режиссера. Это суперинтересно! Потом видишь результат на большом экране в кинотеатре — это вдохновляет». Попробовать себя в реалистичном 3D-моделинге можно, изучив бесплатную программу Blender. Алена учит работать в ней на курсе «Основы Blender: создаем персонажа». ● Анимация — для тех, кто хочет работать с движущимися изображениями.
Аниматоры никогда не сидят без работы. Они нужны везде: для аниматиков, рекламных роликов, интерфейсов и на телевидении.
Работать в After Effects учит дизайнер Первого канала Константин Новиков на курсе «Моушн-дизайн: от простого к сложному».
● CG и 3D — одна из самых эффектных и потому популярных областей иллюстрации и дизайна с очень широкой сферой применения.
Сориентироваться и понять, подходит ли вам это направление, можно на четырехдневном интенсиве «Основы трехмерного моделирования» — там вы разберетесь в программе Cinema 4D, нарисуете 3D-букву и заставите ее плясать.




Чтобы стать востребованным иллюстратором, помимо владения техниками, важно сформировать узнаваемый стиль. Характерный почерк, особое видение — то, что выделяет иллюстратора на рынке и привлекает внимание заказчика.
Стили бывают очень разными, и рисунки вовсе не обязательно должны быть красивыми в традиционном понимании. Они могут быть совершенно не конвенциональными, при этом эффектными и запоминающимися. Например, как у Дады Кирей, которая преподает курс практической иллюстрации.
«Красота — очень проблемное слово. Когда я говорю кому-то, что я иллюстратор, меня сразу спрашивают: «А ты рисуешь детские книжки или фешн?» Когда я показываю свои работы, они удивляются: «Ой, а это что вообще? А почему глаза такие? Почему лица красные?» У многих очень стереотипное представление о профессии и о красоте. А иллюстрация — это вообще не про красоту, а про эмоции, которые ты испытываешь, глядя на картинку. Я, может быть, и не хотела, чтобы было красиво. И вообще, кто решает, что красиво, а что нет? Это субъективно», — говорит Дада в своем интервью. Она нарисовала образ наших студентов — современный и креативный, с которым хочется себя отождествлять.




Иллюстратору, работающему в любом стиле, в любой креативной отрасли, может понадобиться умение создавать персонажей — персонажи нужны для брендов, компьютерных игр, сайтов, приложений, рекламы и телевидения. Работать можно в разных техниках, главное — придумывать уникальные, цепляющие образы, уметь передавать характер и состояние.
«Персонаж — это актер, которого вы создаете, чтобы он блестяще сыграл свою роль и обеспечил успех поставленного вами визуального шоу», — говорит Илья Митрошин, иллюстратор, который сотрудничает с GQ, Maxim, adidas и другими изданиями и брендами.
С одной стороны, у художника есть полная творческая свобода искать образы и создавать характеры, с другой — на потоке и в срок создавать уникальных героев очень сложно. Поэтому существуют специальные креативные техники, которые позволяют делать это планомерно и качественно. Научиться им можно на курсе «Дизайн персонажей».




Какой бы стиль или сферу применения иллюстрации вы ни выбрали, важнейшее значение имеет постоянная практика. Однако придумать, что рисовать, и рисовать в одиночку каждый день, не теряя вдохновения, сложно. София Коловская — иллюстратор, автор книг и комиксов, уже больше семи лет рисует каждый день. И это приносит ей аудиторию, заказы и удовлетворение:
«Развитие в иллюстрации похоже на изучение иностранного языка — ведь рисование и есть визуальный язык. Чтобы выучить язык, необходимо заниматься им регулярно, хотя бы по чуть-чуть. Поэтому почти восемь лет назад я решила рисовать каждый день. Чтобы продержаться, мне была необходима мотивация извне — например, публичное обещание. Так я придумала паблик «ВКонтакте» под названием One Day One Sketch и выкладываю туда одну или несколько работ в день. Теперь рисовать каждый день для меня такая же обязательная часть дня, как чистка зубов или душ. Меня мотивирует рост, который я наблюдаю, а работы, которые я регулярно выкладываю, приносят мне заказы и новую аудиторию».
На интенсиве «Рисование: ежедневная практика» София помогает «разрисоваться» тем, кто только начинает свой путь или оказался в творческом тупике. Профессионалом иллюстратора делает способность не ждать вдохновения, а стабильно выдавать качественный результат. Как начать путь в иллюстрации и получать коммерческие заказы — объясняет Егор Голополосов на бесплатной лекции «Коммерческая иллюстрация», записанной для студентов нашей онлайн-программы.
Процесс становления и развития иллюстратора рассматривает на бесплатном вебинаре Илья Митрошин, иллюстратор и преподаватель курсов в Bang Bang Education. Он рассказывает, можно ли стать профессионалом, если не умеешь рисовать, что нужно знать и уметь, как закрывать пробелы в образовании и где искать клиентов.

Если вы хотите учиться системно, чтобы превратить хобби в профессию, — обратите внимание на большую программу по иллюстрации, где преподают ведущие российские профессионалы. За год можно изучить весь необходимый софт, попробовать себя в разных направлениях и стилях, собрать хорошее портфолио.
Вот что говорят о программе наши выпускники:
☻ Огромный семестр по анимации и роскошный завершающий семестр по сторителлингу от Ильи Митрошина — подаче и объему информации позавидует любой вуз. Юлия Героева
☻ «Блоки Антонии Лев и Мины Милк по истории иллюстрации — выше всяких похвал. Я с нетерпением ждала каждую новую лекцию». Наташа Колосова
☻ «Задания дают возможность сформировать портфолио — это супер!» Ксения Калиновская
☻ «Программа в Bang Bang Education — лучшее, что выдавал мне Facebook. Спасибо таргетологам!» Каринэ Ароян