Нормальное место — независимый проект в Петербурге, созданный пятью дружественными организациями — инклюзивными мастерскими «Простые вещи», благотворительной организацией «Перспективы», благотворительными магазинами «Спасибо», студией анимации «Да» и инклюзивным кафе «Огурцы». Проект существует при поддержке Севкабель Порта.

Нормальное помогает развивать социальные, культурные, экологические и образовательные проекты горожан при одном условии — пространство существует только для всех, и им нормально вместе. Участница команды Алина Илехметова рассказала нам, есть ли разница в продвижении НКО и бизнеса и как мешают развитию стереотипы о креативных профессионалах.

Алина Илехметова, PR и SMM-специалистка Нормального места

Чем ты занимаешься в Нормальном месте и как попала в проект?

Я занимаюсь PR и SMM. Попала сюда по удивительной случайности: я работала за баром в кафе «Огурцы» и в какой-то момент они начали искать SMM-менеджера. Я сделала тестовое задание, но ребята выбрали другого человека.

Через пару дней ко мне пришла Маша Грекова, соосновательница Нормального, и предложила сделать тестовое на вакансию SMM- и PR-специалистки туда. Я на больших радостях забабахала сайт и прописала совершенно дурацкую стратегию развития на год. И на больших радостях работаю здесь уже седьмой месяц.

Про что проект лично для тебя?

Для меня Нормальное — про объединение людей и силу сообщества. Его создали пять благотворительных организаций, вложив в пространство идею совместности, дружбы между НКО и открытой работы. Со временем Нормальное место выросло до отдельного проекта.

Мы занимаемся созданием доступного образования, развитием культуры, помогаем сообществам и создаем пространство, где объединяются разные, и им нормально вместе. К нам может прийти любой — человек с барной линии Порта, сотрудник НКО, семья с собакой или всё это в одном госте. При этом в пространстве работают и создают современное искусство люди с ментальными и двигательными особенностями, старшее поколение занимается танцами и английским, а люди подросткового возраста организуют фестивали. И вот такое столкновение разных в безопасном пространстве — большая ценность для нас. В этой встрече все равны, и все — нормальные.

Кафе Смыслов на фестивале «Делай нормально»

Какие результаты своей работы за время существования проекта вы видите?

Первое — мы проводим классные мероприятия. Два моих любимых формата — это фестиваль «Делай нормально» и «День нормального самоуправления».

На «Делай нормально» собираются независимые инициативы и с нашей финансовой поддержкой проводят свои мероприятия. Участники говорят о женском заключении, устраивают приютских собак в семьи и показывают спектакли с тифлокомментированием.

На «Дне нормального самоуправления» люди от 14 до 18 лет сами организуют большое мероприятие для сверстников. В одном пространстве они плетут фенечки и продают домашние печенья, а в другом говорят о буллинге и проблеме подросткового суицида.

Второе — мы создали безопасное пространство для объединения разных. И это не только про встречу на мероприятиях, но и про какой-то длительный процесс принятия одними других — в обе стороны. Вот к нам приходят люди от 55 лет учиться английскому языку, психологии и строить здоровые отношения. А потом мы видим их волонтерами в «Простых вещах» — режут на кухне свеклу вместе с людьми с ментальными особенностями.

Или мы трудоустраиваем людей подросткового возраста, которые проводят у нас свои мероприятия. До этого большинство из них никогда не общались с людьми с ментальными особенностями, а сейчас создают программу своего фестиваля, где решили рассказывать об инклюзии.  

День рождения Нормального места

Третье — мы обмениваемся опытом. Благотворительные организации, фонды, сотрудники больших коммерческих компаний приезжают, чтобы посмотреть, как у нас тут всё устроено.

Мне кажется, когда мы влияем на одного человека, мы влияем далеко не на одного человека. Расскажу маленькую историю, которая произошла в первые дни моей работы в Нормальном.

Это были дни форума «Инклюзия в музее», где собирались музейные работники со всей страны. В конце обучения ко мне подошла женщина и поблагодарила за работу, которую мы делаем. Рассказала, что в своем маленьком городке она пытается организовать инклюзивный музей, но всё идёт очень тяжко. Люди не понимают и не принимают. А теперь, говорит, благодаря вам я вижу, что всё реально и всё получится: «Поехала домой с новыми силами продолжать то, что делаю». Это про «вирусное» влияние, которое доходит до регионов. Идеи находят своего человека у нас, а дальше дело идёт само.

Театральная мастерская «Гостиная Хамс» на фестивале «Делай нормально!»


Как выглядит твой рабочий день и какие конкретно задачи ты берёшь на себя в проекте?

Обычно до 12 дня я занимаюсь созданием контента. Публикую сторис и посты, пишу тексты, верстаю афиши. Много хожу по пространству, подлавливаю моменты и надоедливо всех снимаю.

Днем занимаюсь задачами пиара и фандрайзинга. Задачи разные: связаться с медиа для создания общего материала, помочь продумать концепцию мероприятия и сделать так, чтобы о нём узнали. Прописать программу образовательного курса или сверстать коммерческую презентацию.

У нас небольшая команда и много разноплановых дел, но для меня сейчас это очень крутой опыт и супер подходящий формат работы.

Отличается ли PR и SMM в социальном проекте от того же самого в бизнесе? В чем тонкости и есть ли большие различия?

Я думаю, что различий практически нет. В SMM это всегда история о контакте с аудиторией, последовательной коммуникации и в конечном счёте продажах. Конечно, имеет значение — продавать холодильники или идею инклюзивного пространства, но инструменты одинаковые.

В пиаре сферы благотворительности для меня важно идти через ценности, силу и увлеченность, никогда — через жалость. Это помогает выстраивать продолжительное сотрудничество с донорами и жертвователями и в принципе соответствует моим внутренним ценностям.

Есть свои тонкости, например в работе с медиа: мы помогаем им быть социально ответственными на деле, а ребята помогают нам освещать социальные проблемы и делать слышимыми уязвимые группы. Тут важно не забывать, что это сотрудничество. В благотворительности иногда бывает так: «Ну мы же делаем доброе дело, а им просто нужно об этом рассказать — чего стоит написать про нас статейку и попросить людей жертвовать на хорошие вещи?» Это не так — мы по-разному, но в равной степени нужны друг другу.

Где-то у нас больше инструментов, чем у коммерческих организаций, где-то — меньше. Важно понимать, в чём ваша сила и чем вы можете поделиться, чтобы компенсировать нехватку ресурсов.

День рождения Нормального места

Есть ощущение, что социальным проектам в РФ не хватает ресурса заниматься позиционированием и стратегией развития, сложно привлекать интеллектуальных волонтеров, особенно специалистов по внешним коммуникациям и креативных спецов. Почему так?

В благотворительности часто нет системы. Организации открываются на драйве, на скорости и без денег, а потом начинается очень увлеченная работа. Иногда на позиционирование и стратегию развития просто нет времени. Нанимать сторонних специалистов не позволяет количество ресурсов. К волонтерам обращаться страшно: все-таки это большая работа, которая определит вектор развития организации. А бесплатное часто значит «какое-то не такое» и, может быть, «недостаточно качественное».

И вот мы оказываемся в ситуации, где сидим без системы, плана, часто без стратегии. Нам надо сверстать баннер или организовать съемку команды — сделать любую креативную задачу.

Тут нас ждет, во-первых, очень сложный процесс ввода специалиста. Привести человека, объяснить ему суть дела, которым мы занимаемся. Дать ТЗ и сверяться по ходу работы: каждый день быть в контакте и отслеживать результат. Это занимает очень много времени и требует сил. А сил сотрудников часто не хватает на свои внутренние задачи.

Во-вторых, мы сталкиваемся с большими рисками. Сейчас будет грубый пример, но понятный. Если к нам на мероприятие придет событийный волонтер и будет неприветливо здороваться с гостями — мы что-то придумаем и легко отправим его на другую позицию. Если нам две недели верстали баннер и присылают его под мероприятие, а мы понимаем, что это вообще «НУ НЕТ», — ситуацию решить гораздо сложнее.

В-третьих, появляются сложности в делегировании и распределении задач. Этот пункт связан с предыдущими двумя. Есть убеждение, что хороший специалист не будет работать бесплатно, а плохо гораздо легче сделать самому. Вообще всё проще сделать самому.

Благотворительный книжный маркет «Фонарь»

С каким креативными и коммуникационными специалистами развитие проекта ускорилось бы?

Нам часто нужны интеллектуальные волонтеры. В основном дизайнеры — помогать с афишами, плакатами и картинками для соцсетей. Еще нам бывает нужна помощь UX/UI-дизайнеров в работе с сайтом и лендингами, дизайнеров интерьера, проджект- и продакт-менеджеров. Думаю, с такими специалистами наш проект развивался бы быстрее. Всех, с кем дружим и работаем сейчас, мы встретили лично в пространстве проекта, отдельно не искали.

Где вы видите точку роста проекта и как вас поддержать?

Скоро мы начинаем большую программу по стажировке людей из разных уязвимых социальных групп. По итогу стажировки семьи с опытом миграции, подростки и люди с инвалидностью будут делать свое мероприятие и образовательные программы, где выступят экспертами. Ничего для нас без нас!

Способов поддержать Нормальное место много! Можно прийти поработать в нашем коворкинге, приобрести вещи в магазине «Простых вещей», поделиться нашими постами в соцсетях, подписаться на ежемесячные пожертвования на нашем сайте или поддержать нас разово.

Можно арендовать пространство и провести у нас свое мероприятие. Мы делаем классные программы для сотрудников больших компаний — от и до: с едой, мастер-классами, музыкой и полным администрированием процесса. А если хотите поддержать нас pro bono, пишите в социальные сети или на почту Нормального места — normalnoe.mesto@yandex.ru.

Нормальное место в социальных сетях по нику @mestonorm

Поделиться