Как обучиться моушн-дизайну
Начнем с начала. В статье «Как устроена профессия моушн-дизайнера» мы подробно рассказали, что делают и где работают специалисты сферы, какие навыки и качества им нужны, сколько они зарабатывают и где учатся. А в материале «Компьютер для моушн-дизайна в 2023 году» объяснили, как поэтапно собрать рабочую станцию, не ошибиться при выборе, и из чего она вообще состоит.
По сути, это начало пути в профессии — те знания, без которых нет смысла смотреть туториалы и нарабатывать опыт, ведь будет непонятно, где и как его применить. Прочитайте прошлые статьи — так вы поймете, какая индустрия будет вас окружать, и сможете найти себя в ней.
Из этого текста вы узнаете, как начать изучение моушн-дизайна самостоятельно. Для этого мы собрали лекции, полезные каналы и чаты, примеры крутых работ и советы по организации обучения.
Выбираем нужный софт
Программ, в которых работают моушн-дизайнеры, много. И часто при создании одного проекта специалисты переключаются между ними, чтобы выполнить разные задачи.
Общий список базовых программ и их назначений выглядит так:
Первый шаг — разобраться в устройстве программ. На сайте компании Adobe, которой принадлежат After Effects и Premiere Pro, есть масса обучающих туториалов (по анимации тут, а по монтажу тут). С их помощью вы освоите софт и сделаете первые проекты.
У компании Maxon — владельца крайне популярной для 3D-моделирования программы Cinema 4D — нет официальных туториалов, но это легко компенсировать: на YouTube можно найти десятки обучающих роликов на разные темы.
Там же есть и официальный канал, посвященный 3D-программе Blender, — с записями конференций, туториалами и примерами решений конкретных кейсов.
Практика в After Effects
С какой программы начать? Мы советуем сосредоточиться на After Effects как на основном софте для плоскостного моушн-дизайна, а в 3D выходить уже с каким-то фундаментом за плечами.
Первый модуль годовой программы «Моушн-дизайн и CG» мы посвящаем кинетической типографике и созданию серии анимированных плакатов. Вы можете двинуться в том же направлении самостоятельно: вот, например, три открытые лекции нашего преподавателя Константина Новикова про работу в After Effects:
- Анимация текста с использованием самодельного шейдера
- Анимация текста с использованием плагина Red Giant Trapcode Form
- Анимация текста с использованием эффекта Particle Playground
На том же канале Константина вы можете найти и другие туториалы для AE.

Организуем рабочую зону
Подготовка к проекту — крайне важная часть рабочего процесса. Чтобы уверенно создавать графику, моушн-дизайнеры собирают референсы и подробно разрабатывают ту стилистику, с которой впоследствии будут работать. Для этого есть много полезных ресурсов — четыре из них нам порекомендовала Алена Кузьминых, концепт-художница и преподавательница курса «Основы Blender: создаем персонажа»:
- PureRef
Программа, собирающая мудборд в адаптивной цифровой среде. - Same Energy
Поисковый движок с минималистичными фотографиями и арт-работами. - Pinterest
Не нуждающийся в представлении инструмент для поиска идей. - ShotDeck
Библиотека из более чем трехсот тысяч кадров, взятых из мирового кино.
Узнаем об опыте других
На сайте школы есть Бесплатная зона. В ней собраны курсы о ключевых навыках разных креативных профессий, гайды по входу в дизайн, полезные статьи и фильмы. И там же можно найти наши вебинары по моушн-дизайну.
Например теоретические — где специалисты разных направлений моушн-дизайна рассказывают о том, как устроена их профессия:
- «Брендинг и CG, плоское и объемное»
- «Фриланс, баланс и Запад»
- «Материалы, фактуры и их взаимодействия»
И практического характера — где вы шаг за шагом можете создать свою работу:

Ищем свое сообщество
Моушн-дизайн — активно развивающаяся область, поэтому специалистам нужно постоянно следить за тем, что происходит вокруг: когда выходят новые версии софта, какие проекты создают разные студии и продакшены, где появляются новые вакансии, стажировки, премии и фестивали.
Чтобы вы могли уследить за всем этим, мы собрали подборку телеграм-каналов:
- BBE: моушн-дизайн и CGI
Канал нашей школы, где публикуются полезные материалы для практиков. - After Effects / Motion Design
Галерея постоянно пополняющихся моушн-проектов. - CG News
Новости из мира CG: скрипты, инструменты и открытые уроки. - Post Tribe Inspiration
Крутые примеры и референсы от команды Post Tribe. - Polygon Station | 3D | CG
Инструменты, уроки и лайфхаки для 3D-моделирования. - Hipnc Club
О программе Houdini: новости и советы в использовании. - Houdini Lib
Туториалы для работы в Houdini. - Motion designer hunter
Вакансии для CG-специалистов. - Точка входа
Канал нашей школы с вакансиями, в том числе моушн-дизайнерам. - CG Freelance
И еще один канал для поиска работы.

Развиваем насмотренность
В поиске своего визуального стиля полезно наблюдать за почерком других. Так вы сможете разобраться, какой именно моушн-дизайн хотите делать. Мы попросили преподавателей и друзей школы посоветовать, за кем стоит следить, и вот кого они назвали.
Художник и CG-дженералист Андрей Жандаров — иностранные 3D- и моушн-студии:
- ManvsMachine
Опытные знатоки создают интересное CG даже для корпоративных ребят. - Tomorrow Bureau
Ценю за эстетику, чистоту и очень приятный ритм. В работах Джеймса Эрлса и Джека Фезерстоуна хорошо считывается их опыт в графическом дизайне — отношение к композиции в кадре, к ритму. - Builders Club
Работают на территории контрэстетики и часто объединяют классных чуваков со всего мира в своих проектах. - Zeitguised
Экспериментальный некоммерческий проект, где CG-графика граничит с искусством. - Catk
Название говорит само за себя: color and the kids, цвета и дети. Неоднократно вдохновлялся их проектами в своей работе. - Sucuk Und Bratwurst
Отличный пример смелой брутальщины в проектах для фешн-среды. - More And More
Казалось бы, простые работы, но создают очень интересное ощущение и выглядят как объекты из галереи. - XK studio
Вдохновляют их сложные риги, собранные в Houdini. В работах много чувственности и синтетической эстетики. - Korb
Базируются в Вильнюсе, их проекты в эстетике минимализма всегда удивляют нестандартным подходом.
Моушн-дизайнер Константин Новиков — ресурсы для развития насмотренности:
- Motiongrapher
Разборы анимационных кейсов. - Animation on Vimeo
Коллекция пополняемых примеров. - BUCK
Студия с интересными работами. - Screenlane
Примеры анимации интерфейсов. - Pinterest GMUNK
Референсы по цвету и композиции.
3D-художница Саша Кац — любимые художники, дуэты и студии:
● Nadiia Pliamko
● Enes Güç
● Loopinglovers
● XK studio
● Daisy Collingridge
● vini naso
● Baron Lanteigne
● Bianka Oravecz
● Hermione Flynn