Современники столкнулись с невероятным для предков количеством разнообразной (это основное отличие) визуальной информации, и ее производство стало ежедневной рутиной не только для профессионалов, но почти для любого человека со смартфоном. И несмотря на то, что новые инструменты, фильтры и приложения делают доступными любые стили и виды визуального представления, силуэтные 2D-иллюстрации по-прежнему в тренде, а после последнего плоского бума, начавшегося с восьмой винды, мир в очередной раз с энтузиазмом вспомнил о потенциале чистого Силуэта.

Но, конечно, это не никакая не новинка, а естественный прием, уходящий корнями в пещерное прошлое, бессменно работающий в плакате и книжной иллюстрации и ставший очень популярным с развитием векторных программ.

Shigeo Fukuda. Lex Drewinski. Malika Favre
Shigeo Fukuda. Lex Drewinski. Malika Favre

Термин «силуэт» произошел от фамилии французского министра Этьена де Силуэта, известного своей скупостью. Силуэтами называли портреты, вырезанные из бумаги (или нанесенные в одну краску), которые по сравнению с живописью стоили недорого.

Но дешевый не значит простой. Сделать удачный и отвечающий задаче рисунок плоскими заливками почти так же вызывающе, на мой взгляд, как крутую абстрактную работу. Сконструировать свой работающий «плоский» мир — последний уровень сложности по шкале условности, а решение силуэтной композиции — наиболее интеллектуальный процесс в рисовании.

Обложки Levente Szabo
Обложки Levente Szabo

Форма света и тени — первое, что считывает мозг, фильтр, задающий настроение всей проекции мира. Эволюционно мы немедленно пытаемся разгадать знак, выданный нам в виде силуэта, и если это легко — мы удовлетворены и спокойны, чувствуем себя умными победителями игры воображения. Но добиться изящной узнаваемости — не такая тривиальная задача: Силуэт не терпит случайных мест. Или по-другому: все случайности Силуэта тщательно выверены. Хороший Силуэт прост, точен и медитативен. А в лаконичной картинке не спрячешься за красивыми разводами и мелкими штрихами — с формой придется поработать.

Как и с композицией. Движение является основой всего изо, а при решении иллюстрации с плоскими заливками движение — это почти все, что у нее есть.

Когда же вопрос Силуэта — формы (пространства) и композиции (времени) — решен, то усложнять иллюстрацию можно сколько угодно, добавляя объемы и детализируя. А можно ограничиться легкими градиентами или обойтись совсем без ничего — зависит от задачи. В любом случае, картинка уже состоялась, с ней все ясно.

Karolis Strautniekas. Sara Andreasson
Karolis Strautniekas. Sara Andreasson

Условные силуэтные иллюстрации особенно хорошо работают там, где надо показать метафору или емко рассказать историю. Когда считывается несколько знаков одновременно, зритель вовлекается в игру и Силуэт становится самостоятельным произведением со смыслом и сюжетом.

Пожалуй, это и есть основной прием чистого Силуэта — метафора и сюжет через пазл.

Обложка Экономиста и альтернативные киноплакаты
Noma Bar: обложка Экономиста и альтернативные киноплакаты. Просто и хорошо иллюстрирует прием

Если отвлечься от передачи метафор, форм и композиций, то у иллюстраций с плоскими заливками есть реальные преимущества: они хороши в любом размере и на любом носителе. С их помощью можно изящно решать самые деликатные задачи, и они отлично подходят для анимации.

Malika Favre
Malika Favre

Там, где нужна условность, Силуэт — решение номер один.

Я хотела бы пожелать и художникам и заказчикам не бояться простых форм и небольшого количества деталей. Скупой стиль требует работы и от иллюстратора, и от зрителя, но взамен он очень благодарен, и его удачное использование всегда восхищает людей своей лаконичной емкостью.

Карьера в иллюстрации

Программа обучения и подход преподавателей позволят каждому научиться рисовать. Через 3 месяца обучения сможете брать первые заказы. За 10 месяцев курса освоите профессию, чтобы претендовать на позицию Junior-иллюстратора. Со временем сможете выйти на доход от 180 000 ₽.

Стать иллюстратором 💫
Поделиться