Цветовой круг: значение и смысл

Работа с цветом — один из главных инструментов в дизайне. Но чтобы уверенно и точно использовать его в своих проектах, для начала стоит понять, что представляют собой цвета и сколько их на самом деле.

Свои идеи о том, как упорядочить и описать цвета, выдвигали многие ученые и художники: например, Ньютон и Гете. Но именно 12-частный цветовой круг швейцарского художника, теоретика и педагога школы «Баухаус» Иоханнеса Иттена стал самым узнаваемым среди дизайнеров.

Цветовой круг Иттена разделен на 12 секторов. По сути, это лаконичная визуализация, с помощью которой легко объяснить, как цвета взаимодействуют между собой: например, как из одних получить другие и как их можно сочетать.

Но давайте обо всем по порядку!

Цветовой круг: три основных цвета

Фундамент круга Иттена составляют три цвета: желтый, красный и синий. Главное отличие этих цветов заключается в том, что их нельзя получить путем смешивания других. Именно поэтому их называют первичными, или основными. В то же время остальные цвета круга получаются из этих трех.

Цветовой круг: вторичные цвета

Следующий уровень — это уже составные цвета, которые получаются путем смешивания пары первичных. Всего их тоже три:

желтый и красный →

оранжевый

синий и желтый →

зеленый

красный и синий →

фиолетовый

Третичный цветовой круг: продолжаем смешивание

На внешнем круге осталось шесть цветов, о которых мы не сказали. Они тоже образуются смешиванием, но уже одного первичного и одного вторичного цветов, соседствующих друг с другом на круге.

Соединяя их, мы получаем такие цвета: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Итак, в конечном итоге у нас получается круг из 12 цветов: трех первичных, трех вторичных и шести третичных.

Семь контрастов Иоханнеса Иттена

Систематизацией цветов 12-частная теория круга не ограничивается.

В книге «Искусство цвета» Иттен также выделяет семь цветовых контрастов — сопоставлений, благодаря которым мы и получаем визуальные впечатления:

  • Контраст по цвету.
  • Контраст светлого и темного.
  • Контраст холодного и теплого.
  • Контраст дополнительных цветов.
  • Симультанный контраст.
  • Контраст по насыщенности.
  • Контраст по площади цветовых пятен.

Каждому из них Иттен посвящает отдельную главу своей книги. Он пишет о том, как те или иные сочетания цветов воспринимаются нами. Например, как достичь ощущения решительности и силы через соединение цветов. Или как «примирить» их между собой. Кроме того, Иттен делится упражнениями, которые помогут развить чувствительность к цветам, их оттенкам и связям.

Цветовой круг: художественные техники

Более прикладной для дизайнеров аспект круга Иттена — так называемые «цветовые созвучия», то есть гармонично сочетающиеся между собой цвета.

Перечислить все комбинации всех оттенков цветов невозможно, поэтому в своей теории Иттен описывает именно принципы сочетания, которые каждый может применить по-своему.

Дополняющее созвучие

Это сочетание двух противоположных цветов на круге: например, красного и зеленого, синего и оранжевого, желтого и фиолетового. Обращаясь к этому принципу, один цвет стоит сделать основным, а второй как раз дополняющим, акцентным. Такое сочетание еще называют «комплементарным».

Триада. Гармоничное трезвучие

Три цвета, образующие между собой равносторонний треугольник. Например, как основные, или первичные, цвета — красный, желтый и синий. Таких трезвучий четыре, их использование расширит цветовую палитру проекта.

Контрастная триада

Тоже сочетание трех цветов, но близкое к дополняющему созвучию. Как получить? Выберите один цвет, проведите от него отрезок до другого конца круга и в качестве двух оставшихся цветов возьмите те, что будут рядом с окончанием вашего отрезка.

Например, вы выбрали желтый цвет в качестве основного. Если это комплиментарное созвучие из двух цветов, то вашим дополняющим цветом станет фиолетовый. Но когда мы говорим о контрастной триаде, вместе с желтым цветом нужно взять соседние от фиолетового: сине-фиолетовый и красно-фиолетовый.

Тетрада

Если для работы вам нужны сразу четыре контрастных цвета, то прочертите два перпендикулярных отрезка, как будто готовите два комплементарных созвучия.

Получившихся четверозвучий может быть всего три: желтый, красно-оранжевый, фиолетовый и сине-зеленый; желто-оранжевый, красный, сине-фиолетовый и зеленый; оранжевый, красно-фиолетовый, синий и желто-зеленый.

Прямоугольная тетрада

Тоже сочетание четырех цветов, но парами более близких оттенков. Эффект такой тетрады тоже создается за счет двух дополняющих пар, но более тесно расположенных друг к другу — это дает более спокойное сочетание цветов.

Что делать со знаниями дальше

По сути, 12-частный круг Иттена — лишь одна из визуализаций того, в каких отношениях могут быть цвета между собой. Поэтому вас не должно смущать, что на других схемах или в программах палитра цветов выглядит по-другому.

Главное, чему учит цветовой круг Иттена — пониманию принципов взаимодействия цветов. Но, как применять или ломать, расширять или сужать эти принципы, решать вам.

Так, выбор цвета всегда обусловлен чем-то еще: например, контекстом или сюжетом работы. Кроме того, вы можете работать с насыщенностью и яркостью, которые могут создать совершенно другие оттенки любого цвета.

Как автоматизировать выбор цвета

Существует множество онлайн-инструментов, которые позволяют сохранять и скачивать свои палитры, пользоваться библиотекой готовых кейсов и создавать цветовые наборы на основе изображений.

В основе большей части из них лежит как раз 12-частный круг Иттена, но в более расширенной версии. Изучите предложенные нами ресурсы и подберите тот инструмент, который подойдет именно вам:

Где еще изучить колористику

Чтобы выйти за пределы цветового круга Иттена и помыслить совершенно другие подходы, советуем изучить сайт colorsystem — на нем представлены более полусотни теорий цвета, известные в искусстве и науке.

Кроме того, лекции о теории цвета входят в разные программы нашей школы: например, в годовые «Графический дизайнер» и «Моушн-дизайнер».

Поделиться