Содержание
- Что такое иллюстрация
- Техники иллюстрации
- Виды и сферы применения иллюстрации
- Стили иллюстрации
- Как стать иллюстратором
- Полезные материалы для старта в профессии
Собрали объемное руководство по миру современной иллюстрации: объясняем, что это такое, рассматриваем основные техники и виды, а также стили рисовки — от популярных минимализма и реализма до нишевых воксель-арта и гоблинкора.
В финале текста рассказываем, как начать свой путь в иллюстрации и нащупать свой стиль. Бонус: подборка полезных туториалов и лекций для интересующихся темой из бесплатного архива Bang Bang Education.
Что такое иллюстрация
Это изображение, которое доносит идею или рассказывает историю через визуальные образы, а еще делает пространство вокруг ярче и удобнее. Такие изображения часто сопровождаются текстом, встречаются в дизайне и брендинге, усиливают рекламу и разные интерфейсы.
Отличие иллюстрации от других изображений
Для иллюстрации важны элементы повествования и наличие идеи, которую она сопровождает. Обычный рисунок или же произведение искусства могут обойтись без нарратива и контекста. Рассматривая разницу между иллюстрацией и графическим дизайном, важно отметить, что для графического дизайна иллюстрация является одним из инструментов: на афишах или буклетах визуал соседствует с разными шрифтами и другими элементами коммуникации.
Сделайте пространство вокруг ярче и интереснее, освоив новую профессию под руководством ведущих дизайнеров и основателей студий.
Техники иллюстрации
Техники современной иллюстрации бывают цифровыми и традиционными, в зависимости от инструментов, которые используются при создании изображений. Цифровая техника предполагает работу в графических редакторах, а традиционная — рисунок аналоговыми материалами от руки. Некоторые иллюстраторы совмещают обе техники: например, сначала рисуют что-либо вручную, а затем сканируют изображения и финализируют их в профессиональных программах.
Растровая и векторная графика
Цифровая графика бывает растровой и векторной: первая строится из множества пикселей, вторая основана на математических формулах. Чтобы выбрать, к какой обратиться, отталкивайтесь от конкретной задачи. Для работы с реалистичными изображениями лучше подходит растр, обеспечивающий высокую степень детализации. Самый популярный софт для работы с растром — Adobe Photoshop и Procreate, где можно создавать работы в форматах JPEG, PNG, GIF, TIFF и PSD.
Ощутимый недостаток растра — распад изображения на пиксели при его масштабировании. Этого минуса лишена векторная графика: математические формулы в ее основе легко масштабируются и сохраняют качество изображения. К главным форматам векторных файлов относятся AI, EPS, PDF и SVG, а для их создания пригодятся знания Adobe Illustrator, Figma или CorelDRAW.
3D-графика
Это трехмерное цифровое изображение, смоделированное при помощи специальных фигур. В 3D можно создавать отдельные объекты, персонажей и даже вселенные в любых стилях. Объемный визуал выглядит очень эффектно и держится в тренде уже несколько лет: он используется в медиа, рекламе, кино и геймдеве. Для 3D-моделирования лучше всего подходят программы Blender, Autodesk 3ds Max, Cinema 4D, а также игровой движок Unreal Engine 5.
ИИ-генерации
Еще одним инструментом создания визуала стали нейросети, хотя многие изображения требуют профессиональной доработки иллюстраторов. Пока одни модели генерируют картинки на основе текстовых запросов, другие тренируются на иллюстрациях для воспроизведения авторской манеры.
К первому типу моделей принадлежит нейросеть Midjourney, которую художник и иллюстратор Арсений Попов использует в личных и коммерческих проектах. Арсений применяет свои пайплайны в производстве анимации для студии «ЯРКО» и разрабатывает дизайны на заказ.
Платформа Exactly.ai представляет собой второй тип моделей: она позволяет художникам генерировать работы в своем же стиле — для этого нужно обучить модель на основе 10 изображений из вашего архива. А еще стартап защищает права авторов, которые получают пассивный доход при использовании их моделей другими людьми.
Аналоговые иллюстрации
Традиционные техники предполагают использование традиционных материалов: угля, карандашей, фломастеров, сухой и масляной пастели, туши, гуаши, акварели и других медиумов. По опыту художницы и преподавательницы Bang Bang Education Лены Четверик аналоговый рисунок позволяет лучше почувствовать материал и выстроить честные отношения с аудиторией:
«Зритель всегда чувствует, является ли иллюстрация продолжением и отражением персональных качеств художника. Такие вещи проявляются поверх приемов, стилей, техник. Легче всего их обнаружить именно в контакте с бумагой и разными инструментами из-за сопротивления материала. Свою роль играет и связь с телом: возможность работать от кисти или от плеча, особая моторика, скорость, интенсивность — все это отличает вашу работу от других.
Любую ручную технику можно взять с собой в диджитал: если она была прочувствована на бумаге, ее использование становится более осознанным, уместным и узнаваемым. Начинающие иллюстраторы часто используют кисти, повторяющие аналоговые материалы, создавая ощущение “красивости” без понимания “сообщения”, которое есть у любой техники. Работа на бумаге всему этому учит, так как с ней нужны предельно честные отношения».
Аналоговыми техниками также пользуются комиксистка Наташа Темежникова и художница Каролина Миллс из Филадельфии. При помощи толстых цветных маркеров Наташа рисует многочисленные сюжеты с крутой девочкой-вампиршей Сильвией, а Каролина — композиции из поп-культурных, наивных и ностальгических образов, дополненных строчками из своих любимых песен.
Коллаж
Это техника составления композиции из разных фрагментов, которая может быть и аналоговой, и цифровой. Аналоговый коллаж делают из кусочков цветной бумаги, отслуживших журналов или фотографий, склеенных в новой последовательности. Это очень демократичный способ создания работ, который ничем не уступает другим техникам иллюстрации. Например, коллажи Олега Бородина украшают страницы журнала «Правила жизни», а аппликации Юры Адомейко выставляются в красноярском музейном центре «Площадь мира».
Цифровые коллажи также собираются из разных фрагментов, но уже в графическом редакторе. Изучая иллюстрацию, студенты школы Bang Bang Education пробуют себя в создании коллажной обложки к книге на выбор — часто ей оказывается «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.
Печатная графика
В основе такой графики лежит печать при помощи досок с подготовленным прообразом изображения. В зависимости от материалов и уловок, задействованных в процессе, печатная графика делится на несколько категорий. Рассказываем о самых популярных из них.
Гравюра
Предполагает печать с металлической доски, на которой предварительно процарапывается необходимая картинка. Эти царапины заполняют краской, накрывают бумагой и пропускают через пресс.
Литография
Создается на плоской каменной поверхности, куда маслянистым составом наносится изображение, а оставшееся пространство обрабатывается кислотой. После состав смывается, и эти полости заполняются краской для последующей печати.
Линогравюра
Отличается тем, что вместо металла и камня предполагает использование линолеума. Нужные элементы рисунка вырезаются острыми штихелями: в итоге краска останется на нетронутой поверхности, а образовавшиеся ямки послужат фоном для будущей гравюры.
Виды и сферы применения иллюстрации
Иллюстрация широко распространена в современной визуальной культуре: она позволяет мгновенно привлечь внимание зрителя, передать настроение и нужный посыл. Ниже рассмотрим основные виды иллюстрации.
Иллюстрация для медиа
Онлайн-медиа и печатные издания заказывают иллюстрации, чтобы усилить текст: они помогают читателю визуализировать информацию и сделать ее более удобной для восприятия.
Книжная иллюстрация
Иллюстрации к книгам проводят читателя через сюжет, показывают ключевые сцены, героев и их эмоции. Внутри книжной иллюстрации существует множество подвидов — их классификацию определяет расположение изображения:
- Обложка отвечает за первое впечатление о книге, показывает важные сюжетные повороты или знакомит читателя с главными героями.
- Фронтиспис размещается в самом начале книги, как правило, по соседству с титулом.
- Полосная иллюстрация занимает одну страницу, которую также называют полосой.
- Разворотная иллюстрация располагается на целом развороте — на двух страницах.
- Буквица — первая буква текста, задекорированная в авторской манере.
- Заставка открывает новую главу в повествовании. Как правило, это миниатюрное изображение, связанное с содержанием главы.
- Оборонная иллюстрация — изображение, которое прячется в самом поле текста.
- Форзац и нахзац — первый и последний листы, которые служат внутренними обложками книги.
Коммерческая иллюстрация
Коммерческая иллюстрация решает задачи бизнеса: придает продуктам уникальный вид, украшает рекламные кампании и интерфейсы, привлекая внимание целевой аудитории. Коммерческие изображения, как правило, транслируют ценности брендов и выполняются в их фирменном стиле.
Иллюстрация в геймдеве
В сфере геймдева иллюстраторы отрисовывают эскизы, на основе которых создается 2D- или 3D-анимация, занимаются дизайном персонажей, ландшафтов и спецэффектов. Все эти элементы позволяют смоделировать уникальную виртуальную вселенную для игр.
Модная иллюстрация
В модной индустрии иллюстрации предназначены для визуализации образов и деталей. Они также могут быть инструментами брейншторма, помогая дизайнерам нащупать направления для новых коллекций.
Техническая иллюстрация
Наглядно объясняет сложные концепции, процессы или системы. Используется в инженерной документации, инструкциях по эксплуатации и тематических брошюрах.
Стили иллюстрации
Как и другие креативные сферы, иллюстрация распадается на множество стилей. Мы коротко расскажем о наиболее популярных, интересных и близких вкусам редакции.
Минимализм
Минималистичная иллюстрация строится на лаконичных образах. Несмотря на кажущуюся простоту, такие изображения требуют вдумчивой работы, ведь их задача — раскрыть целую концепцию через минимальное количество приемов.
Внутри минимализма можно выделить свои подстили, к которым относится лайн-арт, или линейная иллюстрация. Эти иллюстрации строятся на основе линий и образующегося между ними пространства, не терпят штриховок и избыточной детализации.
Другой важный для минимализма подстиль получил название big bold illustration — крупная и экспрессивная иллюстрация. Выполненные в этом подстиле работы отличаются гиперболизированными формами, жирными линиями и открытыми яркими цветами.
Реализм
Для реализма важна схожесть изображаемого объекта с реальными предметами, людьми, событиями или сценами. В зависимости от степени этого сходства реализм можно разделить на стилизованный, то есть допускающий вольность в трактовке реальности, а также фото- или гиперреализм, стремящийся ухватить реальность как можно точнее.
Фэнтези
В отличие от реализма фэнтези-иллюстрация воображает альтернативные миры. Стиль фэнтези включает множество разных вселенных со своей характерной эстетикой: это могут быть иллюстрации в духе киберпанка, гоблинкора, готики, супергероики и других захватывающих феноменов.
Ретро
Ретроиллюстрация обращается к недавнему прошлому, копируя и адаптируя его эстетику к современным реалиям. Часто такие иллюстрации подчеркнуто декоративны и сдержаны в своей цветовой гамме.
CalArts
CalArts — это сокращение от California Institute of the Arts, или Калифорнийского института искусств, основанного Уолтом Диснеем. В иллюстрацию этот стиль пришел из анимации, которая плотно связана с дизайном персонажей и всевозможными практиками рисунка. CalArts можно узнать по героям с миниатюрным телом, тонкими руками и ногами, а также непропорционально огромной головой — все это выполнено в тонких линиях.
Пиксель- и воксель-арт
Еще один ностальгический стиль, появившийся в эпоху раннего интернета и взлета видеоигр. Иллюстрации в этом стиле складываются из множества квадратных пикселей, переносящих зрителя во вселенную «Сеги» или «Нинтендо».
Другая разновидность пиксель-арта известна как воксель-арт — это изображения, выстроенные из объемных пикселей. Первая волна популярности воксель-арта пришлась на 1990-е годы, когда вышли игры Comanche и Outcast, а вторая — на 2010-е годы и релиз Minecraft.
Как стать иллюстратором
Для входа в профессию желательно освоить базу рисунка, композиции и колористики, параллельно знакомясь с профессиональным софтом. Приобретение азов позволит брать несложные заказы на старте обучения и станет крепким фундаментом для более хитрых знаний.
Как мы убедились, в современной иллюстрации есть множество видов и стилей, и для поиска своей ниши нужно экспериментировать с ними. Даже если у вас есть определенные предпочтения в иллюстрации, лучше попробовать несколько направлений — вдруг они окажутся вам ближе, чем тот путь, который вы наметили изначально.
Учиться новому — часто волнительно и непросто. Чтобы не чувствовать себя одиноко на этом пути, найдите сообщество единомышленников. Там вы сможете показывать свои работы, получать фидбэк и задавать вопросы. Находясь внутри креативной среды, куда проще наработать скил и завести полезные знакомства.
Как на старте, так и в дальнейшем процессе обучения очень важно тренировать насмотренность, то есть изучать работы разных иллюстраторов. Анализ характерных для них приемов и находок поможет вам обрести свой визуальный язык — в том числе и через стилизацию своих работ под подсмотренное у других авторов.
Обретение собственного визуального языка однозначно выделит вас в иллюстраторской среде. Многие профессиональные иллюстраторы не являются знатоками академического рисунка, но у них есть узнаваемый стиль — он помогает привлечь действительно интересные проекты и людей, разделяющих ваши художественные ценности.
Курс «Рисование. Точка входа»
Путеводитель по основным этапам рисования, который приведет вас к заметному прогрессу в рисунке самым простым и коротким путем.
Полезные материалы для старта в профессии
Мы убеждены, что научиться рисовать могут все, главное — регулярная практика и открытость новому. Чтобы вы смогли сделать первые самостоятельные шаги или продолжить изучение темы, делимся лекциями из открытого архива школы, где есть материалы для разных уровней подготовки.
Если хотите попробовать себя в аналоговой иллюстрации, присмотритесь к бесплатному вебинару «Основы рисунка».
Вебинар «Основы рисунка»
Преподавательница школы Люба Мхитарьян покажет, как рисовать простыми линиями и формами, чтобы с нуля создать иллюстрацию животного.
Для знакомства с цифровой иллюстрацией подойдет туториал преподавательницы Анны Сарухановой «Иллюстрация: создание портрета в векторе».
Курс «Иллюстрация: создание портрета в векторе»
Познакомитесь с азами векторной графики, интерфейсом, основными инструментами и командами программы Adobe Illustrator. С этими знаниями сможете самостоятельно нарисовать целый портрет из геометрических фигур.
Преподаватели Bang Bang Education совместно с иллюстраторским агентством Bang! Bang! Studio записали вебинар «Карьерный путь иллюстратора: где искать проекты и как продвигать себя».
Вебинар «Карьерный путь иллюстратора: где искать проекты и как продвигать себя»
Опираясь на собственный опыт, профи рассказывают, как начинающему иллюстратору сделать первые шаги в профессии, финансировать свои проекты, эффективно общаться с аудиторией и искать заказчиков.
Когда захочется еще больше знаний, рекомендуем мини-курс «Иллюстрация как профессия». Это сборник лекций для тех, кто уже умеет рисовать и хочет получать за это деньги. Иллюстраторы Илья Митрошин и Уля Громова сориентируют в направлениях коммерческой иллюстрации и форматах работы, а арт-директор Михаил Федосов расскажет об устройстве рынка.