Переходить в новую профессию сложно, а переходить в новую профессию за рубежом кажется совсем невыполнимой задачей. И, тем не менее, это реально. Георгий Нисанов — продакт-лид в крупной соцсети в США и преподаватель на курсе «Продакт-менеджер». Уже пять лет он развивается в продуктовом менеджменте и менторит начинающих специалистов.

Мы спросили, как ему удалось попасть в свою первую зарубежную компанию, как он справляется с культурными и языковыми барьерами и что может посоветовать начинающим продактам.

Как ты пришел в профессию продакта?

Мой путь в продуктовом менеджменте начался очень необычно. Во время учебы в вузе я создал свой первый проект в сфере IT-образования для студентов. Вместе с командой мы масштабировали проект до десяти тысяч пользователей в месяц с почти нулевым маркетинговым бюджетом. Продукт был довольно успешным.Тогда же, в году 2017, стали чаще упоминать профессию продуктового менеджера в EdTech. Впоследствии я понял, что мой проект — это не проект, а продукт, а я, оказывается, продуктовый менеджер.


Какие навыки пришлось развивать дополнительно, а какие у тебя уже были?

Вначале было просто, так как у меня уже были навыки организации распределенных команд и понимания, как работать с запросами пользователей. Однако в первые полтора-два года в EdTech мне пришлось сделать сильный уклон на развитие знаний про маркетинг и работу с воронками, так как цель чаще всего была одна — выручка (что не совсем корректно).

После EdTech я перешел в более технологическую индустрию, где пришлось изучать всё с начала: как правильно взаимодействовать с разработкой, как работать с продуктовой аналитикой и как считать окупаемость функционала, который хочешь запускать. У меня было ощущение, что мой прошлый опыт обнулился, но не скажу, что это плохо. Несмотря на совершенные ошибки, я смог по-новому посмотреть на вещи и научился лучше организовывать работу.


Как ты попал в свою первую зарубежную компанию?

Я улетал на учебу в Южную Корею и искал работу, которая бы плюс-минус совпадала с моим часовым поясом. К сожалению, это было очень сложно. Но мне повезло — я получил оффер в российско-китайское направление одной крупной китайской компании. На самом деле это самый простой вариант начать свою карьеру за рубежом — найти компанию или с фаундерами из РФ/СНГ, или с офисами там. Цикл трудоустройства в таких компаниях намного меньше, чем в европейских, — два месяца против пяти.


Расскажи о различиях работы в российской и зарубежной компании. Что важно учитывать?

Менталитет и культурные особенности! Лично у меня в семи из десяти случаев возникали проблемы или заминки из-за того, что я неправильно «считывал» реакции, стиль работы и так далее. Все люди — прекрасны и уникальны, поэтому важно учитывать, что манеры поведения тоже разные.Стоит понимать, что чаще всего контекст задач тоже будет отличаться, так как на зарубежных рынках в среднем больше объем рынка и аудитории. Это влечет и повышение цены ошибки. Но не нужно этого опасаться. Толерантность к ошибкам — классный знак экологичной компании. А умение адаптироваться на разных рынках — супер важный навык, который всегда будет полезным!


Возникали у тебя сложности с английским языком?

С английским — всегда. Несмотря на частую практику, я всё еще иногда переживаю, что меня могут не понять из-за акцента или ошибок. Но ничего — учусь.


Какие вообще требования к продактам за рубежом?

В плане хард-скилов чаще всего такие же, как и в России. У нас очень сильные специалисты, которых любят на зарубежных рынках.

Однако я заметил интересную особенность. Если у нас чаще всего делают акцент сначала на выручку, то в Европе, например, контекст вопросов всегда крутился вокруг пользы для пользователя. Думаю, это важно учесть и нашим компаниям.


Насколько сложно получить работу продакт-менеджера в крупной зарубежной компании, не имея опыта работы за рубежом? Что может помочь?

Могу сразу дать совет: если ваша цель просто получить оффер в крупную зарубежную компанию, то лучше подавайтесь в какой-то ее дополнительный юнит, а не главный продукт. Так цикл трудоустройства может быть короче, а в процессе вас и так будут косвенно смотреть в воронке найма на другие продукты в компании.

А вообще зависит от ваших целей и скилсета. Например, если вы до этого работали, скажем, в EdTech, и подаетесь в крупный EdTech продукт, то вероятность приглашения сразу кратно возрастает. И наоборот, если вы хотите перейти из одной сферы в другую, то, скорее всего, конверсия в приглашение на интервью может сократится. Поэтому лучше начинайте поиск с вашей профильной зоны.

Что касается необходимости опыта работы за рубежом, то это тоже зависит от компании. Но я очень редко видел такие требования в вакансиях на том же LinkedIn. По моим наблюдениям, чаще всего это относится к специфичным рынкам в Азии вроде Китая или Японии.


С какими сложностями ты сталкиваешься в своей текущей работе? А что тебя мотивирует и вдохновляет?

Какой бы успешной ни была компания, везде есть свои нюансы. Не буду говорить про конкретное место, но скажу в общем. Чаще всего трудности возникают из-за того, что у разных отделов свои фокусы, из-за чего синхронизация и приоритеты могут расходиться. Нужно уметь синхронизировать фокусы между департаментами, уметь слушать и слышать. А вдохновляет меня работа над «успехом» пользователя у нас в продукте. Мне нравится наблюдать, как какие-то нововведения круто и измеримо меняют ежедневную жизнь человека к лучшему. Особенно, если это не просто какая-то цифра на дашборде, а именно человек.


С какими запросами ты сталкиваешься чаще всего как ментор? Какие советы можешь дать начинающим продакт-менеджерам?

Топ вопросов — это:

1. Как понимать юнит-экономику и не бояться ее?

2. Как вырасти до мидла за пару месяцев? (Спойлер: никак, дело ведь не в названии.)

3. Как понять, что я готов(-а) к новому росту в профессии?

Пожелаю лишь одного — не бояться ошибок. Ошибки — это драйвер роста. Не стесняйтесь их, не бойтесь переспросить или сказать, что вы не знаете чего-то. Это нормально! Без преувеличения, 95% ошибок у меня было из-за того, что я опасался ошибиться и/или сказать, что чего-то не знаю.

Если в вашей компании нулевая терпимость к ошибкам, вопросам или же токсичная атмосфера — бегите оттуда. Это не то место, где стоит начинать свою карьеру.

Профессия «Продакт-менеджер»

Научитесь создавать и развивать цифровые продукты

Посмотреть программу
Поделиться