Соавторки проекта «Численничек» Иветта, Саша и Маша ведут телеграм-канал collective(ism), где пишут об искусстве, философии и арт-критике, рассказывают о своих проектах и делятся полезными материалами, которые изучают.
Для нашего канала они собрали подборку произведений искусства, где художники экспериментируют с материалами: хлебом, шерстью, канифолью, гудроном и конфетами.
Андрей Кузькин «Молельщики и герои» (2019) и «Деньги на хлеб» (2012)
«Молельщики и герои» — проект, для которого Кузькин в течение трех лет лепил более тысячи фигурок, каждая 10–15 сантиметров высотой. Хлеб — материал, с которым работает художник, — отсылает к христианству и символу жертвы, а также к традиции лепки из хлеба в российских тюрьмах. Однажды Кузькин слепил хлебные доллары и обменял их у галеристки Натальи Тамручи на настоящие.
Мерет Оппенгейм «Объект» (1936)
Шерстяной сервиз, сделанный сюрреалисткой Мерет Оппенгейм, прекрасен своей роскошной бессмысленностью. Чашка, блюдце и ложка были куплены на парижской барахолке и покрыты кусочками шкуры газели. К слову, «Объект» Оппенгейм — это первая сделанная женщиной работа, которая была приобретена для коллекции МоМA.
Владимир Чернышёв «Солнце» (2023) и «Бассейн» (2020)
Владимир Чернышёв, молодой художник из Нижнего Новгорода, выбирает нетривиальные субстанции. В 2023 году он работал над проектом «Солнце» — четырехметровой инсталляцией из канифоли, плавящейся и растекающейся под воздействием лазерных лучей. Инсталляция Чернышёва, по определению нестабильная и постоянно меняющаяся, подсвечивает человеческие представления о звезде, процессах ее горения и угасания. Другой важный проект — бассейн, заполненный гудроном. Используя гудрон — отход нефтепереработки — Чернышёв создает высказывание об экологии.
Феликс Гонзалес-Торрес «Без названия (Портрет Росса в Лос-Анджелесе)» (1991)
Эта инсталляция состоит из 175 фунтов (около 80 кг) разноцветных леденцов. Галерея, где выставляется работа, обязуется восполнять ее изначальный вес, так как зрителям разрешено забирать конфеты с собой. Эту работу Гонзалес-Торрес посвятил своему партнеру, умершему от осложнений СПИДа. Вес инсталляции отсылает к весу среднестатистического здорового человека, а зрители, забирая конфеты и разрушая идеальную конструкцию художника, будто поминают усопшего.