FemTech Force — первое русскоязычное медиа о технологиях и продуктах в сфере женского здоровья. Сейчас проект включает в себя подкаст о карьере в FemTech и телеграм-канал, в котором каждый день появляются новые вакансии в этой сфере.

Этот материал подготовила для нас основательница FemTech Force Ира Евдокимова. Она рассказывает, какие существуют продукты в сфере женского здоровья и какие проблемы они решают.

Ира Евдокимова

Что такое FemTech?

FemTech — это технологии, которые улучшают жизнь и здоровье женщин. Термин предложила Ида Тин — основательница трекера менструации и овуляции Clue — в 2016 году, чтобы доносить до инвесторов перспективность финансирования продуктов в сфере женского здоровья. К тому моменту приложению Clue для отслеживания менструации и овуляции, которое она основала, было уже три года.

Сейчас трекеры цикла настолько вошли в обиход женщин, что уже сложно вспомнить время, когда в нашем распоряжении был только бумажный календарь или таблица, но FemTech — это не только трекеры цикла. Чтобы лучше понять, какие продукты существуют и какие проблемы они решают, нужно определить, что такое женское здоровье.


Что такое женское здоровье?

Принято считать, что женское здоровье касается только репродуктивной функции. И это мешает обратить внимание на другие состояния, встречающиеся у женщин и влияющие на их жизнь.

Женское здоровье охватывает как специфические для женщин состояния, связанные с репродуктивной функцией и женской биологией, так и общие заболевания или состояния, которые влияют на женщин иначе, чем на мужчин (например, сердечно-сосудистые заболевания). Также речь может идти о заболеваниях, которые встречаются у женщин гораздо чаще: например, аутоиммунные состояния, мигрень, остеопороз.

Долгое время разница в том, как протекают болезни или работает лечение у женщин и мужчин, не изучалась. Поэтому иногда можно с удивлением узнать, что есть знания и выводы о человеческом организме, основанные на изучении организмов мужчин. Например, большинство методик тренировок, особенно профессиональных спортсменов, строятся без учета цикла и созданы на основе данных мужчин-спортсменов.


О женской и гендерной истории
Рассказывает историк Элла Россман на примере шести плакатов и картин
Читайте далее

Какие бывают FemTech-продукты?

Чаще всего FemTech — это приложения, товары и сервисы, носимые устройства, средства диагностики и лечения, которые созданы, чтобы улучшить женское здоровье. Например, трекеры менструации или беременности, виртуальные клиники женского здоровья, боты и диджитал-сообщества, которые помогают пережить менопаузу, или домашние тесты на овуляцию. Больше всего продуктов — в сфере менструального здоровья и фертильности, меньше — в непопулярных или табуированных темах вроде здоровья тазового дна.

Сегодня, говоря о женском здоровье, мы включаем туда, помимо менструального здоровья и вопросов фертильности, такие вопросы, как сексуальное здоровье, психическое здоровье, тазовое и маточное здоровье, здоровье мозга и когнитивные функции, здоровье костей, онкология, обезболивание, грудное вскармливание, цифровые медицинские услуги и многое другое. Термин FemTech стал пониматься шире и охватывает не только здоровье женщин, но и качество их жизни.


Какие специалисты работают в FemTech?

В 2021 году мировой рынок FemTech оценивался примерно в 51 миллиард долларов США. Прогнозировалось, что к 2030 году этот рынок будет стоить 103 миллиарда долларов США. Если смотреть инвестиции в FemTech, то большинство из них приходится на компании, зарегистрированные в США, далее с большим разрывом идут Израиль, Великобритания, Франция, Швейцария, Китай, Индия, Канада.

На рынке постсоветских стран есть немного компаний, которые можно отнести к FemTech. Но тут надо делать оговорку, что граница между FemTech и HealthTech/MedTech довольно условна. Например, продукты, которые помогают рентгенологам эффективнее выявлять рак груди при помощи AI, тоже можно отнести к FemTech. И такие B2B-продукты существуют на российском, белорусском и казахстанском рынках.

Позиции, на которые нанимают в FemTech-компании, зависят от типа продукта. Если говорить о мобильном приложении, то оно, помимо обычной IT-команды, чаще всего будет требовать сильную контентную команду, состоящую из копирайтеров и/или людей с медицинским бэкграундом, чтобы верифицировать информацию. Если говорить про медицинские девайсы, то там, скорее всего, понадобятся люди с опытом из микроэлектроники и hardware. Если продукт проходит клинические испытания, понадобятся люди с опытом работы в фармацевтической отрасли. В FemTech сейчас, как и в других индустриях, ищут людей с опытом в машинном обучении (ML). Анализ вакансий, опубликованных у нас в FemTech Force, показывает, что самыми частыми являются:

  • Продакт-менеджер (Product Manager).
  • iOS-разработчик (iOS Developer).
  • UX-дизайнер (UX Designer).
  • Аналитик данных (Data Scientist).
  • Маркетолог (Marketing Manager).

UX/UI-дизайнер разрабатывает продукты, которыми пользуются миллионы женщин. Научитесь проектировать удобные интерфейсы и получите профессию, которая поможет сделать жизнь лучше.

Стать UX/UI-дизайнером ✨

Примеры FemTech-продуктов

Maven — виртуальная клиника репродуктивного здоровья и помощи при менопаузе.

Особенность клиники в том, что Maven предлагает крупным работодателям в США и других странах оформить для своих сотрудников страховку, включающую помощь при беременности, бесплодии, а, с недавних пор, и менопаузе. Maven относится к стартапам-единорогам, то есть его оценка составляет больше 1 миллиарда долларов.

Soula — мобильное приложение-помощник на основе искусственного интеллекта, которое сопровождает женщин во время беременности, родов и после рождения ребенка. Основательница — белорусская предпринимательница Наталья Миранчук, в стартап проинвестировала Наталья Водянова.

Mira — прибор для домашнего тестирования гормонов фертильности и мобильное приложение. Экономит женщинам, стремящимся зачать или имеющим нерегулярный цикл, кучу времени, поскольку им не нужно часто посещать лаборатории. Mira — пример hardware-устройства в FemTech с частично русскоязычной командой, которое производится в Китае, но при этом работает в основном на американском рынке.

Axonics — имплант с пультом управления, помогающий снизить или устранить проблемы тазового дна, такие как недержание. Каждая третья женщина сталкивается с проблемами здоровья тазового дна. Это считается стыдным и не обсуждается, но значительно влияет на качество жизни.

Daye — тампоны с обезболивающим эффектом и одновременно средство для домашнего тестирования вагинальных инфекций, ИППП и проблем с фертильностью. Уникальность тампонов в том, что при помощи них можно собирать образцы менструальной крови и проводить диагностику. Недавно Daye запустили первую клинику менструальной боли. Стартап основан в 2017 году болгаркой Валентиной Милановой.

Blooming Eve платформа, которая помогает людям найти провайдера по вопросам, касающимся фертильности, и подготовиться к ЭКО. Речь о клиниках вспомогательных репродуктивных технологий, где можно сделать ЭКО или заморозить яйцеклетки или эмбрионы. Пользовательницы могут выбрать платформу по стоимости, клиническому результату и рейтингу.

Nesa Medtech — приложение, позволяющее врачам создавать 3D-модель матки на основе УЗИ для эффективного лечения миомы. Ожидается, что эти изображения помогут врачам точно диагностировать и планировать интервенционные процедуры для пациенток с миомой матки. Nesa Medtech — компания по производству медицинского оборудования из Индии, разрабатывающая малоинвазивные хирургические решения под визуальным контролем.

Поделиться