Содержание
- Что такое интерфейс
- Классификация интерфейсов
- Разработка интерфейсов: кто и как этим занимается
- Типы интерфейсов
- Принципы создания интерфейсов
- Процесс создания интерфейса
- Будущее интерфейсов
Разбираемся, что подразумевают под термином «интерфейс» в сфере IT и дизайна.
Что такое интерфейс
Английский термин interface состоит из двух слов: interaction — «взаимодействие» и face — «лицо». Получается своеобразное «лицо продукта», благодаря которому происходит «взаимодействие».
Мы не можем взаимодействовать напрямую с кодом программы — для этого нам нужна картинка, где мы будем видеть код, иметь возможность менять его и видеть изменения на этой картинке.
Что он помогает делать
- Вводить информацию, отображать ее и обмениваться ей. Все звуки и картинки, которые мы видим на экранах телефонов и компьютеров, — результат созданного интерфейса.
- Управлять приложениями — часть из них может регулироваться с помощью программных видов интерфейса.
- Взаимодействовать с технической частью устройств и систем.
Интерфейс нужен, чтобы наладить контакт как человека с устройством, так и системы с устройствами.
Научитесь проектировать удобные интерфейсы и получите профессию, которая раскроет ваш творческий потенциал.
Классификация интерфейсов
В продуктовом дизайне интерфейс — одна из главных составляющих веб-сервисов и приложений, с которыми взаимодействует конечный пользователь. Таким образом компания получает от пользователя информацию и выдает ее ему. От грамотно спроектированного интерфейса зависит то, насколько результативным будет взаимодействие пользователя с продуктом.
Аппаратные (Hardware)
С их помощью обеспечивается подключение устройств к системе.
Примеры: привычные нам USB, Lightning, HDMI и т. д.
Программные (Software)
Самый распространенный пример программного интерфейса — API: с помощью него программируются приложения. В процессе работы обеспечивается интеграция систем.
Примеры: приложению или сайту нужно получить данные с сервера. Настраиваются соответствующие запросы, обеспечивается документация, описывающая процессы.
В объектно-ориентированном программировании интерфейс нужен для описания общей структуры, без детального рассмотрения.
Пользовательские (User)
Обеспечивают взаимодействие человека с системой. Многие пользовательские интерфейсы — графические, они представляют собой изображения. Но есть и консольные с вводимыми командами — CLI. Они сочетают пользовательские и программные компоненты.
Разработка интерфейсов: кто и как этим занимается
Разработка его внешнего вида и удобства для пользователей, — задача продуктового или UX/UI-дизайнера. В больших корпорациях этим занимается целая дизайн-команда, а в маленьких проектах может быть один специалист. Но во всех вариантах результативность разработки напрямую зависит от профессионализма дизайнера.
Типы интерфейсов
Командная строка — пример интерфейса из области программирования. С ее помощью можно задать код, который затем выполнит программа. Язык интерфейса должен совпадать с языком операционной системы, чтобы менять настройки и управлять программой. Рассмотрим, какие еще бывают разновидности.
Текстовый и графический
Это одни из самых частых систем. В них входят изображения, меню, поля ввода, иконки, схемы, кнопки. Кстати, командная строка относится к текстовому виду интерфейса.
Жестовый и тактильный
Это все то, что мы делаем каждый день: нажимаем иконки смартфона и клавиши компьютера. Сюда же относится управление мышью или джойстиком. Системы видеонаблюдения, света и охраны, реагирующие на движения, также используют жестовый тип. Взаимодействие с ним может быть как тактильным, так и бесконтактным.
Голосовой
Вы точно знаете функции «Окей, Google» и «Привет, Siri» — это примеры голосового интерфейса. Постепенно он совершенствуется: уже существуют нейросети, которые делают синхронный перевод при разговоре.
Пользовательский
Многие при слове «интерфейс» представляют именно пользовательский. Этот тип объединяет предыдущие — все то, что мы видим на экране.
Игровой и веб
Страницы на сайте содержат визуальную информацию и программную часть. Взаимодействие с кодом проходит через протокол HTTP и соответствующие браузеры. Похожим образом осуществляется взаимодействие в играх.
Принципы создания интерфейсов
При создании интерфейса стоит придерживаться следующих правил:
- Адаптивность к ПК и гаджетам.
- Наличие единых оформления и стиля, собирающихся в логические блоки.
- Интуитивность и лаконичность — пользователи уже примерно представляют, где должна быть кнопка выхода или меню. Если они вдруг из угла экрана переместятся в центр, это будет выглядеть довольно странно. Это правило относится ко всем видам интерфейсов. Лишнее время, которое пользователь тратит на поиск, пропорционально снижает желание взаимодействовать с продуктом дальше.
- Логичность действий — если это приложение или сайт, пользователь будет совершать определенный набор действий. Не стоит нарушать эту логику.
- Учет ошибок — пользователь может нажать не ту кнопку и ошибочно продолжить оформление заказа. Всегда нужно позволять вернуться на шаг назад.
Что еще важно учесть
Всегда нужно отталкиваться от потребностей пользователей и учитывать, какую проблему они решают с помощью продукта. Если пользователь приходит за покупкой в интернет-магазин — важно спроектировать удобный каталог. Потребности пользователей во много определяют, что будет в интерфейсе первостепенным.
Если это сервисный продукт, то не стоит перегружать визуальное отображение. Хороший пример — интерфейс операционной системы iOS на iPhone с минимумом ярких цветов и понятной логикой.
Курс «Практики цифровой доступности»
Узнаете о широких возможностях цифровой доступности и о том, как люди с особенностями здоровья используют различные инструменты и адаптивные стратегии.
Процесс создания интерфейса
Создание пользовательского интерфейса проходит поэтапно:
- Сбор данных. В крупных компаниях проектный менеджер общается с клиентом, выявляет потребности и составляет техническое задание.
- Проведение конкурентного анализа. Важно проанализировать ошибки, найти удачные решения конкурентов и внедрить хорошие практики в свою работу.
- Создание черновика. Первая версия еще не идет в продакшн. С ее помощью дизайнер проверяет, насколько логично взаимосвязаны элементы, и проектирует дизайн. Черновой вариант отправляется клиенту, чтобы получить обратную связь. Часто в качестве черновика используют не полноценную тестовую версию продукта, а прототип.
- Реализация готового макета. После обсуждения с клиентом и доработок подготавливается финальная версия. Устраняются баги и проверяется работоспособность.
- Тестирование и сдача проекта. На больших проектах к этому подключаются тестировщики. При проверке необходимо давать подробную обратную связь о работоспособности системы.
Какие программы используются для создания интерфейсов
Figma
Figma — онлайн-сервис для создания прототипов сайтов и приложений с понятной навигацией. В нем также можно работать над проектом в одном пространстве с другими пользователями.
Sketch
С помощью этого сервиса создают мудборды и дизайн-макеты. У платформы есть минус — нельзя работать над одним проектам сразу нескольким пользователям. Зато она подходит для лендингов и других одностраничников, когда нужно предоставить только черновик, а затем готовую работу.
Miro и FigJam
Это интерактивные доски для совместной работы в команде. Здесь же можно проводить мозговые штурмы и придумывать новые пути решения. Они удобны для построения интерактивной карты путей клиента и выявления пробелов в пользовательском опыте.
Adobe XD
Программа от Adobe Systems. Она поддерживает векторную графику и дает возможность создавать интерактивные пользовательские интерфейсы для веб- и мобильных приложений.
Будущее интерфейсов
Одна из перспектив в этой сфере — развитие нейронных интерфейсов. В мозг вживляются электроды, затем с их помощью передают текст и картинку. Часть испытаний нейроинтерфейсов уже проходит и показывает хорошие результаты. Такие технологии во многом облегчат жизнь людям с особенностями здоровья и откроют много возможностей управления техническими устройствами.