23 декабря 2023 года мы провели первую онлайн-конференцию о дизайне детских цифровых продуктов и поговорили с экспертами из крупных компаний обо всем, что связано с детскими цифровыми продуктами, — от этичности до особенностей разных платформ. На конференции выступила команда Okko — менеджер продукта Илья Круглый, ведущий дизайнер Яна Марудова и руководитель направления дизайна продукта Илона Золотаревич.

Илона — ведущий эксперт в дизайне цифровых продуктов с 2012 года, спикер, ментор, автор курсов по дизайну. Мы поговорили с ней об ошибках, которые допустила команда при запуске детского направления, и о том, как детский профиль встраивается в продукт и дизайн-систему.

Илона Золотаревич

Какие есть направления для детей на видеоплатформах?

Два наиболее частых направления — развлекательное и образовательное. Среди развлекательных выделяются сервисы с контентом, созданным самими пользователями, такие как YouTube и TikTok, и сервисы с профессионально созданным контентом — Okko и другие онлайн-кинотеатры.


Курс «Практики цифровой доступности»

Узнаете о широких возможностях цифровой доступности, как люди с особенностями здоровья используют различные инструменты и адаптивные стратегии.

Смотреть бесплатно 💥

Над какими детскими продуктами для Okko работает ваша команда?

Внутри приложения Okko есть детский профиль — это безопасное пространство для детей с детским контентом и детским UX. Это и есть наш продукт для детей. В самом начале работы над детским направлением мы приняли решение не создавать отдельное приложение (как, например, YouTube Kids), а развивать детский опыт внутри уже существующего приложения Okko.


Почему вы приняли такое решение?

Причин несколько. Во-первых, отдельное приложение будет конкурировать с другими детскими приложениями, и это добавит сложностей в его продвижении. И, конечно же, мы хотели начинать работу с аудиторией родителей и детей, которые уже пользовались Okko.

Во-вторых, отдельное приложение требует больше ресурсов от разработки. В едином приложении мы смогли легко переиспользовать уже существующие решения для запуска детского профиля. Сейчас, когда мы работаем над новым функционалом, мы с удивлением обнаруживаем, насколько много фич, необходимых для удобного детского опыта, совпадает со спортивным опытом. Например, бесшовный переход с витрины в просмотр. Поэтому мы шутим, что спортсмены (зрители спортивного контента) прям как дети.


Гайд по созданию детских цифровых продуктов
Вместе с экспертом по детским приложениям Людой Сеньшовой собрали главные принципы детского UX
Читать далее

Чем различается работа над продуктами для детей и для взрослых?

Главное отличие работы над продуктом для детей, конечно же, в пользователях. Дети сильнее сегментированы, чем взрослые. Ребенок двух лет значительно отличается от ребенка четырех лет, не говоря уже о школьниках или подростках. Соответственно, их интересы тоже различаются.

В раннем возрасте есть различия даже в физических возможностях. Например, моторика малышей развита слабее, поэтому интерфейс должен быть простым в управлении, чтобы родители могли оставить ребенка наедине с устройством.

Кроме физических особенностей, нужно учитывать самоощущение ребенка. С определенного возраста детям становится важно чувствовать себя «уже взрослыми», они не станут пользоваться приложением со слишком детским дизайном, даже если там есть интересный им контент.


А как исследовали ваших пользователей?

Это очень объемный вопрос, но я расскажу про один из основных нюансов в вопросе исследования детей. Мы ограничены законодательством — не можем общаться с детьми без присутствия родителя. Конечно, это приводит к некоторой погрешности, потому что дети могут отвечать так, чтобы ответ понравился родителям. Бывает, родители замечают это сами и говорят ребенку, чтобы он не боялся дать честный ответ. Мы проводим исследования не только на детях, но и на их родителях. И родители, как и любые другие пользователи, хотят казаться чуточку лучше.

Например, мы столкнулись с декларируемой ценностью образовательного контента. Для родителей важно, чтобы на видеостриминге был образовательный контент, но это не значит, что они действительно будут включать его ребенку.

Мы регулярно проводим внутренние и внешние исследования. Внутренние мы проводим на наших пользователях, а внешние заказываем, чтобы изучить потенциальных пользователей. Методы исследования, как и всегда, зависят от наших целей и задач. Например, это могут быть очные интервью или UX-тестирования, онлайн-анкетирование и так далее. Кроме того, мы периодически изучаем тренды: как дети предпочитают проводить свободное время и как эти предпочтения меняются с возрастом.


Научитесь проектировать удобные интерфейсы для сайтов и мобильных приложений. Сможете зарабатывать от 90 000 ₽ на уровне Junior и быстро вырасти до Middle-дизайнера с доходом от 160 000 ₽.

Освоить профессию!

На твой взгляд, какие есть этические ограничения при работе с детскими продуктами?

Самые очевидные этические ограничения — это доступ ко взрослому контенту и платежным средствам, подключенным к аккаунту. С ними у нас отлично справляется отдельный детский профиль, куда попадает только подходящий по возрасту контент. А доступ к платежным средствам можно ограничить, установив пин-код на покупки.

Другой этический вопрос связан с нашими целевыми метриками. Мы, как видеостриминг, заинтересованы в том, чтобы пользователи как можно больше времени проводили за просмотром контента. Но для детского профиля мы выбрали другую целевую метрику — возвращаемость. У нас нет цели, чтобы ребенок смотрел нас круглыми сутками. Наша задача — сделать так, чтобы ему было безопасно, познавательно, удобно и он стабильно к нам возвращался.

Мы стараемся балансировать между взрослым и ребенком. Наш продукт для детей: если ребенку будет неинтересно или неудобно, это не будет иметь никакого смысла. Но в то же время мы должны понимать сценарии, цели и проблемы родителей.


С чего посоветуешь начать дизайнерам, которые хотят работать с детскими продуктами?

Если вы уже поняли, что хотите работать с детской аудиторией, то я бы начала с изучения того, какие детские продукты бывают. Возможно, первое, что приходит в голову при мысли о детском продукте, — это игры. Но, как видно из состава спикеров KidTech Conference, это не так. Среди участников не было ни одного игрового продукта, даже из развлекательных были только мы — Okko. Так или иначе, все продукты участников были веточками от продуктов для взрослых людей.

Как только вы определитесь, дальше все работает как с любыми другими продуктами — насматриваетесь и глубже погружаетесь в тему детского UX. Например, большая база исследований детского опыта есть у Nielsen Norman Group. Часть из них объединены в книгу «UX Design for Children», которую регулярно переиздают, чтобы включить свежие исследования. Единственное, стоит делать поправку на контекст. NN Group проводят бóльшую часть своих исследований в США или Европе, поэтому какие-то привычки и паттерны детей могут различаться.

И, конечно, больше общайтесь с вашими маленькими пользователями. Они точно расскажут тонну инсайтов и дадут заряд энергии и вдохновения.

Карьера в UX/UI-дизайне

Профессия дает полную свободу выбора — офис или работа из любой точки мира, корпорация, стартап или фриланс. Через 5 месяцев получите достаточно знаний, чтобы брать первые рабочие проекты. После учебы сможете претендовать на позицию Junior-дизайнера, а в перспективе — зарабатывать от 200 000 ₽.

Стать UX/UI-дизайнером ⚡️
Поделиться