Содержание
- Монтаж по крупности
- Монтаж по смещению осей
- Монтаж по ориентации в пространстве
- Монтаж по направлению движения объекта
- Монтаж по фазе движения
- Монтаж по темпу
- Монтаж по композиционному центру
- Монтаж по свету
- Монтаж по цвету
- Монтаж по направлению основной движущейся массы
Знание принципов монтажа необходимо для того, чтобы сделать комфортную для зрителя монтажную склейку: почти незаметную, плавную. Иногда принципы монтажа нужно знать, чтобы их нарушить и сделать склейку акцентом, приемом. Об этих исключениях мы поговорим позже. Сегодня — вспоминаем базу.
Монтаж по крупности
Существует несколько классификаций крупностей планов. Возьмем за основу одну из них (по Л. Кулешову).
Планы по Кулешову делятся на:
- деталь;
- крупный;
- 1-й средний (по грудь человека);
- 2-й средний (по пояс);
- общий и дальний планы.
Два плана соседней крупности, если мы снимаем один и тот же объект, обычно плохо монтируются между собой. Первый принцип монтажа гласит: монтировать планы необходимо через одну крупность. Например, человек что-то рассказывает, и из повествования нужно вырезать лишнее. Если вы снимали рассказчика двумя камерами, крупным планом и 2-м средним, то это вырезание будет незаметным для зрителя.
Пройдете все этапы производства видео: от подготовки к съемкам до склейки кадров, цветокоррекции и саунд-дизайна. Подойдет блогерам и видеографам, тем, кто хочет работать на фрилансе или перейти в кино, рекламу и на телевидение.
Монтаж по смещению осей
Правильно выбрать крупность недостаточно для мягкой склейки. Допустим, мы все еще снимаем двумя камерами человека, который что-то рассказывает. Если камеры будут стоять на одной прямой, даже несмотря на разность крупностей, во время монтажа будет ощущение наскока, «прыжка» между кадрами. Чтобы этого избежать, камеры нужно немного сместить друг от друга в стороны.
Монтаж по ориентации в пространстве
Существует некая ось — линия взаимодействия между персонажами, вдоль которой направлено внимание героев. Например, к нашему рассказчику добавляется собеседник. Они сидят друг напротив друга на набережной. Все точки съемки должны находиться с одной стороны от оси, то есть снимать можно с любой точки перед ними — так, чтобы вода всегда оставалась фоном.
В профессиональной среде такая съемка называется «восьмеркой». Точка съемки и крупность плана могут меняться, но направление взгляда персонажей на протяжении всей сцены должно сохраняться. Если герои не сидят, а перемещаются в пространстве, то ось может перемещаться вместе с ними. Мягкий переход на другую сторону оси можно сделать с помощью движущейся камеры, «внутреннего» монтажа, когда зритель видит без склейки, как меняется пространство.
Монтаж по направлению движения объекта
Если движение объекта в кадре подхватывается в следующем кадре, то склейка будет гладкой. Например, наш рассказчик встает и идет справа налево. В следующем кадре, снятом с другой точки, он должен продолжать идти в том же направлении — справа налево.
Монтаж по фазе движения
Склейка во время движения объекта в кадре обычно получается самой гладкой.
Вернемся к нашему рассказчику. Представим, что у него активная жестикуляция. Кроме смены крупности плана, нужно внимательно следить за фазой движения. Например, если в конце общего плана он начал поднимать правую руку, в начале среднего плана эта же рука должна продолжать подниматься наверх. Фазу движения особенно приходится учитывать при монтаже циклически повторяющихся положений объекта.
Курс «Свет: основы»
Художница и фотограф Моника Дубинкайте рассказывает, что такое свет и как с ним работать, дает практические советы и показывает примеры работ. Узнаете об освещении и его использовании в работе, как люди воспринимают свет и тень.
Монтаж по темпу
При склейке нескольких кадров, где снят один и тот же движущийся объект, нужно учитывать скорость движения объекта от кадра к кадру. Темп движения чувствуется по скорости движения фона. Например, наш рассказчик идет на общем плане, камера следует за ним. Нам нужно снять этот же план, но крупнее. Не пытайтесь сделать это с той же точки, с которой снимали общий план. Если приблизить изображение зумом, изменится перспектива фона, и при панораме фон будет нестись в несколько раз быстрее. Для сохранения нужного темпа должна быть изменена точка и угол съемки.
Монтаж по композиционному центру (центру равновесия)
Если герой в первом кадре расположен на среднем плане слева, а во втором — на общем плане справа, то во время склейки он как будто прыгнет из стороны в сторону. Поэтому, если в соседних кадрах присутствует один и тот же герой, нужно следить за его композиционными перемещениями.
При соединении двух кадров с разными героями одинаковая композиция может создать ощущение, что у героя поменялась голова. Ищите для каждого персонажа в кадре свою композицию.
Монтаж по свету
Важно следить за тем, чтобы общий характер освещения сохранялся по ходу непрерывного действия (если это изменение не является приемом и не оправдано сюжетом). Особенно нужно следить за изменениями света при съемке в естественном освещении.
Свет в кадре может меняться, если это происходит внутри кадра, например, если вы ручной движущейся камерой снимаете в комнате, где находятся разные источники света, разные по температуре и интенсивности.
Монтаж по цвету
Не стоит склеивать планы, сильно отличающиеся по цвету объектов в кадре. Например, наш рассказчик переместился в гостиную и сидит в бордовом кресле с высокой спинкой. Фон, обои в гостиной — бежевые. Общий план будет преимущественно бежевым, а крупный план может оказаться бордовым из-за высокой спинки кресла. Для комфортной склейки крупный план стоит снять так, чтобы в кадр, помимо массивного бордового кресла, попали и бежевые обои.
Дизайн-библиотека BBE
Пополняемая коллекция бесплатных и платных курсов от онлайн-школы Bang Bang Education поможет определиться с интересами, развить насмотренность, освоить ключевые навыки и разобраться в тонкостях профессии.
Монтаж по направлению основной движущейся массы
Этот принцип очень схож с принципом монтажа по направлению движения, только применяется в более общем смысле. Речь здесь идет не о самом движении, а о том, какую площадь кадра это движение занимает. Чем эта площадь больше, тем больше движущаяся масса. Если камера движется за бегущим героем, то фон будет «бежать» ему навстречу, а неподвижным останется только герой.
Плавная склейка в этом случае получится, только если в следующем кадре площадь движения остается неизменной. При этом не забывайте о направлении и скорости движения.