Страх и трепет: Кино как пространство тревоги

Алиса Таежная
Страх и трепет: Кино как пространство тревоги

5 лекций этого курса — о кинематографе как способе работать с негативными эмоциями и отражать кризисные состояния человека и его среды. Искусство традиционно размышляет о конечности человека и задает вопросы о нашем существовании. На примере сотни фильмов, книг и произведений искусства мы увидим взаимосвязь культурных явлений, которые помогают человеку ощутить, осознать или преодолеть страх смерти и тоску по несбыточному.

Ранее этот курс проводился в формате онлайн-интенсива, поэтому он состоит из лекций-записей прошедших вебинаров.

Список рекомендаций: кино как пространство тревоги

Кто будет преподавать

Алиса Таежная

Алиса Таёжная — журналистка и кинокритик, постоянный автор The Village, Afisha Daily, Wonderzine, «Искусства кино», «Сеанса», РБК, Forbes. Окончила Высшую школу экономики и Открытую школу «Манеж/МедиаАртЛаб», училась в Королевской академии искусств в Гааге. Выступает с лекциями о современном кино и культуре в рамках образовательных программ на кинофестивалях и в культурных институциях Москвы.

Алиса Таежная

Программа:

Лекция 1. Скорбь и меланхолия

Смерть и ее проживание. Таинственность физического исчезновения и тема сверхъестественного. Жизнь после смерти и «жизнь для живых» — прощание с мертвым человеком и понятие утраты. Философия романтизма и экзистенциализма в инструментарии режиссеров. Визуальная работа с темой отсутствия.

Восточноевропейское кино 21 века. Документальные фильмы Шанталь Акерман и Лори Андерсон. Фильмография Франсуа Озона. Игра в смерть у Тима Бертона. Проживание прошлого у Тарковского и Сокурова. Меланхолия Аббаса Киаростами. Увядание и смерть в американском независимом кино. Кино универсума Терренса Малика.

Лекция 2. Насилие и боль

Травматичный опыт и работа с причиненными страданиями. Иерархия и культура насилия. Влияние институционального насилия на общение между людьми. Боль физическая и душевная. Переход границ другого человека. Восстановление после травмы и эмоциональная депривация.

Японское кино новой волны. Американское независимое кино 90-х — от Тарантино до Хирохико Араки. New French Extremity и исследование границ допустимого. Кинематограф насилия Ханеке. Документальная антифашистская эпопея «Шоа». Подавление личности у Пазолини и Лантимоса. Неоновое насилие Рефна. Боль памяти Атома Эгояна.

Лекция 3. Страх и тревога

Экзистенциальный ужас и страх перед неизведанным. Коллективный психоз, конспирология и массовая угроза. Инстинкт самосохранения, переходящий в одержимость. Стресс и навязчивая потребность в контроле. Кошмары во сне и наяву. Тревога как постоянный фон современного существования.

Жанровое кино: экзистенциальные триллеры и фильмы ужасов. Работа с коллективным страхом в кинематографе новой немецкой волны. Брюно Дюмон и Филипп Гранрийе. Азиатский взгляд — от Ли Чан Дона до Цай Мин Ляна. Точки экстремума Джона Кассаветиса. Документалистика Ульриха Зайдля. Сюрреализм Дэвида Линча.

Лекция 4. Депрессия и расстройства

Психические особенности и проблемы, неспособность психики быстро справляться с давлением извне. Подавленные состояния, зависимости, генетические и приобретенные расстройства. Пограничное существование, галлюцинации и измененные состояния. Суицид и институциональная медицина.

Депрессия в кинематографе новой волны. Фильмографии Ингмара Бергмана и Тодда Солондза. Культовое кино 90-х: «На игле» и «Бойцовский клуб». Личный и мировой апокалипсис: от «Красной пустыни» до «Меланхолии». Шарунас Бартас и Андрей Тарковский. «Нация прозака», «Прерванная жизнь» и тема расстройств в мейнстримном кино.

Лекция 5. Скука и сплин

Проживание бессобытийной повседневности. Эмоциональная заторможенность и бездействие. Светлая грусть и социальная изоляция. Право на печаль и протест против позитивной культуры. Однообразные действия. Жизнь без интриги и состояние транса.

Фильмы Роя Андерссона и Хэла Хартли, Софии Копполы и Хон Сан Су. Концептуальное кино Джеймса Беннинга и документальные фильмы Сергея Лозницы. Сверхдлинное кино. Фильмографии Ясудзиро Одзу и Аки Каурисмяки. Документалистика невключения Фредерика Уайзмана. Мелодрамы Филиппа Гарреля и Жан-Поля Сивейрака. Берлинская школа.

Релевантные курсы

Новости школы
Подпишитесь, чтобы первыми узнать о новых курсах, скидках и промокодах
Продолжив вы даете согласие
на обработку персональных данных

о школе

BBE — это школа дизайна и креативных направлений. Мы закрываем пробелы в существующем дизайн-образовании в России и популяризируем дизайн, ориентированный на человека. Все наши образовательные продукты созданы ведущими экспертами индустрии.
Студенты могут выбрать формат, который соответствует их цели: получить профессию, освоить навык или метод, познакомиться с направлением. Каждый из них дает возможность лично пообщаться с экспертами и получить фидбэк.
Коллекция из 65+ онлайн-курсов для самостоятельных занятий, которая доступна по подписке на месяц или год.
Медиа о дизайне и культуре с бесплатными материалами — списками полезных ресурсов, статьями и видеобеседами с ведущими профессионалами.
66125 студентов на курсах
5 лет школе
400 000 размер нашего комьюнити

фильмы

Лепота
Взгляд на наследие русской визуальной культуры с позиции современного дизайна. От основания Руси до 2021 года.
33 слова о дизайне
Исследование современного дизайна в России теми, кто его создает.
100 лет дизайна
Дебютный киноальманах об истории дизайна, показанный в 6 странах, 40 городах и ставший хитом Beat Film Festival-2018.