Освоить навык
Что случилось с искусством за последние 100 лет — короче, Современность!
«Короче, современность» — это оригинальный, умный и нескучный дайджест истории искусств за последние сто лет. Алина Глазун и Александр Журавлев, специалисты по современному искусству, художники и кураторы, придумали для лекций особенный формат, ставший итогом работы в разных местах, с разной аудиторией и в разных ситуациях. «Короче» — не значит меньше.
Доступен по подписке
Подходит новичкам
Александр Журавлёв и Алина Глазун

Выпускники МГУ им. М. В. Ломоносова и Института проблем современного искусства. Специалисты в области современного искусства, а также кураторы, художники и регулярные участники выставок.

Кому подойдет

Двенадать лекций курса разделены на два блока. Первый — про начало двадцатого века, второй — про его вторую половину и начало двадцать первого. Каждая лекция содержит несколько самостоятельных микроисторий в рамках общей темы. Смотреть ли все подряд или проматывать видео, останавливаясь на самых интересных моментах, решает слушатель. Короче, выбор за вами.

Список литературы для самостоятельного изучения

  1. Дональд Томпсон. Как продать за $ 12 миллионов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах. Центрполиграф, 2009.
  2. Екатерина Андреева. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ- начала XXI века. Азбука, 2007.
  3. Михаил Герман. Модернизм. Искусство первой половины XX века. Азбука, 2005.
  4. Паперный Владимир. Культура Два. Новое литературное обозрение, 2000.
  5. Аппиньянези Ричард. Знакомьтесь: постмодернизм. Академический проект, 2004.
  6. Серия книг о художниках «Имена». Ad Marginem, 2014.
  7. Сэм Филлипс. Измы. Как понимать современное искусство, 2014.

Программа курса

  • 12 уроков
  • 30 минут ежедневных занятий
  • 4 недели

Границы современного: что случилось с картиной мира в начале 20 века

  • Модернизм, футуризм и альтернативы - традиционализм и постмодернизм. Итальянские футуристы как яркий пример модернистского мышления.

Искусство встречает психоанализ

  • Проблема объективной реальности и способов ее видения. Бессознательное и другие понятия из набора психоаналитика. Плоды романа: сюрреализм и магический реализм. Чья версия сюрреализма самая правильная — поэтов Андре Бретона и Поля Элюара, художника Магритта или человека-оркестра Сальвадора Дали?

Абсурд и нонсенс как верх дерзости в светском обществе. Дадаисты против всех правил и за автоматизацию

  • Экстравагантные мужчины и одиозные женщины. Пьеса, которая начинается с неприличного слова. “Негры ночью в угольной шахте” и другие, реально существовавшие произведения. Возрождение Дада, неодадаизм и вечно живое Дада.

Травматическое наследие Первой мировой в искусстве

  • Крик души. Уродство. Социофобия. Моральные травмы, несовместимые с жизнью в послевоенном обществе. Экспрессионизм и его наследство: ужастики, острая социальная критика и дорогостоящие работы американских абстрактных экспрессионистов.

Когда постепенно все вокруг становится чужим

  • Реализм и переживание утраты связи с реальностью длинною в век. Город, люди, посуда в доме, собственное тело — что это? Хоппер, Дейнека, Моранди, Герхард Рихтер, Рон Мюэк. Хороший реализм — всегда чуть-чуть сюрреализм.

Авангард и его наследие: высокие технологии и дискотека

  • Пощечина Серебряному веку. Чем отличались русские и итальянские футуристы. Как авангардисты пытались изменить жизнь. Конструктивизм и Баухауз: у кого в итоге получилось?

Искусство вместо философии

  • Концептуализм. Мозг — главная эрогенная зона художника. Ключевые работы для истории концептуализма в Европе и Советском союзе. Изобретение концептуального персонажа. Искусство из воздуха, смысл из пустоты, обнаженная без тела, тело без органов.

Бритва Оккама на службе искусства

  • Дом, в котором мы живем: минимализм, брутализм, интернациональный стиль в архитектуре. Ноль смысла, максимум выразительности. Функциональность и органичность. Световые инсталляции. Автоматизированная утопия. Люди, чьи идеи определили облик современных городов.

Искусство действовать

  • Революции в мире и в искусстве 60-х годов. Хэппенинг, перформанс, акция. Ситуационизм во Франции и граффити на улицах Парижа 1968 года. Протесты в кровати. Белый альбом “Битлз”. Тело как главный инструмент художника. Искусство и политика.

Фабрики плоского искусства

  • Человек — машина по производству и потреблению искусства. Фабрика Энди Уорхола. Как стать знаменитостью. Язык комиксов. Новый поп-арт: большие деньги и большие амбиции маленького человека. Мегасупергиперфабрика Такаши Мураками. Что такое суперплоское? Соцарт в СССР.

Пост-, пост-, пост-

  • Постмодернизм, кроссворд без ответов. История одного района, с которой принято связывать наступление эпохи постмодернизма. Искусство «новой волны». Постконцептуализм — искусство без задней мысли. Новые дикие, новые русские, молодые британские художники. Можно ли продать что угодно, если назвать это искусством? Смерть, секс, деньги и другие табуированные темы в работах известных художников.

И что теперь

  • Закончился ли постмодернизм? Эпоха выставок. Искусство с фокусом на зрителе: психоделические эксперименты над публикой, на которые она идет добровольно. Искусство взаимодействия – сближение и выстраивание социальных связей. Художники, чье искусство не разделено с личной жизнью.

Спикеры курса

Александр Журавлёв (1986) и Алина Глазун (1988) — выпускники МГУ им. М. В. Ломоносова и Института проблем современного искусства. Оба — специалисты в области современного искусства, а также кураторы, художники и регулярные участники выставок. С 2010 года они работают над образовательными проектами для взрослых и детей на различных площадках, среди которых стоит отметить факультет искусств МГУ, детскую школу искусств при МГУ, Объединение «Выставочные залы Москвы», ViennaContemporary, банки и корпорации (Банк «Открытие», RDI, Pernod Ricard и др.), различные культурные центры и институции. Лекторы проводят экскурсионные туры для организаций и частных клиентов по российским и зарубежным музеям, галереям, международным ярмаркам и прочим художественным событиям мировой значимости.

Почему вам стоит учиться в BBE

  • Практикующие преподаватели
    Авторы курсов участвуют в крупных проектах и формируют главные тренды в индустрии. Они дают экспертную обратную связь, помогают оформить портфолио и делятся собственным опытом.
  • Портфолио
    Все практические задания и выпускные проекты проверяют преподаватели и наставники. Мы не гарантируем трудоустройство, но даем знания, навыки и помогаем собрать от пары до десятка работ в портфолио — в зависимости от продолжительности курса.
  • Комьюнити
    В чатах сообщества делимся знаниями, ищем вдохновение и обсуждаем важное. Это пространство, чтобы задавать вопросы и не бояться проявить себя. А еще находить друзей и чувствовать, что в любой точке мира ты не один.
  • Учебная платформа
    Смотреть лекции, общаться с преподавателями и изучать работы других студентов можно с компьютера или с телефона в удобное время.
  • Насмотренность и открытость
    Мы создаем образовательную среду, где студенты разделяют идеи друг друга и развиваются вместе. Открываем доступ ко всем работам внутри курсов и показываем выпускные проекты всем желающим на финальных просмотрах.

Курсы, которые могут быть вам интересны

Выберите полные версии наших курсов с практикой и сопровождением, чтобы расширить навыки или получить профессию с нуля