Что случилось с искусством за последние 100 лет — короче, Современность!
Подходит новичкам
Александр Журавлёв и Алина Глазун
Кому подойдет
Двенадать лекций курса разделены на два блока. Первый — про начало двадцатого века, второй — про его вторую половину и начало двадцать первого. Каждая лекция содержит несколько самостоятельных микроисторий в рамках общей темы. Смотреть ли все подряд или проматывать видео, останавливаясь на самых интересных моментах, решает слушатель. Короче, выбор за вами.
Список литературы для самостоятельного изучения
- Дональд Томпсон. Как продать за $ 12 миллионов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах. Центрполиграф, 2009.
- Екатерина Андреева. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ- начала XXI века. Азбука, 2007.
- Михаил Герман. Модернизм. Искусство первой половины XX века. Азбука, 2005.
- Паперный Владимир. Культура Два. Новое литературное обозрение, 2000.
- Аппиньянези Ричард. Знакомьтесь: постмодернизм. Академический проект, 2004.
- Серия книг о художниках «Имена». Ad Marginem, 2014.
- Сэм Филлипс. Измы. Как понимать современное искусство, 2014.
Программа курса
Границы современного: что случилось с картиной мира в начале 20 века
- Модернизм, футуризм и альтернативы - традиционализм и постмодернизм. Итальянские футуристы как яркий пример модернистского мышления.
Искусство встречает психоанализ
- Проблема объективной реальности и способов ее видения. Бессознательное и другие понятия из набора психоаналитика. Плоды романа: сюрреализм и магический реализм. Чья версия сюрреализма самая правильная — поэтов Андре Бретона и Поля Элюара, художника Магритта или человека-оркестра Сальвадора Дали?
Абсурд и нонсенс как верх дерзости в светском обществе. Дадаисты против всех правил и за автоматизацию
- Экстравагантные мужчины и одиозные женщины. Пьеса, которая начинается с неприличного слова. “Негры ночью в угольной шахте” и другие, реально существовавшие произведения. Возрождение Дада, неодадаизм и вечно живое Дада.
Травматическое наследие Первой мировой в искусстве
- Крик души. Уродство. Социофобия. Моральные травмы, несовместимые с жизнью в послевоенном обществе. Экспрессионизм и его наследство: ужастики, острая социальная критика и дорогостоящие работы американских абстрактных экспрессионистов.
Когда постепенно все вокруг становится чужим
- Реализм и переживание утраты связи с реальностью длинною в век. Город, люди, посуда в доме, собственное тело — что это? Хоппер, Дейнека, Моранди, Герхард Рихтер, Рон Мюэк. Хороший реализм — всегда чуть-чуть сюрреализм.
Авангард и его наследие: высокие технологии и дискотека
- Пощечина Серебряному веку. Чем отличались русские и итальянские футуристы. Как авангардисты пытались изменить жизнь. Конструктивизм и Баухауз: у кого в итоге получилось?
Искусство вместо философии
- Концептуализм. Мозг — главная эрогенная зона художника. Ключевые работы для истории концептуализма в Европе и Советском союзе. Изобретение концептуального персонажа. Искусство из воздуха, смысл из пустоты, обнаженная без тела, тело без органов.
Бритва Оккама на службе искусства
- Дом, в котором мы живем: минимализм, брутализм, интернациональный стиль в архитектуре. Ноль смысла, максимум выразительности. Функциональность и органичность. Световые инсталляции. Автоматизированная утопия. Люди, чьи идеи определили облик современных городов.
Искусство действовать
- Революции в мире и в искусстве 60-х годов. Хэппенинг, перформанс, акция. Ситуационизм во Франции и граффити на улицах Парижа 1968 года. Протесты в кровати. Белый альбом “Битлз”. Тело как главный инструмент художника. Искусство и политика.
Фабрики плоского искусства
- Человек — машина по производству и потреблению искусства. Фабрика Энди Уорхола. Как стать знаменитостью. Язык комиксов. Новый поп-арт: большие деньги и большие амбиции маленького человека. Мегасупергиперфабрика Такаши Мураками. Что такое суперплоское? Соцарт в СССР.
Пост-, пост-, пост-
- Постмодернизм, кроссворд без ответов. История одного района, с которой принято связывать наступление эпохи постмодернизма. Искусство «новой волны». Постконцептуализм — искусство без задней мысли. Новые дикие, новые русские, молодые британские художники. Можно ли продать что угодно, если назвать это искусством? Смерть, секс, деньги и другие табуированные темы в работах известных художников.
И что теперь
- Закончился ли постмодернизм? Эпоха выставок. Искусство с фокусом на зрителе: психоделические эксперименты над публикой, на которые она идет добровольно. Искусство взаимодействия – сближение и выстраивание социальных связей. Художники, чье искусство не разделено с личной жизнью.
Спикеры курса
Александр Журавлёв (1986) и Алина Глазун (1988) — выпускники МГУ им. М. В. Ломоносова и Института проблем современного искусства. Оба — специалисты в области современного искусства, а также кураторы, художники и регулярные участники выставок. С 2010 года они работают над образовательными проектами для взрослых и детей на различных площадках, среди которых стоит отметить факультет искусств МГУ, детскую школу искусств при МГУ, Объединение «Выставочные залы Москвы», ViennaContemporary, банки и корпорации (Банк «Открытие», RDI, Pernod Ricard и др.), различные культурные центры и институции. Лекторы проводят экскурсионные туры для организаций и частных клиентов по российским и зарубежным музеям, галереям, международным ярмаркам и прочим художественным событиям мировой значимости.
Почему вам стоит учиться в BBE
Продолжить обучение
Расширить навыки или получить профессию с нуля вы сможете на одном из этих курсов.