2% скидка за регистрацию!

Начинающим, Всем, Лучшие курсы, Самообучение, Искусство

Что случилось с искусством за последние 100 лет — короче, Современность!

александр журавлев и алина глазун

“Короче, современность” - это оригинальный, умный и нескучный дайджест истории искусств за последние сто лет. Алина Глазун и Александр Журавлев, специалисты по современному искусству, художники и кураторы, придумали для лекций особенный формат, ставший итогом работы в разных местах, с разной аудиторией и в разных ситуациях.“Короче” - не значит меньше.

Смотреть видеолекции в интернете не так уж просто: когда под рукой компьютер и чашка кофе, отвлечься от материала гораздо легче, чем в тихом зале. Раз - и ты уже упустил нить рассуждений и судорожно дергаешь ползунок, пытаясь уловить последние услышанные слова. Но в нашем случае лекции специально организованы для прокручивания вперед и назад в поисках незнакомых фактов, динамичных сюжетов и захватывающих событий!

  • 12
    уроков
  • 30
    минут ежедневных занятий
  • 4
    недели

Кому подойдет курс

В современном искусстве обычно разбираются или хорошо, или никак. Как получилось, что этот предмет, которым твореская часть человечества увлекается уже лет сто, прошел мимо вас? Если причина в ужасе перед массивами имен, дат и клубками “измов”, в которых кажется невозможным разобраться еще за сто лет, присмотритесь к нашему курсу.

Особенность современного искусства в том, что оно давно перебралось в повседневность и существует вне пределов музеев и галерей. Наши лекторы будут заниматься не только историей и каталогизацией направлений, а выявлять эту связь с реальностью и показывать эволюцию всего странного, авангардного и табуированного, незаметно ставшего частью быта и культуры.

Двенадать лекций курса разделены на два блока. Первый — про начало двадцатого века, второй — про его вторую половину и начало двадцать первого. Каждая лекция содержит несколько самостоятельных микроисторий в рамках общей темы. Смотреть ли все подряд или проматывать видео, останавливаясь на самых интересных моментах, решает слушатель. Короче, выбор за вами.

Расписание

лекция 1. Границы современного: что случилось с картиной мира в начале 20 века. Модернизм, футуризм и альтернативы - традиционализм и постмодернизм. Итальянские футуристы как яркий пример модернистского мышления.


лекция 2. Искусство встречает психоанализ. Проблема объективной реальности и способов ее видения. Бессознательное и другие понятия из набора психоаналитика. Плоды романа: сюрреализм и магический реализм. Чья версия сюрреализма самая правильная — поэтов Андре Бретона и Поля Элюара, художника Магритта или человека-оркестра Сальвадора Дали?


лекция 3. Абсурд и нонсенс как верх дерзости в светском обществе. Дадаисты против всех правил и за автоматизацию. Экстравагантные мужчины и одиозные женщины. Пьеса, которая начинается с неприличного слова. “Негры ночью в угольной шахте” и другие, реально существовавшие произведения. Возрождение Дада, неодадаизм и вечно живое Дада.


лекция 4. Травматическое наследие Первой мировой в искусстве. Крик души. Уродство. Социофобия. Моральные травмы, несовместимые с жизнью в послевоенном обществе. Экспрессионизм и его наследство: ужастики, острая социальная критика и дорогостоящие работы американских абстрактных экспрессионистов.


лекция 5. Когда постепенно все вокруг становится чужим. Реализм и переживание утраты связи с реальностью длинною в век. Город, люди, посуда в доме, собственное тело — что это? Хоппер, Дейнека, Моранди, Герхард Рихтер, Рон Мюэк. Хороший реализм — всегда чуть-чуть сюрреализм.


лекция 6. Авангард и его наследие: высокие технологии и дискотека. Пощечина Серебряному веку. Чем отличались русские и итальянские футуристы. Как авангардисты пытались изменить жизнь. Конструктивизм и Баухауз: у кого в итоге получилось?


лекция 7. Искусство вместо философии. Концептуализм. Мозг — главная эрогенная зона художника. Ключевые работы для истории концептуализма в Европе и Советском союзе. Изобретение концептуального персонажа. Искусство из воздуха, смысл из пустоты, обнаженная без тела, тело без органов.


лекция 8. Бритва Оккама на службе искусства. Дом, в котором мы живем: минимализм, брутализм, интернациональный стиль в архитектуре. Ноль смысла, максимум выразительности. Функциональность и органичность. Световые инсталляции. Автоматизированная утопия. Люди, чьи идеи определили облик современных городов.


лекция 9. Искусство действовать. Революции в мире и в искусстве 60-х годов. Хэппенинг, перформанс, акция. Ситуационизм во Франции и граффити на улицах Парижа 1968 года. Протесты в кровати. Белый альбом “Битлз”. Тело как главный инструмент художника. Искусство и политика.


лекция 10. Фабрики плоского искусства. Человек — машина по производству и потреблению искусства. Фабрика Энди Уорхола. Как стать знаменитостью. Язык комиксов. Новый поп-арт: большие деньги и большие амбиции маленького человека. Мегасупергиперфабрика Такаши Мураками. Что такое суперплоское? Соцарт в СССР.


лекция 11. Пост-, пост-, пост-. Постмодернизм, кроссворд без ответов. История одного района, с которой принято связывать наступление эпохи постмодернизма. Искусство «новой волны». Постконцептуализм — искусство без задней мысли. Новые дикие, новые русские, молодые британские художники. Можно ли продать что угодно, если назвать это искусством? Смерть, секс, деньги и другие табуированные темы в работах известных художников.


лекция 12. И что теперь. Закончился ли постмодернизм? Эпоха выставок. Искусство с фокусом на зрителе: психоделические эксперименты над публикой, на которые она идет добровольно. Искусство взаимодействия – сближение и выстраивание социальных связей. Художники, чье искусство не разделено с личной жизнью.

Необходимые материалы и инструменты

  • Дональд Томпсон. Как продать за $12 миллионов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах. Центрполиграф, 2009.
  • Екатерина Андреева. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ- начала XXI века. Азбука, 2007.
  • Михаил Герман. Модернизм. Искусство первой половины XX века. Азбука, 2005.
  • Паперный Владимир. Культура Два. Новое литературное обозрение, 2000.
  • Аппиньянези Ричард. Знакомьтесь: постмодернизм. Академический проект, 2004.
  • Серия книг о художниках "Имена". Ad Marginem, 2014.
  • Сэм Филлипс. Измы. Как понимать современное искусство, 2014.

Кто будет преподавать

александр журавлев и алина глазун

Александр Журавлёв (1986) и Алина Глазун (1988) — выпускники МГУ им. М. В. Ломоносова и Института проблем современного искусства. Оба — специалисты в области современного искусства, а также кураторы, художники и регулярные участники выставок. С 2010 года они работают над образовательными проектами для взрослых и детей на различных площадках, среди которых стоит отметить факультет искусств МГУ, детскую школу искусств при МГУ, Объединение «Выставочные залы Москвы», ViennaContemporary, банки и корпорации (Банк «Открытие», RDI, Pernod Ricard и др.), различные культурные центры и институции. Лекторы проводят экскурсионные туры для организаций и частных клиентов по российским и зарубежным музеям, галереям, международным ярмаркам и прочим художественным событиям мировой значимости.

Мнения выпускников

Анастасия Мельникова

Посмотрела все лекции курса. Обо многом узнала впервые. Понравился формат, смотреть видео можно в перерыве между делами. Изложено всё доступно и интересно, по окончании просмотра ознакомилась с работами многих авторов в Википедии и даже заказала пару альбомов с иллюстрациями тех, кто очень тронул!

еще 3 мнения
Запишитесь на курс «Что случилось с искусством за последние 100 лет — короче, Современность!» прямо сейчас
александр журавлев и алина глазун

Еще курсы по подписке


Меловой леттеринг
Меловой леттеринг
Игорь Мустаев
Здоровые настройки
Здоровые настройки
Ольга Герасименко
Курс маленького гения
Дмитрий Карпов
До конца года
UX-дизайн
Андрей Гаргуль
До конца года
Sketch.app
Александр Катин
До конца года
Секреты композиции
Ярослава Клепикова
До конца года
English to sell your Ideas
Наталья Голубкова Оксана Блошенкова
До конца года