Что случилось с искусством за последние 100 лет — короче, Современность!
Александр Журавлев, Алина Глазун

1 984

«Короче, современность» — это оригинальный, умный и нескучный дайджест истории искусств за последние сто лет. Алина Глазун и Александр Журавлев, специалисты по современному искусству, художники и кураторы, придумали для лекций особенный формат, ставший итогом работы в разных местах, с разной аудиторией и в разных ситуациях."Короче" - не значит меньше.

Смотреть видеолекции в интернете не так уж просто: когда под рукой компьютер и чашка кофе, отвлечься от материала гораздо легче, чем в тихом зале. Раз — и ты уже упустил нить рассуждений и судорожно дергаешь ползунок, пытаясь уловить последние услышанные слова. Но в нашем случае лекции специально организованы для прокручивания вперед и назад в поисках незнакомых фактов, динамичных сюжетов и захватывающих событий!

  • 12
    уроков
  • 30
    минут ежедневных занятий
  • 4
    недели

Кому подойдет курс

В современном искусстве обычно разбираются или хорошо, или никак. Как получилось, что этот предмет, которым творческая часть человечества увлекается уже лет сто, прошел мимо вас? Если причина в ужасе перед массивами имен, дат и клубками «измов», в которых кажется невозможным разобраться еще за сто лет, присмотритесь к нашему курсу.

Особенность современного искусства в том, что оно давно перебралось в повседневность и существует вне пределов музеев и галерей. Наши лекторы будут заниматься не только историей и каталогизацией направлений, а выявлять эту связь с реальностью и показывать эволюцию всего странного, авангардного и табуированного, незаметно ставшего частью быта и культуры.

Двенадать лекций курса разделены на два блока. Первый — про начало двадцатого века, второй — про его вторую половину и начало двадцать первого. Каждая лекция содержит несколько самостоятельных микроисторий в рамках общей темы. Смотреть ли все подряд или проматывать видео, останавливаясь на самых интересных моментах, решает слушатель. Короче, выбор за вами.

Расписание

лекция 1. Границы современного: что случилось с картиной мира в начале 20 века. Модернизм, футуризм и альтернативы — традиционализм и постмодернизм. Итальянские футуристы как яркий пример модернистского мышления.


лекция 2. Искусство встречает психоанализ. Проблема объективной реальности и способов ее видения. Бессознательное и другие понятия из набора психоаналитика. Плоды романа: сюрреализм и магический реализм. Чья версия сюрреализма самая правильная — поэтов Андре Бретона и Поля Элюара, художника Магритта или человека-оркестра Сальвадора Дали?


лекция 3. Абсурд и нонсенс как верх дерзости в светском обществе. Дадаисты против всех правил и за автоматизацию. Экстравагантные мужчины и одиозные женщины. Пьеса, которая начинается с неприличного слова. «Негры ночью в угольной шахте» и другие, реально существовавшие произведения. Возрождение Дада, неодадаизм и вечно живое Дада.


лекция 4. Травматическое наследие Первой мировой в искусстве. Крик души. Уродство. Социофобия. Моральные травмы, несовместимые с жизнью в послевоенном обществе. Экспрессионизм и его наследство: ужастики, острая социальная критика и дорогостоящие работы американских абстрактных экспрессионистов.


лекция 5. Когда постепенно все вокруг становится чужим. Реализм и переживание утраты связи с реальностью длинною в век. Город, люди, посуда в доме, собственное тело — что это? Хоппер, Дейнека, Моранди, Герхард Рихтер, Рон Мюэк. Хороший реализм — всегда чуть-чуть сюрреализм.


лекция 6. Авангард и его наследие: высокие технологии и дискотека. Пощечина Серебряному веку. Чем отличались русские и итальянские футуристы. Как авангардисты пытались изменить жизнь. Конструктивизм и Баухауз: у кого в итоге получилось?


лекция 7. Искусство вместо философии. Концептуализм. Мозг — главная эрогенная зона художника. Ключевые работы для истории концептуализма в Европе и Советском союзе. Изобретение концептуального персонажа. Искусство из воздуха, смысл из пустоты, обнаженная без тела, тело без органов.


лекция 8. Бритва Оккама на службе искусства. Дом, в котором мы живем: минимализм, брутализм, интернациональный стиль в архитектуре. Ноль смысла, максимум выразительности. Функциональность и органичность. Световые инсталляции. Автоматизированная утопия. Люди, чьи идеи определили облик современных городов.


лекция 9. Искусство действовать. Революции в мире и в искусстве 60-х годов. Хэппенинг, перформанс, акция. Ситуационизм во Франции и граффити на улицах Парижа 1968 года. Протесты в кровати. Белый альбом «Битлз». Тело как главный инструмент художника. Искусство и политика.


лекция 10. Фабрики плоского искусства. Человек — машина по производству и потреблению искусства. Фабрика Энди Уорхола. Как стать знаменитостью. Язык комиксов. Новый поп-арт: большие деньги и большие амбиции маленького человека. Мегасупергиперфабрика Такаши Мураками. Что такое суперплоское? Соцарт в СССР.


лекция 11. Пост-, пост-, пост-. Постмодернизм, кроссворд без ответов. История одного района, с которой принято связывать наступление эпохи постмодернизма. Искусство «новой волны». Постконцептуализм — искусство без задней мысли. Новые дикие, новые русские, молодые британские художники. Можно ли продать что угодно, если назвать это искусством? Смерть, секс, деньги и другие табуированные темы в работах известных художников.


лекция 12. И что теперь. Закончился ли постмодернизм? Эпоха выставок. Искусство с фокусом на зрителе: психоделические эксперименты над публикой, на которые она идет добровольно. Искусство взаимодействия — сближение и выстраивание социальных связей. Художники, чье искусство не разделено с личной жизнью.

Необходимые материалы и инструменты

  • Дональд Томпсон. Как продать за $ 12 миллионов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах. Центрполиграф, 2009.
  • Екатерина Андреева. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ- начала XXI века. Азбука, 2007.
  • Михаил Герман. Модернизм. Искусство первой половины XX века. Азбука, 2005.
  • Паперный Владимир. Культура Два. Новое литературное обозрение, 2000.
  • Аппиньянези Ричард. Знакомьтесь: постмодернизм. Академический проект, 2004.
  • Серия книг о художниках «Имена». Ad Marginem, 2014.
  • Сэм Филлипс. Измы. Как понимать современное искусство, 2014.
Кто будет преподавать
Мнения выпускников
Анастасия Мельникова
Посмотрела все лекции курса. О многом узнала впервые. Понравился формат, смотреть видео можно в перерыве между делами. Изложено всё доступно и интересно, по окончании просмотра ознакомилась с работами многих авторов в Википедии и даже заказала пару альбомов с иллюстрациями тех, кто очень тронул!
Диана Фармаковская
Курс Александра и Алины — со всех сторон масштабный и затрагивает примерно всё необходимое для понимания современной культуры. Курс как популяризаторский — доступно о главном, так и авторский: лекторы рассказывают не только об основных персоналиях на каждом этапе развития модерна и постмодерна, но и о философах-современниках и основных социальных вопросах времени, на котором базировалось искусство. Отличный интенсив для начала знакомства с современным искусством, погружения в тему и прокачивания навыков восприятия акутальных течений.
Анна Дмитриева
Осталась очень довольна курсом «Короче, современность!», смотрела вместе с детьми-подростками. Это база, которой не хватает, мне кажется, многим, кто не знает, с какой стороны подойти к модерн арту. Я очень рада, что подошла к нему онлайн! Курс удобно разбит на лекции, под просмотр которых легко выкроить время современной работающей маме. Спасибо за такую возможность расширить кругозор!
Дарья Беляева
Всегда думала, что знаю достаточно о современном искусстве, но просмотр лекций курса показал, что нет пределов росту над собой. Он помог обнаружить мои слепые пятна в истории искусства, дал направления, по которым мне теперь хочется копнуть поглубже. Словом, экспресс-погружение в прошедшее столетие прошло успешно и результативно; буду рада, если появятся подобные курсы более узкой тематики.
в bang bang education учатся студенты из компаний
и многих других
Новости курса