Как работать с референсами

На первый взгляд, с референсами всё понятно: ищешь вдохновение, изучаешь готовые приемы, выбираешь ориентир для проекта. Но когда доходит до реализации, есть опасность скопировать идею или не найти способ придать ей новый смысл.

Участница дизайн-команды «Щёлочь», преподавательница Школы дизайна НИУ ВШЭ и основательница журнала «Шило» Настя Петяхина объяснила нам, как грамотно использовать референсы, и дала советы, как нащупать «свое» в море готовых решений. Учиться будем на примере работы с журналом: с обложкой, типографикой, съемками и печатью.

Нужно ли работать с референсами

Когда я училась на первом курсе, нам читали лекцию, лейтмотив которой был в том, что референсы — зло. Я тогда была в недоумении, как же так? Нам же вечно говорят про насмотренность, а тут — зло. Но тогда контекст сказанного я не поняла, а сейчас всё стало яснее.

На самом деле, ничего страшного в референсах нет и насмотренность — это действительно важно. Однако одно дело накапливать багаж визуальных решений и метафор, и совершенно другое — бездумно копировать в попытке попасть в тренды.

Отличайте плагиат от вдохновения

Дело в том, что референсы нужно использовать как набор инструментов, а не готовый визуал. По сути, любой реф должен разобраться на кусочки, как в математическом уравнении, а как собирать эти кусочки и какие выбирать, диктует уже концепция, идеология, месседж и ДНК бренда (а также многие другие входящие).

Копировать, пытаясь понять, как дизайнер мыслил и каким образом выполнил всё технически, — нормально и хорошо в качестве тренировки. Но выдавать за свое — это неэтично и неправильно с любой стороны. Важно, что, помимо референсов, существуют еще отсылки и оммажи. Тут граница вообще очень размыта, но главное — подобное должно быть очевидно.

Как не потеряться в объеме визуала

Первое время очень сложно отделять зёрна от плевел. На этом этапе важно наличие хорошего ментора или дизайнеров, чьему выбору вы доверяете, чтобы не начать следить за тем, что не очень хорошо. Но сейчас чудное время — ресурсов для насмотренности предостаточное количество, многие дизайнеры активно делятся тем, на что смотрят и ориентируются.

Меня никогда не пугала «перегруженность» визуалом. Не понимаю, как это возможно. Сегодня каждый человек видит просто огромное количество контента — в социальных сетях, на улице, даже дома. Повсюду упаковки, реклама, поэтому, если заменить листание ленты на просмотр чего-то полезного, кажется, что это будет даже лучше неосознанного потребления рекламы.

Дизайнер может столкнуться с чувством, что все референсы он уже видел и всё кажется вторичным, но из этой ситуации есть выход. Можно обратиться к истории дизайна и искусств или анализировать и пытаться переосмыслить что-то китчевое (или настолько плохое, что аж хорошее) в рамках современного контекста. Я вот очень люблю «плохие» вывески и рекламы, особенно когда приезжаю в маленькие города, мне кажется, это очень крутая почва для ума. Да и не обязательно смотреть только на дизайн. Если вы от него устали, посмотрите кино или сходите на выставку — это очень полезно.

Обложки

Обложка — это очень важный элемент. В школе говорили: «Дневник — это ваше лицо», — тут то же самое. Обложка — это лицо журнала. Она концептуально должна отражать ДНК журнала, идею конкретного выпуска, должна привлекать к себе внимание и нежно манить того, кто ее увидел.

Совет


Разглядывая обложки, я ориентируюсь на чувство. Тут работает банальное «торкнуло/не торкнуло», только в случае «торкнуло» я начинаю искать ответы на вопросы, почему и о чем эта обложка.

Конечно, один из самых популярных приемов на обложке — это человеческий взгляд. Человеку нужен человек, взгляд всегда приковывает к себе внимание. Но вот на нашей новой обложке лиц нет (к моменту публикации этого материала вышел второй номер журнала «Шило», — прим. ред.). Лично для меня самое важное — это чтобы «торкнуло» и была звонкая концепция.

Типографика

Самое главное в типографике для меня — чувство звона. Я рассказываю своим студентам об этом чувстве как о чем-то магическом, но так и есть! Мне кажется, оно приобретается с опытом. Это момент, когда ни прибавить, ни убавить. Когда убери хоть один кирпичик, поменяй шрифт или сдвинь чуть правее — всё перестанет работать. Если я вижу где-то «звенящий» разворот, я сразу же его сохраняю. Пытаюсь понять, почему в моих глазах это «звенит». Разбираю композицию и ритмику, работу с кадром и, конечно, приемы.

Совет

Приемов-любимчиков у меня много. От обтекания текстом фотографий без отступа до панковских экспериментов с текстовыми блоками. Кажется, что создать хаос просто, но вот добиться от него «звона» — уже значительно менее тривиальная задача. Мастодонты панковского звона — конечно, Дэвид Карсон и экс-арт-директор Dazed & Confused Клод Давуань. Ну и журнал «Птюч», куда без него.

Съемки

Вспомнила волшебную историю — однажды у меня преподавал Юрий Молодковец на курсе по фотографии. Нам нужно было сделать несколько серий фотографий, но у меня не получалось сделать крутой кадр, я чувствовала, что это не то. Я тогда добилась своего, перетянув акцент в сторону концептуализма в этих фотографиях, потому что сделать качественно сами кадры не получалось. А Юрий взял с меня слово больше не фотографировать (не без иронии, конечно!).

Совет


Фотография — не самый привычный мне способ коммуникации. Я никогда не фотографировала профессионально, однако я люблю фотографию и понимаю, что хорошо, а что нет. Для меня главное в кадре — цельность: герой + сет-дизайн + локация + образ. Всё это должно танцевать в одном ритме, с одним настроением и идеей. Съемка должна нести свой месседж, который как раз и закладывается этими средствами. Так что концептуализм в фотографиях для меня интереснее всего.

Приемы, с которыми можно экспериментировать во время съемки

Печать

Сложно говорить сегодня о каком-то выборе, потому что на самом деле его практически нет. Реалии таковы, что дизайнерская бумага стала буквально на вес золота. Например, если напечатать журнал так, как я его вижу в идеале, — себестоимость одного журнала будет порядка 4−5 тысяч рублей. Но давайте порассуждаю в надежде на светлое будущее.

Совет


Для меня в бумаге важнее всего тактильность и стойкость. Я люблю рыхлую, шершавую бумагу, мне очень нравятся современные образцы из переработанной бумаги или синтетики. Также всегда выигрышно смотрятся бумажные вкладыши, это повышает тактильность и чувственность у издания, — кальки, прозрачные пленки, вставки бумаг другого типа или цвета (особенно если найти бумагу ярких цветов, которые получить при печати практически невозможно).

Где искать референсы

Мой первый и главный совет по поводу референсов — ищите их всегда и везде, сделайте это своей привычкой. Дизайнеры — это люди, у которых всегда наготове телефон с камерой. Вокруг нас много красивого: случайные композиции, цветовые сочетания, типографические неожиданности. Непредсказуемые и персонализированные референсы из жизни — залог уникальности.

Мой любимый формат дизайн-контента — это телеграм-каналы классных ребят из индустрии. По обыкновению там делятся вообще всем, что привлекло глаз. Мне нравится наблюдать за мыслью человека, на что он обращает внимание. Вот несколько таких. Мой, конечно, первый.

shilo.mag
ARE YOU EVE
CD-ROM
nektar.png
Короче,
Домашняя работа

Когда я только начала влюбляться в типографику, наткнулась на канал Димы Барбанеля designworkout, где публикуются разборы домашних работ с курса и некоторые записи. Их ютуб-канал.

Как главредка журнала про искусство, я много про него читаю и смотрю. Объединение — мой фаворит.

восточные обложки. Я, кажется, везде где можно рассказываю про этот канал. Волшебная подборка классных восточных обложек, часто это архивы.

Ну куда без «Щёлочи»! Я являюсь частью команды, так что не могу не упомянуть наш канал. Его ведут дизайнеры, у каждого из которых свои ориентиры и любимки (я, кстати, однажды захватила канал на сутки и постила, что душе было угодно). Кроме дизайн-контента, «Щёлочь» регулярно проводит конкурсы и экспериментирует с форматами взаимодействия.

Почитать

Книга «Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования» Галины Лола — сложно о сложном.

Черно-белое решение проще цветного, но далеко не всегда. Книга, вероятно, покажется очевидной, но это нестареющая классика. Иоханнес Иттен «Искусство цвета».

Книжка про искусство — «Новые медиа в искусстве» Майкла Раша. Хороший срез самого важного из современного в рамках новых медиа.

Посмотреть

The Happy Film, 2016 — чудесный фильм Стефана Загмайстера про любовь к буквам.

Не буду кривить душой, ютуб-канал BBE — мой фаворит еще со времен начала работы в дизайне. Любимое видео — (old but gold) отрывок из фильма «33 слова о дизайне», где Антон Шнайдер маневрирует по строительному магазину.