Карьерный путь иллюстратора: где искать проекты и как продвигать себя

Текст подготовлен в сотрудничестве с сервисом Френдли и журналом «Как читать медиа»

Как начинающему иллюстратору сделать первые шаги в профессии и выбрать направление, в котором хочется развиваться? Как попасть в громкие проекты и получить известность? Эксперты школы визуальной культуры BBE, иллюстраторского агентства Bang! Bang! Studio и профессиональные художники рассказывают, где может работать иллюстратор, где искать заказчиков, как финансировать свои проекты и как эффективнее всего общаться с аудиторией.

Первый шаг: портфолио

Главные вопросы, которые нужно решить тем, кто хочет профессионально рисовать, — как находить заказчиков и в каком формате работать. Есть три варианта, рассказывает руководительница иллюстраторского агентства Bang! Bang! Studio Анна Мантурова:

  • работать на фрилансе;
  • сотрудничать с агентством;
  • устроиться в штат какой-либо компании.

    В любом из этих случаев вам понадобится портфолио. Свои работы можно выложить на Behance или Dribble — это медиаплатформы, популярные среди дизайнеров и иллюстраторов всего мира. Там часто ищут исполнителей представители иллюстраторских агентств и компаний. Чтобы они могли с вами связаться, в портфолио нужно указать контакты, лучше всего — ник в Telegram. Будьте на связи и по возможности отвечайте на входящие сообщения как можно скорее. Способность быстро выходить на связь — всегда преимущество в глазах работодателя.

    В портфолио недостаточно просто собрать ваши работы — нужно всё структурировать по стилям и направлениям. Не стесняйтесь включать туда учебные проекты, создавайте работы специально для портфолио. Ищите направление, в котором хотите двигаться, и параллельно продолжайте пополнять портфолио. Добавляйте в него тестовые задания, примеры любых иллюстраций, которые демонстрируют те или иные ваши навыки.

Как получить первый заказ

Вы можете сами предложить свои услуги частному клиенту, работодателю или продюсеру агентства. В этом случае нужно написать сопроводительное письмо. Это очень важный шаг — по этому тексту определяют, как человек общается, как относится к работе и насколько он мотивирован. Вот несколько советов, как убедить работодателей сотрудничать с вами:

  • Обратите внимание на грамотность и аккуратность. Излагайте мысли четко и структурируйте текст. Неряшливое письмо выглядит так, будто человек не слишком заинтересован в работе и, возможно, оттолкнет работодателя.
  • Постарайтесь объяснить, чем ваш стиль будет полезен компании или агентству.
  • Для каждого работодателя пишите конкретное письмо, а не рассылайте 100 одинаковых. Всегда ценятся персонализированный подход, вдумчивость и мотивация — когда видно, что человек действительно заинтересован в сотрудничестве и в новом проекте.
  • Не стоит отправлять несколько десятков ссылок и ожидать, что человек по всем ним перейдет. Прикрепите к письму несколько картинок, релевантных для стилистики этого агентства или компании.
  • Не забудьте указать свои контакты.

Как выбрать первое место работы

«Я бы посоветовала начинать с фриланса: искать клиентов, сотрудничать вначале на некоммерческой основе, повышать узнаваемость, — объясняет Анна Мантурова. — Потом можно пытаться получать коммерческие заказы и пополнять ими свое портфолио или попробовать устроиться куда-то в штат и наработать портфолио там. Затем вас могут заметить на Behance и предложить работу в агентстве».

Во фрилансе больше свободы, но при этом иллюстратор сам занимается менеджментом: составляет договоры, ищет проекты. А в агентстве эту работу берут на себя продюсеры. То же самое касается коммуникации с клиентом: передачи правок и комментариев. Иллюстратор просто творит и общается только с коллегами. Агентство всегда на стороне иллюстратора и при необходимости отстаивает его интересы.

В агентство может быть не так просто устроиться: ваши работы должны быть особенно сильными. Поэтому такой вариант работы может стать следующим шагом после фриланса, когда вы уже получите некоторый опыт и известность.

Все условия сотрудничества с агентством прописываются в договоре и обсуждаются с иллюстратором. Например, может ли иллюстратор брать частные проекты, если ему недостаточно заказов от агентства, и должен ли он в этом случае предупреждать клиентов о том, что ведет работу через агентство. Стоит учесть, что сотрудничество с агентством часто основано на принципе эксклюзивности. Например, именно так устроена работа в Bang! Bang!: его резиденты не могут сотрудничать с другими российскими иллюстраторскими агентствами.

Альтернативный путь: работа с медиа

Перспективный вариант для начинающих иллюстраторов — рисунки для СМИ, рассказывает иллюстраторка, преподавательница Школы Дизайна НИУ ВШЭ и школы визуальной культуры BBE Анна Саруханова. В медиа есть возможность проявить себя как художника: там часто принимают иллюстрации в авторском стиле и готовы к новым идеям. У СМИ, в отличие от компаний и организаций, скорее есть общее настроение в визуале, но не строгие гайды и брендбуки. Работа с медиа также поможет вам в продвижении: сотрудничество с известным клиентом придаст вам вес в глазах ваших будущих заказчиков. К тому же у СМИ уже есть своя аудитория, а значит, ваши иллюстрации увидит много людей.

«В медиа низкий порог входа — работа иллюстратором в большинстве СМИ не предполагает постоянные контракты, — говорит Анна Саруханова. — И для изданий нет риска в том, чтобы отдать небольшой заказ начинающему художнику и посмотреть, как вы сработаетесь».

Чтобы начать работать с медиа:

  1. Выберите издания, которые нравятся вам по темам и чьи иллюстрации подходят вам по стилистике. Не ограничивайте себя в выборе: если медиа популярны и у них очень большая аудитория, это вовсе не значит, что иллюстратору туда не попасть. Перед взаимодействием с медиа необходимо внимательно изучить, про что пишет издание и как выглядят его иллюстрации.

  2. Найдите контакты человека, который заказывает иллюстрации в этом издании: это может быть арт-директор, бильд-редактор, дизайнер или старший иллюстратор. Если на сайте нет контактов, попробуйте найти иллюстраторов, которые работают в этом медиа, и спросите контакты у них.

  3. Если у вас нет готового портфолио в нужном жанре и стиле, нарисуйте три-пять картинок, совпадающих по жанру, тематике и стилистике с тем, что публикует издание. Например, можно взять конкретную статью с аналогичной тематикой и нарисовать иллюстрации к ней.

  4. При подготовке портфолио старайтесь учитывать жанровые особенности. К примеру, в журнальной иллюстрации ценят интеллектуальную загадку и визуальную метафору, а для репортажа важна передача атмосферы. Избегайте клише: если вы хотите рисовать для издания про финансы, запретите себе рисовать монеты и знаки валют.

  5. Напишите арт-директору сообщение — отправьте ссылку на портфолио/арт-аккаунт и прикрепите конкретные работы, которые вам кажутся подходящими для их издания.

«Возможно, какое-то время вам придется подождать: на ваш отклик могут не ответить или ответить не сразу. Ни в коем случае не стоит принимать это на свой счет, — советует Анна Саруханова. — Если выбранное вами издание популярно, скорее всего, в редакцию пишут множество иллюстраторов, и ответ может занять некоторое время».

Вдохновиться и подробнее узнать об иллюстрациях для СМИ

  • Подборка от New York Times — Best of Illustration. Каждый год команда издания выкладывает лучшие работы своих иллюстраторов.
  • Рубрика Cover Story про обложки New Yorker. В ней иллюстраторы рассказывают о процессе создания обложек журнала New Yorker.

Как попасть на рынок книжной иллюстрации

Еще одна сфера, где есть много работы для иллюстраторов, — книгоиздательство. Художница и иллюстраторка Наташа Югай советует для начала исследовать книжный рынок. Изучите книги, которые издают и продают в магазинах, определите, какие иллюстрации вам нравятся, а какие вы бы делать точно не стали. Понравившиеся проекты могут на первое время стать вашим ориентиром в темах, жанрах, подаче информации, визуальных решениях.

Затем составьте книжное портфолио. Его задача — показать не только ваши навыки рисования, но и умение работать с книгой. В книжных проектах важна цельность всех составляющих: идеи, истории, иллюстраций, материальной стороны (конструкция, формат, бумага и другие технические параметры). Здорово будет показать хотя бы одну иллюстрированную книгу и несколько разработанных концепций, состоящих из описания идеи, раскадровки, обложки и двух разворотов.

С готовым портфолио можно написать письма в издательства, которые вам нравятся. Если ваши работы будут им интересны, вас могут добавить в базу иллюстраторов и обратиться к вам, когда появится подходящий проект. Это может занять немало времени, но, скорее всего, ожидание будет того стоить.

Если не хотите ждать, предлагайте уже готовые неизданные книги или разработанные концепции проектов — издательство может взять их в работу. Задайте себе вопрос: «Каких книг на рынке еще нет, но их бы стоило издать?» Так можно прийти к хорошей идее проекта. При этом не стоит ограничивать свой кругозор только российским рынком — интересно наблюдать и за коллегами из разных стран.

«Участвуйте в книжных конкурсах — например, в конкурсе выставки иллюстраторов Болонской детской книжной ярмарки, — рекомендует Наташа Югай. — Не забывайте также знакомиться с представителями издательств. Это можно делать на книжных ярмарках, например, ММКЯ и non/fiction».

Как личный бренд может принести вам деньги

Помимо портфолио на Behance или Dribble, для продвижения нужна социальная активность, уверена художница Анита Gloomy Glow. Рассказывайте, чем вы занимаетесь, приглашайте подписываться на ваши сообщества в соцсетях. Сотрудничайте с другими творческими людьми — совместные проекты всегда хорошо работают. Например, кто-то выпускает подкаст, который вам нравится, — свяжитесь с его авторами и предложите им сделать обложку для одного из выпусков. А взамен они укажут ваше имя и ссылки на ваши сообщества в соцсетях.

«Я считаю, что надо сформировать свой стиль, свои ценности, понять, что вы можете дать подписчикам, а затем заявлять о своем творчестве этому миру всеми возможными путями. И неважно, что вы еще только делаете первые шаги. Не стесняйтесь говорить, что вам нужна поддержка, напоминайте об этом», — говорит Анита. Когда вы наберете какое-то количество подписчиков, попробуйте найти поддержку на краудфандинговой платформе. На ней можно получить финансовую помощь, встретить сторонников и, возможно, будущих клиентов. Но не делайте на этом этапе донаты самоцелью и единственным источником заработка. Как правило, первые доноры — это те, кто уже подписан на вас, разделяет ваши ценности, и их пожертвования — благодарность за ваше творчество. С помощью таких донатов вы можете закрыть часть своих трат, например, на художественные материалы, но, скорее всего, не более того.

Уточняйте, на что вы собираете деньги, в какой срок хотите завершить свой краудфандинг. Например, на платформе «Френдли» можно выбрать цель, указать, какую сумму вы хотите собрать — четкое описание проекта может мотивировать людей поддержать вас.

Когда у вас будет много подписчиков, донаты могут помочь вам запустить и более масштабные проекты. Будьте готовы показать свои черновики, чтобы люди понимали, что поддерживают. Для комикса это может быть тестовый выпуск, вкратце обозревающий фабулу; для фильма — тизер или трейлер; для игры — модели, арты, тизер. Если проект будет интересен аудитории, вас обязательно поддержат.

Что еще нужно учитывать

При этом важно общаться с донорами и патронами, уверен художник Борис Баширов. Как можно больше взаимодействуйте с подписчиками: скорее всего, таким образом доноры будут больше заинтересованы в вашем творчестве — ведь они будут знать, что в результатах вашей работы есть и их вклад.

«Я начал использовать площадки для донатов как некий старт, и мой краудфандинговый сбор оживил общение с аудиторией. Если раньше я просто выкладывал свои иллюстрации в соцсети и ожидал фидбэка, то тема донатов активизировала подписчиков на взаимодействие, — рассказывает Борис Баширов. — Важно общаться с ними, отвечать благодарностью за донат. Например, можно сказать спасибо, сделав персонально небольшую иллюстрацию, лично написав человеку в соцсетях, упомянув его в видеоблоге, если вы его ведете. Перед каждым донором я отчитался, на что были потрачены деньги — например, купил художественные принадлежности, которых мне так не хватало в тот момент. Поблагодарил, что смог с их помощью реализовать несколько идей, заняться керамикой. А теперь собираюсь в благодарность сделать несколько керамических фигурок и отправить их донорам».