Содержание
- Чем опасно это состояние
- Типы людей с синдромом самозванца
- Причины появления синдрома
- Как побороть синдром самозванца
- Практические советы для дизайнеров
Синдром самозванца — это состояние, при котором человек не может в полной мере осознать свои достижения, считая их результатом везения или ошибки. Определили его еще в 1978 году два клинических психолога — Полин Роуз Клэнс и Сюзанна Аймс.
Характеристики поведения человека, страдающего от этого синдрома:
- чувствует, что не заслуживает успеха;
- не умеет адекватно оценивать свои компетенции и навыки;
- считает, что его успех — удачное стечение обстоятельств;
- боится не оправдать ожидания;
- не уверен в себе;
- ставит сложные цели и чувствует разочарование, когда не может их достичь.
По результатам исследования около 70% людей сталкивались с этим синдромом. Ему подвержены в любом возрасте: как студенты, так и весьма опытные люди. Со стороны кажется, что у них нет причин чувствовать себя самозванцами, но даже Мишель Обама, Том Хэнкс и Нил Гейман признавались, что у них были периоды неуверенности в себе и своих заслугах.
Чем опасно это состояние
Исследования показывают, что синдром самозванца может привести к падению производительности и удовлетворенности работой, к проблемам в отношениях, а также к усилению тревоги и депрессии.
Это ощущение может снизить уровень самооценки и привести к избеганию новых возможностей, задач и проектов из-за страха провала. Постоянный стресс, беспокойство и другие негативные чувства, связанные с синдромом самозванца, могут вызвать физические проблемы, такие как бессонница, головные боли и проблемы с желудком.
Если вы подозреваете, что у вас есть этот синдром, ответьте себе на следующие вопросы:
- Вы переживаете, если сделали что-то не идеально?
- Расстраиваетесь ли вы даже из-за конструктивной критики?
- Трудно ли вам принимать комплименты?
- Бывает ли у вас ощущение, что вы просто играете роль успешного человека?
- Преуменьшаете ли вы собственный опыт даже в тех областях, где вы действительно более опытны, чем другие?
Типы людей с синдромом самозванца
Основываясь на исследованиях доктора Валери Янг, людей с этим синдромом можно разделить на пять основных типов.
Перфекционист
У этого типа симптомы синдрома самозванца проявляются, когда человек хочет выполнить любой проект или задание на 110%. Чтобы преодолеть свой перфекционизм, попробуйте сделать дело на 75%. Лучше иметь скромный успех, чем вообще никакого.
Эксперт
Этот человек думает, что не знает всего, что нужно знать о конкретном предмете, теме или сфере. Поскольку ему всегда есть чему поучиться, он не чувствует, что достиг звания «эксперта».
Нужно признать, что знаниям нет конца и невозможно охватить все аспекты темы или области. Обратитесь за обратной связью к своим коллегам. Их точка зрения поможет понять, насколько вы действительно квалифицированы. Постарайтесь осознать, чего вы уже достигли, и признать свои заслуги.
Суровый индивидуалист
Считает, что может все сделать сам, потому что спрашивать других — признак слабости.
Изучите опыт успешных команд и проектов. Понаблюдайте, как эффективное сотрудничество может улучшить результаты и привести к более качественному результату. Начните с небольших шагов, постепенно включая других в решение задач.
Суперчеловек
Любит брать на себя много ответственности. Ему трудно сказать нет, поэтому он усердно работает, часто совмещает множество дел и переутомляется.
Определите, что действительно важно, и сконцентрируйтесь на выполнении наиболее значимых задач. Избегайте перегруза ненужными делами. Научитесь говорить нет: помните, что отказ от дополнительных обязанностей поможет сосредоточиться на важном. Если у вас есть возможность делегировать часть задач другим, сделайте это.
Причины появления синдрома
Обстановка в семье. Родители или другие члены семьи могли уделять слишком большое внимание достижениям человека или были чрезмерно критичны к нему.
Социальное давление. Причиной появления синдрома самозванца может быть социальный круг или группа, где одобрение или ценность человека связаны с достижениями.
Чувство принадлежности. Любое обстоятельство, которое заставляет чувствовать себя непринятым из-за языка, этнической принадлежности, социально-экономического статуса, религии или физических различий, подпитывает внутреннего самозванца. Человек может сохранять это стойкое чувство еще долгое время после того, как обстоятельства изменились.
Дизайн-библиотека BBE
Пополняемая коллекция бесплатных и платных курсов от онлайн-школы Bang Bang Education поможет определиться с интересами, развить насмотренность, освоить ключевые навыки и разобраться в тонкостях выбранной профессии.
Как побороть синдром самозванца
Сначала важно осознать, что у вас есть этот синдром. Постарайтесь погрузиться в чувства, которые он вызывает, и понять, откуда они пришли. Задайте себе вопросы:
- Каких убеждений я придерживаюсь в отношении себя?
- Верю ли я, что достоин любви, будучи таким, какой я есть?
- Должен ли я быть идеальным, чтобы другие меня принимали?
Проанализируйте свои достижения. Попробуйте реалистично оценить свои способности и учитывать не только неудачи, но и успехи. Помните, если вы чувствуете себя самозванцем, это означает, что у вас уже есть некоторый успех в жизни, который вы приписываете удаче. Постарайтесь осознать, что это ваша заслуга.
Задумайтесь, что действительно важно для вас. Определите свои собственные цели и старайтесь ориентироваться на них, не акцентируя внимание на достижениях других людей. Но помните, что цели должны быть реалистичными. Разбейте большие задачи на более мелкие этапы: это позволит вам двигаться к цели постепенно и без стресса.
Не пытайтесь делать все идеально. Ошибки и неудачи — естественная часть жизни. Принимайте их как возможность учиться и расти, а не как повод для самокритики.
В начале карьеры легко потерять уверенность в себе, но не сдавайтесь: каждый новичок, если приложит усилия, станет экспертом.
Инвестируйте в свое образование и развитие. Чем больше знаний у вас будет, тем увереннее вы будете чувствовать себя в работе.
Хороший пример — выпускница нашего курса «UX/UI-дизайнер» Ульяна Пышнюк. На обучение она пришла, когда работала младшим продуктовым дизайнером в компании «Лаборатория Касперского».
Из-за ярко выраженного синдрома самозванца на работе было чувство неуверенности в своих дизайн-решениях. Область UX/UI я изучала сама, поэтому ощущала пробелы в знаниях и потребность в хорошем фундаменте. Мне была нужна игровая площадка, где я смогу свободно экспериментировать и ошибаться, а заодно получать фидбэк от экспертов в разных областях. Курс стал для меня этой площадкой.
Сегодня Ульяна — старший дизайнер B2B-продуктов в «Лаборатории Касперского». Подробнее читайте в интервью.
Ведите журнал достижений и положительных отзывов о вашей работе. Регулярно читайте эти записи, чтобы напомнить себе об успехах.
Не равняйтесь на других. Сравнивайте себя с собой, а не с другими. Это поможет вам видеть, как вы развиваетесь и двигаетесь вперед. Помните, что все люди разные: именно ваши сильные стороны и особенности делают вас уникальным.
Практические советы для дизайнеров
Head of UX/UI, co-founder Sizze.io Катя Тюхай рассказала, как начинающему и опытному дизайнеру справиться с синдромом самозванца и быстро расти как специалисту, почему нельзя соглашаться на все встречи в календаре и где найти время, если вы тонете в рабочих задачах.
Синдром самозванца в том числе произрастает из того, что дизайнер не может внятно описать, что же именно он сделал для проекта, пока закрывал бесконечные задачи для того, чтобы что-то успеть. Там, где нет рефлексии и осмысления, не появляется ощущения собственного вклада. Каждый дизайнер влияет на метрики продукта, но не всегда задумывается, каким образом это происходит. Если ты снимаешь с себя ответственность за продукт и за тот фрагмент, над которым ты работаешь, роста не будет.
Казалось бы, где тут связь с синдромом самозванца? Она очень простая: если каждую задачу вы не прогоняете через фильтр «Зачем я это делал?», по итогу не сможете ответить на вопрос «Как я повлиял на этот проект и что хорошего сделал?» Именно этот вопрос задают лидам. Если вы каждый день не отмечаете, как именно повлияли на продукт, и не берете на себя ответственность, не сможете развиваться в профессии. Что с этим делать?
Ведите свой календарь
Бронируйте слоты на дизайн в вашем календаре, иначе по мере того, как вы будете брать на себя больше ответственности и общаться с большим количеством людей, у вас не останется времени на сам дизайн. Необходимо построить свое расписание и свое отношение со временем так, чтобы у вас оставалось время на проектирование. Не давайте другим людям управлять своим временем. Чем больше вы тратите на коммуникацию, которая отвечает целям других людей в команде, а не вашим личным, тем сложнее вам выкроить то самое время, чуть больше подумать над задачей и предложить больше вариантов по ней. Если вы бронируете в своем календаре слоты, когда вы рисуете или работаете над задачами, люди начинают более уважительно относиться к вашей работе.
Выработайте собственный голос
Научитесь давать обратную связь по своему дизайну и другим, и самому себе как арт-директор. Для этого можно найти ролики высокоуровневых дизайнеров, которые делают разборы интерфейсов. Остановите видео на первых кадрах с интерфейсом, который будет разбираться, и проанализируйте его самостоятельно. В этот момент важно отключить внутреннего критика и перестать думать, что без большого опыта вы не имеете права оценивать чужие интерфейсы.
Разберите интерфейс — от иконок до работы с цветом и типографикой — и запишите это. После этого послушайте мнение эксперта и отметьте все пункты, которые у вас совпали. Хорошо, даже если совпадений совсем мало, ведь так вы будете понимать, какие зоны опыта вам нужно проработать. Этот метод особенно полезен, когда вы не понимаете, что именно вам нужно прокачивать. Не стоит опираться на один ролик, сделайте это упражнение около пяти раз с видеоразборами от разных дизайнеров. В дальнейшем можно проанализировать результаты с вашим руководителем.
Участвуйте в конкурсах
Подпишитесь на каналы крупных дизайн-школ и отслеживайте новости о проводящихся конкурсах. Порой участие в них может дать вам больше опыта, чем ваше место работы. Подойдут и походы на короткие интенсивы и бесплатные вебинары, если у вас нет возможности учиться на полноценных курсах. Иногда сложно следовать этим советам на постоянной основе, поэтому возвращайтесь к первому пункту — закладывайте время на свое развитие в календарь, иначе вы никогда не будете этого делать.
Будьте инициативны
Иногда компании нанимают начинающих дизайнеров или дизайнеров из другой индустрии для того, чтобы обрести свежий взгляд на какую-то ситуацию или продукт. Отнеситесь к этому как к преимуществу.
Постарайтесь провести собственное исследование пользовательских путей, которые есть в том продукте, который вы будете делать. Пройдите основные сценарии в этом продукте и запишите все ощущения. Когда вы это сделаете и придете с результатами к команде, ваш авторитет вырастет. Коллеги увидят, что вы неравнодушны к продукту, в который пришли, у вас есть стратегическое видение и системный подход ко всему, что вы делаете. В дальнейшем к вашим словам будут прислушиваться и доверять вам больше важных задач. Рост идет от вашей инициативы на самом старте.
Участвуйте в дизайн-штурмах
Они проходят почти в каждой крупной дизайн-компании. Даже если ваши решения совершенно безумны и не подходят под контекст, из них могут родиться новые идеи, которые заберут и начнут тестировать в качестве гипотез. Часто шок-дизайн, который сильно вирусится, рождается из безумных штурмов с людьми, не имеющими большого опыта и, соответственно, ограничений.
Если нет креативных задач и гипотез, которые постоянно тестируются, вы должны сами провоцировать этот поток, фиксировать идеи, записывать их и проверять на прототипах. Если вы занимаете проактивную позицию и постоянно приносите какие-то гипотезы на тест, команда начинает вас воспринимать как более экспертного специалиста.
Не бойтесь ответственности
Если вы чувствуете, что у вас нет пространства для ошибок, уходите из этого места или сделайте все, чтобы оно появилось. Попросите дополнительную задачу, которая появится в спринте через несколько месяцев. Так вы сможете более глубоко ее проработать, а ваш арт-директор поймет, что вы системно работаете над задачами, будет давать больше свободы и меньше контролировать. Если вам отказали в первый раз, подождите какое-то время и придите снова с другой задачей.