Глоссарий

Школа

В (курсе) — еженедельная рассылка школы с новостями курсов и анонсами событий. Тоже является образовательными ресурсом. В каждом письме мы делимся полезными мыслями, ссылками и материалами.

Random Coffee — наш уютный способ нетворкинга: раз в неделю искусственный интеллект предлагает пару для встречи каждому члену сообщества Bang Bang Education Community: студенты знакомятся друг с другом, нашей командой и преподавателями других курсов.

Сообщество Bang Bang Education — наша команда, преподаватели, студенты и все, кто принимает участие в создании или с пользой изучает наши ресурсы.

Подписка — доступ к образовательным онлайн-курсам раздела «Дизайн-библиотека» на месяц или год. Это коллекция курсов для самостоятельного прохождения. Часть из них содержит домашние задания и тесты для проверки понимания пройденного материала.

Образовательные каналы Bang Bang Education — онлайн-курсы с преподавателями, «Дизайн-библиотека», медиа о дизайне «Точка зрения», онлайн-фестивали, открытые вебинары с преподавателями школы, еженедельная рассылка с полезными ресурсами, соцсети школы с ежедневными познавательными материалами, документальные фильмы-исследования.

Модуль — завершенная по смыслу часть курса. Сейчас деление на модули есть в образовательной программе по шрифту Валерия Голыженкова. Формально на сайте каждый модуль представлен как отдельный курс. Также деление на модули есть на курсе Тима Черного Управление командой и создание цифрового продукта, но они проходят неразрывно и означают периоды, когда меняются тема и роли в группах студентов.

Набор на курс — период, когда мы формируем учебные группы. Начинается с момента открытия курса и заканчивается через 7−10 дней после его старта. Первый месяц набора действует earlybird-скидка 15%.

Координатор курса — человек, который отвечает за коммуникацию и решение организационных вопросов студентов и преподавателей: создает группу для общения в рамках курса, следит за успеваемостью, расписанием, помогает группам настроить процесс обучения, получить всю необходимую информацию и материалы.

Практикум — курс практических занятий по предмету. Большинство наших образовательных программ носят именно такой характер. Курсы по шрифту, леттерингу, рисунку, иллюстрации подразумевают, что вы делаете работу параллельно с преподавателем, повторяя и оттачивая навык. Другой тип практикумов, как например, по дизайну интерьера, подразумевает, что вы слушаете теорию и руководство к домашнему заданию, а затем самостоятельно выполняете его.

Цифровой продукт — информационная или функциональная сущность в цифровой среде, которая представляет ценность для группы людей. Ключевые черты — способность решать проблему и предложить человеку нечто важное, что он не захочет упустить, и одновременно поддержание успешной бизнес-модели. Поисковик, соцсеть, мобильный банк, онлайн-школа, онлайн-инструмент дизайна — все цифровые продукты, которыми пользователь можно пользоваться бесплатно или платно.

Дизайн-культура — совокупность принципов команды или компании, которая занимается дизайном, иначе говоря, дизайн, примененный к проектной группе. Важнейшие принципы: понимать дизайн как дисциплину и процесс решения проблем, занимать сторону человека, а не бизнеса, выстраивать плодотворные процессы, коммуникацию и пространство для каждого члена команды.

Человекоцентрированный подход в дизайне — подход и дизайн, ориентированные на человека, его потребности и решение его проблем. Основной инструмент — эмпатия и тестирование идей до тех пор, пока они не будут соответствовать ожиданиям. Против использования темных паттернов, которые негативно влияют на принятие решений, привычки и поведение человека, вызывают привыкание или эксплуатируют его.

Принципы Баухауса — утверждение тождества искусства и ремесла, необходимости сообщества и творческих лабораторий для высокопрофессиональных ремесленников-художников. Цель образования — пробуждение в студентах энтузиазма к великим свершениям и подготовка к совместной работе в командах со студентами смежных профессий.

DATA-driven — основанный на данных, при этом именно использование данных является условием прогресса, успешной деятельности, качества услуги. Акценты — исследование, проверка гипотез, измеримые показатели, верификация.

Дизайн-мышление — подход, который помогает с учетом ключевых факторов создавать полезные продукты в любой сфере. Предполагает наличие шести этапов: эмпатии, фокусировки, генерации и выбора идеи, прототипирования и тестирования. Основа подхода — наличие междисциплинарной команды, привлечение для решения задач опыта самых разных областей, а также — пространство конкурирующих идей, свободное от критики. Прототипирование и тестирование промежуточных решений позволяет обоснованно отсеивать идеи и дорабатывать оставшиеся в нужном ключе.

Нулевой дизайн — искусственно созданная дизайнерами зона честности, которая позволяет зрителю увидеть вещи такими, каковы они есть в действительности.

Генеративный дизайн — подход к проектированию, сочетающий работу человека и алгоритма: человек делегирует часть процессов компьютерным технологиям и дает алгоритму роль соавтора, прописывая для него условия, параметры и ограничения.

Информационный стиль — стиль редактуры, который стремится сделать любой текст лаконичным, полезным, честным и читаемым. Акцент на содержании и смысле, очищен от уловок и манипуляций. В коммерческих текстах на первый план выводит прозрачность и пользу для читателя и пользователя.

UX-дизайн

User Story [пользовательские истории] — способ описания требований к продукту. Он сформулирован кратко от лица пользователя: мне нужна функция для того, чтобы…

Use Cases [сценарии/случаи использования продукта] — способ описания требований к тому, как система взаимодействует с пользователем: как реагирует, отвечает, инициирует взаимодействие.

Jobs to be done [то, что необходимо сделать] — подход к описанию того, что должен купить ваш клиент: акцент не на продукте, а на решении конкретной проблемы, преимущество по сравнению с тем, как она решалась ранее, указание то, как качественно улучшается жизнь после решения это проблемы.

MVP [минимально жизнеспособный продукт] — продукт, который содержит только ключевые функции и создан для того, чтобы получить обратную связь от пользователей и понять, как развивать его дальше.

Customer Journey Map [карта пути пользователя] — визуализация взаимодействия пользователя с продуктом, описывающая цели и задачи, действия, ожидания, барьеры, проблемы и эмоции на всех точках контакта.

Custdev [развитие клиента] — клиентоориентированный подход к созданию бизнеса: тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных пользователях на предмет того, решается ли их проблема.

Прототип — структура веб-страницы без брендинга, содержащая основные элементы, демонстрирующая функции и навигацию.

Styleguide или Pattern library [библиотека компонентов] — актуальная коллекция элементов сайта, удобно организованная и доступная всей команде продукта для того, чтобы поддерживать единообразие и не делать двойную работу. Является частью дизайн-системы.

Design Language [дизайн-система] — всеобъемлющие правила и принципы, определявшие дизайн-решения для всей экосистемы продукта, а также библиотека всех компонентов.

Проектирование шрифта

Шрифт — определенное начертание знаков.

Гарнитура — семейство шрифтов, обладающее стилистическим единством.

Базовая линия шрифта — воображаемая линия, проходящая по нижнему краю прямых знаков без учета нижних выносных элементов.

Интерлиньяж — межстрочный интервал, расстояние между базовыми линиями соседних строк.

Кегль — высота букв шрифта с учетом выносных элементов, выраженная типографских пунктах. 1pt = 0,35 мм.

Кернинг — изменение межбуквенного расстояния в отдельных парах символов для улучшения зрительного восприятия текста.

Трекинг — изменение плотности/разряженности текстового блока за счет изменения интервала между символами.

Графема — базовая отличительная форма знака.

Глиф — конкретный графический образ графемы, или написание буквы тем или иным образом.

Засечки — небольшие элементы на концах штрихов букв.

Начертание (normal, bold, italic, bold italic, condensed, extended и другие) — характеристики насыщенности, контрастности, наклона и пропорции шрифта.

Классификация шрифтов по техническому стилю

Антиква [serif] — шрифты с засечками. Засечки — короткие штрихи, обрамляющие основные штрихи знаков.

Гротески [sans serif] — шрифты без засечек, которые делятся на подтипы: старые гротески (имеют грубую геометрическую форму), новые гротески (одноширинные неконтактные), гуманистические (характерна каллиграфичность, выраженная в контрастности толщины штрихов) и геометрические (на основе простейших форм).

Рукописные — формальные (элегантные и отсылают к начертаниям XVII—XVIII вв.) и неформальные (широкие, напоминают имитацию письма мягкой кистью).

Акцидентные (декоративные) — шрифты с выраженным характером, не подходят для набора основного текста.

UX-исследования

Сортировка карточек — респонденты классифицируют и группируют карточки с разными словами и фразами, чтобы вы поняли их логику для создания информационной архитектуры.

Ревью эксперта — специалист оценивает пользовательский интерфейс на предмет дизайна, удобства и доступности, чтобы очертить границы последующих улучшений перед этапом тестирования.

Айтрекинг — метод позволяет узнать, что в интерфейсе привлекает внимание пользователя, что приходится перечитывать, куда обращается взгляд при просьбе найти тот или иной элемент или функцию.

Полевые исследования — блок методик, связанных с наблюдениями и взаимодействием с пользователями для выявления инсайтов: кто они, какие у них потребности и стиль жизни, как пользуются услугой или продуктом.

Юзабилити-тестирования — наблюдения за тем, как пользователи пытаются решить свои задачи на вашем сайте, с какими проблемами сталкиваются и какие вопросы возникают по ходу.

Персоны — портреты идеальных пользователей с описанием стиля жизни, ценностей, позиции и целей, связанных с продуктом, на основе данных других исследований. Помогают проектной команде держать в фокусе реальные потребности.

Верстка

Золотое сечение — деление отрезка на неравные части, при котором отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей. Золотой прямоугольник имеет соотношение сторон примерно 1,618:1. Если отрезать от него квадрат, то получится золотой прямоугольник меньшего размера.

Ряд Фибоначчи — последовательность чисел, в которой каждый член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13 и так далее, а отношение смежных чисел приближено к значению золотого сечения. Это отношение можно наблюдать в природе — от спирали ДНК до спирали урагана.

Модулор — гармонические пропорции, спроектированные ле корбюзье. они основаны на усредненном масштабе человека и сотношении частей тела друг с другом. Модульная система пропорций рассматривает не длину, а размер объекта.