Содержание

Что такое авторское право

Авторское право — это способ защиты интеллектуальной собственности. Оно появляется в момент создания произведения, охраняется в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Затем, если права на работу никому не были переданы, она приобретает статус общественного достояния — ее можно использовать без ограничений.

Люди, которые помогали автору в техническом, консультационном или организационном аспектах, не считаются авторами произведений и не обладают авторскими правами.

Произведения, размещенные в открытом доступе в интернете, тоже защищаются авторским правом. В том числе картинки с Pinterest, даже если автор неизвестен.

Рыжие коты Ани Гладких

В 2015 году блогер Аня Гладких сфотографировала двух рыжих котов и выложила их в социальные сети. С тех пор эти фотографиии вирусятся в интернете, появляются в пабликах, каналах и статьях без ведома автора. Аня старалась заявлять об авторстве, писала с просьбой удалить ее фотографии, опубликованные без ее согласия, но фотографии и сейчас вирусятся в интернете, в том числе в Pinterest.


Что в дизайне может стать объектом авторского права

Авторские права дизайнера на проект также возникают в момент его создания. В работе дизайнера объектами могут быть коллажи, иллюстрации, шрифты, проекты интерьера, 3D-модели, макеты в графических редакторах, макеты сайта, его содержимого и элементы дизайна: дизайн-концепции, конструирование внутренних элементов товара, подбор материалов, создание эскизов.

Поскольку дизайн не изобретение, патентное право на него не распространяется.


Как дизайнеру общаться с заказчиком: советы для эффективной работы
Как узнать, чего хочет заказчик, показать себя с лучшей стороны и не страдать от переработок? Разбираем правила работы с клиентом и делимся советами экспертов
Читать далее

Какие права есть у автора

Существует два вида прав: одни можно передать, другие остаются навсегда, независимо от обстоятельств.

Исключительное право

Также называется имущественным, потому что его можно передать. Благодаря этому праву автор может заработать на том, что создал в результате творческой деятельности. Оно позволяет распоряжаться работой различными способами и запрещать другим лицам незаконное использование. Именно исключительное право отчуждается — продается — или предоставляется по лицензии.

Если вы создали дизайн-проект и передаете исключительные права, то отчуждается именно право владения, автор дизайна все еще вы.

Результат интеллектуальной деятельности можно использовать в любой форме, не противоречащей закону.

Личные неимущественные права

Если вы как автор продали произведение, неимущественные права все равно остаются с вами. На что вы имеете право в таком случае:

  • Авторство — право признаваться автором работы.
  • Упоминание имени. Позволяет запрещать или разрешать использование работы с указанием имени. В договоре можно прописать как обязательное указание вашего имени, так и анонимное использование.
  • Неприкосновенность. Гарантирует, что вашу работу нельзя менять: сокращать, дополнять, добавлять иллюстрации, комментарии и пояснения.
  • Обнародование или отказ от него — право демонстрировать свое произведение любыми способами и в любое время. Право на обнародование единственное, которое можно передать.

Личные неимущественные права неотчуждаемы — их нельзя продать или завещать, от них нельзя отказаться, за исключением права на обнародование. Можно только дать согласие на использование таких прав в каком-либо объеме. Эти права действуют бессрочно.

Иные права

Право следования. Позволяет автору получать вознаграждение за перепродажу оригинала, например, в аукционных домах, галереях изобразительного искусства, музеях и так далее (статья 1293 ГК РФ).

Право доступа к произведениям искусства. Неотъемлимое право автора иметь постоянный доступ к своему отчужденному произведению для создания репродукции, экземпляра произведения. К примеру, как автор картины вы имеете право прийти домой к владельцу и написать со своего произведения авторскую копию (статья 1292 ГК РФ).

Право получать вознаграждение за создание произведения в рабочее время. Если создавать произведения искусства — часть вашей работы в компании, то исключительные права принадлежат работодателю, а у автора остаются неимущественные. Но как создатель вы имеете право на вознаграждение (статья 1295 ГК РФ).

Apple и Samsung

В 2011 году Apple обвинила Samsung в нарушении патентных прав, в том числе на дизайнерские решения.


Курс «Советы для творческих людей»

Пять лекций Дмитрия Карпова, которые полезно прослушать представителям любых профессий, чтобы регулировать свою эффективность и поддерживать огонь созидания.

Смотреть бесплатно 💸

На что влияют авторские права

Ценообразование

Многие авторы не закладывают в цену проекта стоимость прав. Часто эта сумма может быть в несколько раз больше, чем оплата создания контента. Также не стоит забывать, что через десять лет стоимость работы может вырасти.

Защиту

Точнее возможность защищать свои права в рамках проекта. Важно договориться о порядке использования своей работы и понимать, к чему это приводит. Только при таких условиях можно подписывать договор. Даже если договор не был подписан, но стороны согласовали основные условия в переписке, в дальнейшем можно ссылаться на это и так защищать свои права.


Как подтвердить авторство

Для дизайнера подтверждением авторства может служить:

  • Исходный файл, содержащий слои, кривые, редактируемые блоки верстки. Для надежности храните исходные файлы у себя, а передавать лучше копии или фрагменты работы.
  • Публикация в СМИ, книгах, каталогах и соцсетях.
  • Электронное письмо, отправленное себе на почту. Это поможет зафиксировать дату создания произведения.
  • Депонирование — регистрация произведения в специальном реестре. Вы передаете файл на хранение, так фиксируется время и дата, и затем получаете сертификат, который можно использовать как доказательство. Такой способ работает, если труд еще не опубликован.

В России это можно сделать в следующих организациях: Российский союз правообладателей, Всероссийская организация интеллектуальной собственности.


Вебинар «Авторские права: что, зачем и почему»

Правовой консультант Покраса Лампаса рассказывает, как коммерчески выгодно использовать авторское право. 

Смотреть бесплатно!

Как использовать авторское право

Авторское право можно продать и передать по лицензии.

Библиотека Артемия Лебедева

Шрифты Студии Артемия Лебедева, защищенные авторским правом.

Исключительная лицензия

Она же эксклюзивная. Автор предоставляет конкретному лицу права на работу. Здесь фиксируются сроки, способы, территория распространения. Разные способы использования можно лицензировать разным лицам: одной компании — права на использование в интернете, другой — на рекламных баннерах. Перечень всех способов закреплен в статье 1270 ГК РФ.

Автор не в праве использовать произведения в тех пределах, в которых право использования произведения предоставлено по договору. Как это работает? Если вы передали кому-то право на использование вашей иллюстрации в социальной сети, то сами выкладывать эту работу на свою страницу как автор вы не можете. Также вы не можете передать права на эту иллюстрацию другой компании для использования в этой же социальной сети. При этом вы можете передать права на эту же иллюстрацию другой компании для публикации в другой социальной сети. Эти правила действуют по умолчанию, но в конкретных договорах может быть прописано иное. Читайте их внимательно.

Неисключительная (простая) лицензия

Предоставляет разным лицам право использовать одну и ту же работу. Такая лицензия менее актуальна чем исключительная в коммерческом дизайне.

Лицензии можно разделять по срокам, территориям и способам использования и получать от своего творчества больший доход.

Корпоративная лицензая шрифта Copycat студии Артемия Лебедева

Так использует эту возможность Студия Артемия Лебедева. Право на использование шрифтов передается по лицензии.

Обязательные условия в договоре

  • Тип используемой лицензии.
  • Срок предоставления права.
  • Предмет договора.
  • Способы использования.
  • Размер вознаграждения.

Самые популярные вопросы об авторском праве

По договору заказчик запрещает публиковать свою работу в портфолио. Что делать?

Корпоративные договоры обычно учитывают интересы заказчика. Учитывать интересы автора — работа автора. Внимательно читайте договор и вносите нужные вам пункты. Вы будете иметь право использовать работу теми способами, которые пропишите в договоре. Если этот пункт не прописан, то заказчик законно может требовать удалить работы из портфолио. Если вы заключили договор об отчуждении прав, то владелец вашей работы может запретить вам публиковать ее. Если вы передаете права по лицензии, то надо смотреть на пределы действия лицензии. Лицензия — это не продажа, и права остаются у вас. Выбирайте, как именно вы передадите права на дизайн-проект.

Если произведение создано во время работы по найму, кто является автором?

Автором являетесь вы, но исключительные права принадлежат компании. У вас есть право на вознаграждение. 

Мою работу украли. Какой порядок действий?

Сначала напишите письмо ресурсу или заказчику с просьбой удалить работы. Если ответа нет, можно отправить претензию на юридический адрес компании. Если после этого вам не ответили, за защитой прав можно обратиться в суд. Перед началом всей процедуры не забудьте документально закрепить авторство.


Курс «Дизайн-менеджмент: как создавать и продавать дизайн»

Освоите систему полезных навыков и знаний, позволяющих хорошо выполнять менеджерские функции в любом дизайн-проекте. Доступен по подписке на «Дизайн-библиотеку». После оформления вам откроется 80+ полезных курсов.

Повысить экспертизу 🔥

Правовые советы начинающим дизайнерам

Аркадий Хоффман занимается юридическим консультированием Покраса Лампаса, Андрея Бергера, Антона Ревы, группы «Звери». Он выделяет следующие моменты:

  1. Изучайте свои права, чтобы грамотно строить отношения с заказчиком, понимать стоимость работы и развивать свой бизнес, построенный на творчестве.
  2. Учитесь вести переговоры с клиентом. Часто клиенты сами не знают, какие права им нужны. Грамотно объясняйте, что сколько стоит, как используется и что оно дает заказчику.
  3. Внимательно читайте договор. Не стесняйтесь вносить в него правки. Можете подготовить свою форму договора — тогда клиент будет вносить правки уже в ваш договор.
  4. Работайте с юристом на постоянной основе или обращайтесь к нему за помощью с составлением формы договора.
  5. Не нарушайте чужие права. Используйте лицензированный контент.

Карьера в дизайне

Попробуйте себя в четырех востребованных профессиях в дизайне и выберите для дальнейшего развития ту специальность, которая подойдет вам больше всего. После обучения сможете работать младшим дизайнером, брать проекты на фрилансе и зарабатывать от 70 000 до 200 000 рублей и выше.

Стать востребованным дизайнером 💥
Поделиться