Содержание

Продакт-менеджер, или product manager, — это человек, который отвечает за создание и развитие продукта: материального объекта, мобильного приложения, сайта или услуги. Основная задача продуктового менеджера — управление продуктом на всех этапах его жизненного цикла: от разработки идеи до выпуска на рынок и поддержки развития.

Продакт-менеджер определяет вектор развития продукта, следит за балансом между запросами рынка, возможностями разработки и потребностями бизнеса, помогает ему монетизировать продукты, ускорить рост выручки и аудитории, а людям — улучшить качество жизни с помощью полезных продуктов.

С чем работает продакт-менеджер

Такой специалист должен не только предсказывать, какие функции будут востребованы, но и оценивать, как изменения повлияют на пользовательский опыт и бизнес-показатели.

Продакт-менеджеры часто обладают автономией в принятии решений по развитию и улучшению продукта.

Какие задачи выполняет продакт-менеджер

Продакт-менеджер определяет видение продукта и работает на стыке бизнеса, разработки и маркетинга. У такого специалиста много различных задач, но можно выделить несколько основных направлений продакт-менеджмента: создание и развитие продукта, управление командой и процессами, поиск новых возможностей для роста выручки и аудитории.

  1. Разработка идей о будущем продукте, отбор жизнеспособных, сбор данных и тестирование гипотез.
  2. Исследование аудитории, проведение пользовательских интервью (CustDev), составление портрета пользователя.
  3. Определение бизнес-модели продукта, анализ бюджета и окупаемости.
  4. Поиск новых возможностей для роста выручки и аудитории.
  5. Управление командой продукта. Поддерживает и развивает продукт после выпуска, тестирует, собирает обратную связь, ищет новые идеи для развития.

Продукты, с которыми работает продакт-менеджер в сфере технологий:

  • мобильные приложения
  • веб-приложения
  • платформы
  • системные программные обеспечения
  • сервисы и платформы для бизнеса
  • облачные сервисы
  • интернет-вещи (IoT)

Все продукты объединяет одно — у каждого есть свой жизненный цикл, который охватывает зарождение идеи, момент запуска и масштабирование. Продакт-менеджер тесно связан с каждым этапом этого цикла.

Этапы работы продакт-менеджера

Регулярный рабочий цикл — это последовательность шагов, которые обеспечивают соответствие продукта потребностям рынка и его успешное развитие после запуска.

Исследование потребностей

Первый шаг — это глубокое понимание рынка и потребностей пользователей. Продакт-менеджер собирает данные через опросы и кастдевы (интервью с пользователями), анализирует поведение на сайте, изучает отзывы и делает конкурентный анализ. Эта информация помогает определить, чего хотят пользователи, какие проблемы им нужно решить и какие возможности пока не реализованы конкурентами.

Определение стратегии

На основе собранной информации продакт-менеджер формулирует цели продукта по методу SMART.

Метод SMART в продакт-менеджменте

После этого составляется детальный план разработки продукта, включая приоритизацию функций, ресурсное планирование и график релизов.

Цели по SMART: что это, критерии и алгоритм постановки задач, примеры
Рассказываем о SMART-методике, разбираем алгоритм постановки целей и приводим примеры
Читать далее

Разработка MVP

Следующий этап — создание минимально жизнеспособного продукта (MVP), который позволяет собрать максимум обратной связи от рынка с минимальными затратами. MVP тестируется среди первичной целевой аудитории. Оценивается его приемлемость, использование и функциональность. Основываясь на полученной обратной связи, команда дорабатывает продукт.

Запуск

После доработки MVP и подготовки продукта к полноценному запуску продакт-менеджер координирует маркетинговые и продажные стратегии его внедрения на рынок. Важно не только запустить продукт, но и следить за его работой, анализировать пользовательские данные и метрики для оптимизации.

Развитие и масштабирование

Последний шаг воронки — это непрерывное улучшение продукта на основе обратной связи и анализа пользовательского поведения. Продакт-менеджер регулярно обновляет продукт, добавляет новые функции, улучшает существующие и масштабирует продукт для новых рынков и аудиторий.

Каждый этап требует от продакт-менеджера не только технических знаний, но и глубокого понимания пользователей, а также способности быстро адаптироваться к изменениям на рынке. Профессионализм в этих областях позволяет создавать продукты, которые понравятся пользователям и принесут прибыль компании.


Курс «Продакт-менеджер. Демо»

Убедитесь, что начинать нетрудно. Узнаете, над какими задачами работает продакт-менеджер, научитесь проводить качественные исследования, сделаете анализ рынка и поймете, подходит ли вам эта профессия.

Смотреть курс бесплатно 💸

Скилы продакт-менеджера

Скилы продакт-менеджера

Хард-скилы продакт-менеджера

  1. Работа с данными. Обеспечивает полный цикл работы с данными — от сбора до анализа и формулирования выводов.
  2. Продуктовое планирование. Владение инструментами для управления проектами, такими как Jira, Trello или Asana, позволяет организовать рабочий процесс и контролировать выполнение задач.
  3. Исследование аудитории и конкурентов. Формирует ключевые потребности пользователей на основе интервью и анализа рынка.
  4. Аналитика. Отслеживает показатели продукта и делает прогнозы.
  5. Проектирование опыта пользователя. На основе собранных данных проектирует функционал и дизайн продукта.
  6. Управление бизнес-целями. Определяет бизнес-цели, умеет считать юнит-экономику, а также выстраивает стратегию достижения бизнес-показателей.

Софт-скилы продакт-менеджера

  1. Эмпатия. Понимает, что чувствует другой человек, чтобы создавать продукты, которые улучшают жизни людей.
  2. Управление командой. Продуктовый менеджер владеет методологиями разработки цифровых продуктов, понимает процессы и взаимодействует с коллегами-разработчиками, тестировщиками, менеджерами.
  3. Коммуникабельность. Умеет находить общий язык и располагать к себе не только команду, но и пользователей на интервью и тестированиях.
  4. Тайм-менеджмент. Умеет распределять свое время и соблюдать дедлайны.
В продакт-менеджменте важно многое уметь. Можно развиваться в том, что тебе действительно нравится, и найти место, где твоя компетенция будет самой востребованной. Чувствуешь свою силу через это.

Саша Пасынкова, преподавательница Bang Bang Education.

Освоение этих навыков поможет эффективно выполнять задачи менеджера по продукту, а значит, не только успешно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла, но и адаптироваться к динамично меняющимся требованиям рынка и пользователя.


Топ востребованных профессий в IT
Разобрались, за что отвечает каждый IT-специалист и какие навыки ему нужны для работы
Читать далее

Отличия продакт-менеджера от проджект-менеджера

Главное отличие продакта от проджекта заключается в результате работы. Продакт-менеджеру необходимо реализовать продукт, а проджект-менеджеру — завершить проект или процесс. Методы работы также различаются.

Продакт-менеджер анализирует рынок, проверяет продажи, планирует работу с продуктовой командой и ставит новые задачи. Он должен глубоко понимать предметную область, в которой разрабатывается продукт, и управлять им на всех этапах жизненного цикла.

Продакт-менеджер анализирует рынок, проверяет продажи, планирует работу с продуктовой командой и ставит новые задачи. Он должен глубоко понимать предметную область, в которой разрабатывается продукт, и управлять им на всех этапах жизненного цикла.

Проджект-менеджер сосредоточен на управлении проектами. Его основная обязанность — убедиться, что проект выполнен в соответствии с заранее установленными сроками, бюджетом и качеством. Проджект-менеджер проверяет текущий статус проекта и выявляет любые проблемы, которые могут задержать разработку. Его работа заканчивается, когда проект завершен, будь то создание новой функции или внедрение внутренних процессов.


Вебинар «Знакомство с профессией продакт-менеджера»

Узнаете, что входит в задачи продакт-менеджера, с какими продуктами он работает и как взаимодействует с командой, бизнесом и пользователями.

Смотреть бесплатно 💸

Зарплата, востребованность и перспективы профессии

В 2022 году Glassdoor включил продакт-менеджера в топ-10 лучших профессий. В США профессия заняла десятое место, а в Великобритании — третье. Рейтинг учитывал зарплаты, количество вакансий и удовлетворенность работой. Пока есть потребность в продуктах, потребность в управлении продуктами будет сильно расти: более 2 500 вакансий в РФ, по данным hh.ru, и более 11 000 в США, по данным LinkedIn.

Менеджеры по продукту — одни из самых востребованных специалистов в бизнесе. Согласно исследованию ProductSence и «Яндекс Практикума» самая популярная зарплатная вилка в России — от 180 000 до 220 000 рублей.

Зарплаты продакт-менеджеров

Зарплата продакт-менеджера зависит от квалификации и стажа работы, а также от региона, в котором специалист работает.

Junior

Начинающие продакт-менеджеры в Москве могут рассчитывать на зарплату от 60 тысяч рублей в месяц. В регионах эта сумма может быть ниже. Начальный уровень часто включает стажерские позиции, где молодых специалистов обучают и подготавливают к более серьезным задачам.

Middle

Зарплата продакт-менеджера со стажем от одного до трех лет начинается от 120 тысяч рублей в месяц. Средний уровень предполагает уже наличие определенного опыта и умений в управлении продуктами, что позволяет брать на себя более широкий спектр задач и ответственности.

Senior

Зарплата старшего продакт-менеджера — от 250 тысяч до миллиона рублей в месяц в зависимости от компании и сложности проектов.

Со временем продакт-менеджеры могут вырасти до руководителей или уйти в предпринимательство и запускать собственные стартапы.

Продакт-менеджмент — это предпринимательство не то чтобы на минималках, но в более комфортной среде. У тебя уже есть инфраструктура, деньги, процессы и команды. В таких условиях можно приобрести инструменты, чтобы потом создать что-то свое.

Ида Разенкова, продакт-менеджер.


Как стать продакт-менеджером

Стать продуктовым менеджером можно даже без специализированного образования и опыта, если начинать со стажировок. Многие специалисты приходят в эту сферу из смежных областей, таких как маркетинг, продажи, разработка или проектное управление. Но наличие хорошей теоретической базы или интересных проектов в портфолио значительно упрощает поиск работы.

Профессию можно освоить несколькими путями.

Университет

Многие университеты предлагают программы по управлению продуктом или бизнес-администрированию, которые могут быть полезны при работе в сфере продакт-менеджмента. Они часто включают курсы по маркетингу, управлению проектами, аналитике и стратегическому управлению.

Из плюсов можно выделить структурированность программы, обратную связь от преподавателей и ассистентов, а также возможность обучения смежным направлениям в рамках получения высшего образования.

Освоение профессии в университете не обходится и без очевидных минусов: обновление учебных программ происходит не так часто, нет индивидуального подхода к студенту и возможности выбрать персональную траекторию обучения.

Самообразование

Можно читать книги от ведущих экспертов отрасли, подписаться на релевантные блоги, слушать подкасты вроде This is Product Management или «Потом доделаю» и образовательные видео на YouTube. Этот гибкий способ позволяет самостоятельно выбирать темы и скорость, но велик шанс запутаться в тысячах разрозненных источниках информации и не добиться результата.

Онлайн-курс

В Bang Bang Education программа «Продакт-менеджер» составлена ведущими экспертами и соответствует требованиям вакансий. Обучение рассчитано на 11 месяцев, но уже через полгода вы получите достаточно знаний, чтобы приступить к поиску первой работы.

Выпускнику не придется вникать в особенности IT-сферы на работе. Как устроен курс по управлению продуктом
Интервью с командой программы «Продакт-менеджер» — о курсе и профессии
Читать далее

Курс состоит из 188 уроков, которые поделены на 9 модулей:

  1. Вход в профессию. Познакомитесь с профессией, узнаете, какими бывают цифровые продукты, из чего они состоят и как учиться эффективно.
  2. Подготовка к проектированию продукта. Научитесь управлять идеями продуктов и ожиданиями стейкхолдеров, анализировать рынок, конкурентов и поведение пользователей. По итогам модуля сделаете дизайн предпродуктового исследования.
  3. Бизнес-моделирование и базовые метрики продукта. Сможете определить новый бизнес-продукт с помощью Lean Canvas.
  4. Пользователи продукта. Научитесь анализировать и сегментировать целевую аудиторию и спроектируете карты пути пользователя (CJM).
  5. Прототипирование и MVP. Узнаете основы проектирования UI и концепцию минимального продукта. По итогам модуля спроектируете MVP продукта.
  6. Методологии разработки цифровых продуктов. Изучите методологии управления разработкой IT-продуктов и научитесь работать с Jira, Trello, Asana и др. После этого модуля сделаете бэклог разработки нового продукта.
  7. Основы маркетинга. Спроектируете маркетинговую стратегию и гипотезы для улучшения.
  8. Аналитика и юнит-экономика. Изучите Microsoft Excel для работы с базами данных и поймете, как визуализировать данные и дашборды в Power BI. Рассчитаете юнит-экономику и определите ключевые управленческие решения для развития продукта.
  9. Масштабирование продукта и управление портфелем продуктов. Будете работать с продуктовой стратегией и определять долгосрочные цели.
  10. Финальный проект. Разработаете прототип вашего цифрового продукта.

Бонусом получите курс по личной эффективности менеджера. Освоите основы эффективной коммуникации и работы с обратной связью, оцените личную производительность, поработаете над профессиональными навыками и индивидуальной программой развития.

После окончания курса подготовим вас к трудоустройству через консультации с HR, составление резюме и сопроводительных писем, а также подготовку к собеседованиям.

В результате обучения у вас будет портфолио из 27 кейсов и прототип IT-продукта.

Наш курс охватывает максимальный спектр деятельности продакт-менеджера и готовит к полноценному выходу на рынок труда. У нас много домашних заданий и модульных проектов, они помогают глубже погрузиться в тему. А еще большой и проработанный блок аналитики. Мы охватили как качественные, так и количественные исследования.

Мария Выставкина, продакт-оунер в MedTech-компании и преподавательница Bang Bang Education.

Карьера продакт-менеджера

Освоите профессию в IT без программирования на реальных задачах и кейсах компаний. Средняя зарплата продакт-менеджера в РФ — 200 000 ₽. Через 6 месяцев после начала обучения сможете претендовать на позицию младшего менеджера по продукту с зарплатой от 105 000 ₽.

Стать продакт-менеджером ⚡️

Поделиться