Содержание
- Какие задачи выполняет продакт-менеджер
- Скилы продакт-менеджера
- Отличия продакт-менеджера от проджект-менеджера
- Зарплата, востребованность и перспективы профессии
- Как стать продакт-менеджером
Продакт-менеджер, или product manager, — это человек, который отвечает за создание и развитие продукта: материального объекта, мобильного приложения, сайта или услуги. Основная задача продуктового менеджера — управление продуктом на всех этапах его жизненного цикла: от разработки идеи до выпуска на рынок и поддержки развития.
Продакт-менеджер определяет вектор развития продукта, следит за балансом между запросами рынка, возможностями разработки и потребностями бизнеса, помогает ему монетизировать продукты, ускорить рост выручки и аудитории, а людям — улучшить качество жизни с помощью полезных продуктов.
Такой специалист должен не только предсказывать, какие функции будут востребованы, но и оценивать, как изменения повлияют на пользовательский опыт и бизнес-показатели.
Продакт-менеджеры часто обладают автономией в принятии решений по развитию и улучшению продукта.
Какие задачи выполняет продакт-менеджер
Продакт-менеджер определяет видение продукта и работает на стыке бизнеса, разработки и маркетинга. У такого специалиста много различных задач, но можно выделить несколько основных направлений продакт-менеджмента: создание и развитие продукта, управление командой и процессами, поиск новых возможностей для роста выручки и аудитории.
- Разработка идей о будущем продукте, отбор жизнеспособных, сбор данных и тестирование гипотез.
- Исследование аудитории, проведение пользовательских интервью (CustDev), составление портрета пользователя.
- Определение бизнес-модели продукта, анализ бюджета и окупаемости.
- Поиск новых возможностей для роста выручки и аудитории.
- Управление командой продукта. Поддерживает и развивает продукт после выпуска, тестирует, собирает обратную связь, ищет новые идеи для развития.
Продукты, с которыми работает продакт-менеджер в сфере технологий:
- мобильные приложения
- веб-приложения
- платформы
- системные программные обеспечения
- сервисы и платформы для бизнеса
- облачные сервисы
- интернет-вещи (IoT)
Все продукты объединяет одно — у каждого есть свой жизненный цикл, который охватывает зарождение идеи, момент запуска и масштабирование. Продакт-менеджер тесно связан с каждым этапом этого цикла.
Регулярный рабочий цикл — это последовательность шагов, которые обеспечивают соответствие продукта потребностям рынка и его успешное развитие после запуска.
Исследование потребностей
Первый шаг — это глубокое понимание рынка и потребностей пользователей. Продакт-менеджер собирает данные через опросы и кастдевы (интервью с пользователями), анализирует поведение на сайте, изучает отзывы и делает конкурентный анализ. Эта информация помогает определить, чего хотят пользователи, какие проблемы им нужно решить и какие возможности пока не реализованы конкурентами.
Определение стратегии
На основе собранной информации продакт-менеджер формулирует цели продукта по методу SMART.
После этого составляется детальный план разработки продукта, включая приоритизацию функций, ресурсное планирование и график релизов.
Разработка MVP
Следующий этап — создание минимально жизнеспособного продукта (MVP), который позволяет собрать максимум обратной связи от рынка с минимальными затратами. MVP тестируется среди первичной целевой аудитории. Оценивается его приемлемость, использование и функциональность. Основываясь на полученной обратной связи, команда дорабатывает продукт.
Запуск
После доработки MVP и подготовки продукта к полноценному запуску продакт-менеджер координирует маркетинговые и продажные стратегии его внедрения на рынок. Важно не только запустить продукт, но и следить за его работой, анализировать пользовательские данные и метрики для оптимизации.
Развитие и масштабирование
Последний шаг воронки — это непрерывное улучшение продукта на основе обратной связи и анализа пользовательского поведения. Продакт-менеджер регулярно обновляет продукт, добавляет новые функции, улучшает существующие и масштабирует продукт для новых рынков и аудиторий.
Каждый этап требует от продакт-менеджера не только технических знаний, но и глубокого понимания пользователей, а также способности быстро адаптироваться к изменениям на рынке. Профессионализм в этих областях позволяет создавать продукты, которые понравятся пользователям и принесут прибыль компании.
Курс «Продакт-менеджер. Демо»
Убедитесь, что начинать нетрудно. Узнаете, над какими задачами работает продакт-менеджер, научитесь проводить качественные исследования, сделаете анализ рынка и поймете, подходит ли вам эта профессия.
Скилы продакт-менеджера
Хард-скилы продакт-менеджера
- Работа с данными. Обеспечивает полный цикл работы с данными — от сбора до анализа и формулирования выводов.
- Продуктовое планирование. Владение инструментами для управления проектами, такими как Jira, Trello или Asana, позволяет организовать рабочий процесс и контролировать выполнение задач.
- Исследование аудитории и конкурентов. Формирует ключевые потребности пользователей на основе интервью и анализа рынка.
- Аналитика. Отслеживает показатели продукта и делает прогнозы.
- Проектирование опыта пользователя. На основе собранных данных проектирует функционал и дизайн продукта.
- Управление бизнес-целями. Определяет бизнес-цели, умеет считать юнит-экономику, а также выстраивает стратегию достижения бизнес-показателей.
Софт-скилы продакт-менеджера
- Эмпатия. Понимает, что чувствует другой человек, чтобы создавать продукты, которые улучшают жизни людей.
- Управление командой. Продуктовый менеджер владеет методологиями разработки цифровых продуктов, понимает процессы и взаимодействует с коллегами-разработчиками, тестировщиками, менеджерами.
- Коммуникабельность. Умеет находить общий язык и располагать к себе не только команду, но и пользователей на интервью и тестированиях.
- Тайм-менеджмент. Умеет распределять свое время и соблюдать дедлайны.
В продакт-менеджменте важно многое уметь. Можно развиваться в том, что тебе действительно нравится, и найти место, где твоя компетенция будет самой востребованной. Чувствуешь свою силу через это.
Саша Пасынкова, преподавательница Bang Bang Education.
Освоение этих навыков поможет эффективно выполнять задачи менеджера по продукту, а значит, не только успешно управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла, но и адаптироваться к динамично меняющимся требованиям рынка и пользователя.
Отличия продакт-менеджера от проджект-менеджера
Главное отличие продакта от проджекта заключается в результате работы. Продакт-менеджеру необходимо реализовать продукт, а проджект-менеджеру — завершить проект или процесс. Методы работы также различаются.
Продакт-менеджер анализирует рынок, проверяет продажи, планирует работу с продуктовой командой и ставит новые задачи. Он должен глубоко понимать предметную область, в которой разрабатывается продукт, и управлять им на всех этапах жизненного цикла.
Продакт-менеджер анализирует рынок, проверяет продажи, планирует работу с продуктовой командой и ставит новые задачи. Он должен глубоко понимать предметную область, в которой разрабатывается продукт, и управлять им на всех этапах жизненного цикла.
Проджект-менеджер сосредоточен на управлении проектами. Его основная обязанность — убедиться, что проект выполнен в соответствии с заранее установленными сроками, бюджетом и качеством. Проджект-менеджер проверяет текущий статус проекта и выявляет любые проблемы, которые могут задержать разработку. Его работа заканчивается, когда проект завершен, будь то создание новой функции или внедрение внутренних процессов.
Вебинар «Знакомство с профессией продакт-менеджера»
Узнаете, что входит в задачи продакт-менеджера, с какими продуктами он работает и как взаимодействует с командой, бизнесом и пользователями.
Зарплата, востребованность и перспективы профессии
В 2022 году Glassdoor включил продакт-менеджера в топ-10 лучших профессий. В США профессия заняла десятое место, а в Великобритании — третье. Рейтинг учитывал зарплаты, количество вакансий и удовлетворенность работой. Пока есть потребность в продуктах, потребность в управлении продуктами будет сильно расти: более 2 500 вакансий в РФ, по данным hh.ru, и более 11 000 в США, по данным LinkedIn.
Менеджеры по продукту — одни из самых востребованных специалистов в бизнесе. Согласно исследованию ProductSence и «Яндекс Практикума» самая популярная зарплатная вилка в России — от 180 000 до 220 000 рублей.
Зарплата продакт-менеджера зависит от квалификации и стажа работы, а также от региона, в котором специалист работает.
Junior
Начинающие продакт-менеджеры в Москве могут рассчитывать на зарплату от 60 тысяч рублей в месяц. В регионах эта сумма может быть ниже. Начальный уровень часто включает стажерские позиции, где молодых специалистов обучают и подготавливают к более серьезным задачам.
Middle
Зарплата продакт-менеджера со стажем от одного до трех лет начинается от 120 тысяч рублей в месяц. Средний уровень предполагает уже наличие определенного опыта и умений в управлении продуктами, что позволяет брать на себя более широкий спектр задач и ответственности.
Senior
Зарплата старшего продакт-менеджера — от 250 тысяч до миллиона рублей в месяц в зависимости от компании и сложности проектов.
Со временем продакт-менеджеры могут вырасти до руководителей или уйти в предпринимательство и запускать собственные стартапы.
Продакт-менеджмент — это предпринимательство не то чтобы на минималках, но в более комфортной среде. У тебя уже есть инфраструктура, деньги, процессы и команды. В таких условиях можно приобрести инструменты, чтобы потом создать что-то свое.
Ида Разенкова, продакт-менеджер.
Как стать продакт-менеджером
Стать продуктовым менеджером можно даже без специализированного образования и опыта, если начинать со стажировок. Многие специалисты приходят в эту сферу из смежных областей, таких как маркетинг, продажи, разработка или проектное управление. Но наличие хорошей теоретической базы или интересных проектов в портфолио значительно упрощает поиск работы.
Профессию можно освоить несколькими путями.
Университет
Многие университеты предлагают программы по управлению продуктом или бизнес-администрированию, которые могут быть полезны при работе в сфере продакт-менеджмента. Они часто включают курсы по маркетингу, управлению проектами, аналитике и стратегическому управлению.
Из плюсов можно выделить структурированность программы, обратную связь от преподавателей и ассистентов, а также возможность обучения смежным направлениям в рамках получения высшего образования.
Освоение профессии в университете не обходится и без очевидных минусов: обновление учебных программ происходит не так часто, нет индивидуального подхода к студенту и возможности выбрать персональную траекторию обучения.
Самообразование
Можно читать книги от ведущих экспертов отрасли, подписаться на релевантные блоги, слушать подкасты вроде This is Product Management или «Потом доделаю» и образовательные видео на YouTube. Этот гибкий способ позволяет самостоятельно выбирать темы и скорость, но велик шанс запутаться в тысячах разрозненных источниках информации и не добиться результата.
Онлайн-курс
В Bang Bang Education программа «Продакт-менеджер» составлена ведущими экспертами и соответствует требованиям вакансий. Обучение рассчитано на 11 месяцев, но уже через полгода вы получите достаточно знаний, чтобы приступить к поиску первой работы.
Курс состоит из 188 уроков, которые поделены на 9 модулей:
- Вход в профессию. Познакомитесь с профессией, узнаете, какими бывают цифровые продукты, из чего они состоят и как учиться эффективно.
- Подготовка к проектированию продукта. Научитесь управлять идеями продуктов и ожиданиями стейкхолдеров, анализировать рынок, конкурентов и поведение пользователей. По итогам модуля сделаете дизайн предпродуктового исследования.
- Бизнес-моделирование и базовые метрики продукта. Сможете определить новый бизнес-продукт с помощью Lean Canvas.
- Пользователи продукта. Научитесь анализировать и сегментировать целевую аудиторию и спроектируете карты пути пользователя (CJM).
- Прототипирование и MVP. Узнаете основы проектирования UI и концепцию минимального продукта. По итогам модуля спроектируете MVP продукта.
- Методологии разработки цифровых продуктов. Изучите методологии управления разработкой IT-продуктов и научитесь работать с Jira, Trello, Asana и др. После этого модуля сделаете бэклог разработки нового продукта.
- Основы маркетинга. Спроектируете маркетинговую стратегию и гипотезы для улучшения.
- Аналитика и юнит-экономика. Изучите Microsoft Excel для работы с базами данных и поймете, как визуализировать данные и дашборды в Power BI. Рассчитаете юнит-экономику и определите ключевые управленческие решения для развития продукта.
- Масштабирование продукта и управление портфелем продуктов. Будете работать с продуктовой стратегией и определять долгосрочные цели.
- Финальный проект. Разработаете прототип вашего цифрового продукта.
Бонусом получите курс по личной эффективности менеджера. Освоите основы эффективной коммуникации и работы с обратной связью, оцените личную производительность, поработаете над профессиональными навыками и индивидуальной программой развития.
После окончания курса подготовим вас к трудоустройству через консультации с HR, составление резюме и сопроводительных писем, а также подготовку к собеседованиям.
В результате обучения у вас будет портфолио из 27 кейсов и прототип IT-продукта.
Наш курс охватывает максимальный спектр деятельности продакт-менеджера и готовит к полноценному выходу на рынок труда. У нас много домашних заданий и модульных проектов, они помогают глубже погрузиться в тему. А еще большой и проработанный блок аналитики. Мы охватили как качественные, так и количественные исследования.
Мария Выставкина, продакт-оунер в MedTech-компании и преподавательница Bang Bang Education.