Содержание

Рендеринг (от англ. rendering, то есть «визуализация») — процесс преобразования трехмерной модели или сцены из компьютерной программы в двухмерное изображение, которое увидит пользователь. Это финальный этап в 3D-графике.

Рендеринг применяется в кинематографе, видеоиграх, архитектуре и виртуальной реальности.

Раньше создание изображений требовало огромных вычислительных мощностей и много времени. Сегодня современные алгоритмы, увеличение производительности компьютеров и новые инструменты работы с изображениями  позволяют получать их  почти мгновенно.

Рендер моделей помогает архитекторам и дизайнерам интерьеров визуализировать свои проекты до того, как они будут реализованы, и меняет работу кинопроизводителей и разработчиков видеоигр при создании сцен и миров.

Основы рендеринга

Рендеринг в компьютерной графике — процесс получения изображения из модели, которая создается с помощью компьютерных программ и содержит данные о геометрии, видах поверхности, освещении и расположении камеры. Рендеринг преобразует эти данные в двухмерное изображение, которое отображает, как сцена выглядела бы из заданной точки обзора.

Модель обезьяны и результат рендеринга

Разберем ключевые понятия этого процесса.

3D-модель

Это цифровой объект, созданный в трехмерном пространстве с использованием компьютерной графики. 3D-моделирование создается с помощью вершин, ребер и граней в трехмерном координатном пространстве. Модели могут быть анимированы, текстурированы и освещены различными способами для достижения желаемого визуального эффекта.

Материалы и текстуры

Придают детализацию поверхности модели. Они определяют, как объект будет выглядеть и как на него будут влиять различные источники света: будет он глянцевым, матовым, шершавым или гладким.

Освещение

Воспроизведение поведения света в реальном мире для создания эффектов освещенности, теней и отражений на объектах и сценах. В зависимости от расположения и интенсивности источников света можно менять восприятие сцены.

Камера

Виртуальная точка обзора, определяющая, откуда будет наблюдаться сцена. Этот инструмент позволяет выбрать угол обзора, глубину резкости и другие параметры, влияющие на то, как именно будет выглядеть итоговая картинка.

Шейдинг

Или затенение. Техника определения яркости и цвета точек на поверхности модели в зависимости от освещения и материалов.

Рендер-движок

Программное обеспечение или система, которая используется для выполнения рендеринга с помощью различных техник и алгоритмов. Преобразует трехмерную сцену в финальное двухмерное изображение.

Пример рендеринга

Передовыми рендер-движками считаются Octane, Redshift и Arnold.


Научитесь создавать 3D-объекты для инди-проектов и высокобюджетных игр, освоите Blender, Substance Painter, Unreal Engine и подготовите портфолио для работы в игровых студиях в России и за рубежом.

Стать 3D-художником ✨

Виды визуализации

Рендеринг можно классифицировать по различным критериям, включая время выполнения визуализации и используемые техники. Это разделение помогает определить подход к рендерингу в зависимости от целей проекта, требований к качеству и доступных ресурсов.

Онлайн-рендеринг

Или рендеринг в реальном времени. Используется в ситуациях, когда изображение или анимация должны быть сгенерированы немедленно. Часто такой подход нужен в видеоиграх или интерактивных приложениях виртуальной реальности.

Этот вид рендеринга требует оптимизации ресурсов и алгоритмов, чтобы обеспечить высокую скорость обработки без значительной потери качества изображения. Здесь важно соблюдать баланс между детализацией и производительностью.

Офлайн-рендеринг

Или предварительный рендер. Применяется, когда время на обработку не ограничено. Этот метод часто используется в создании визуальных эффектов для кино и телевидения, где требуется высочайшее качество изображений. Предварительный рендеринг позволяет использовать сложные техники освещения и теней, взаимодействие материалов и продвинутую обработку изображений.


3D-графика: что такое трехмерные изображения и примеры 3Д
Объясняем, как создавать 3D-графику и где она применяется сегодня
Читать далее

Способы преобразования 3D-моделей

Выбор метода рендеринга зависит от целей проекта и требований к визуальному качеству. Среди наиболее распространенных подходов выделяются растеризация, трассировка лучей, рейкастинг и трассировка пути.

Растеризация

Процесс преобразования 3D-модели в 2D-изображение, при котором вершины проецируются на экран. Этот метод часто используется в реальном времени благодаря своей эффективности, хотя и имеет ограничения в воспроизведении сложного освещения и теней.

Растеризация

Рейкастинг

Простой способ визуализации, где из точки наблюдения к объектам сцены направляются лучи, определяющие цвет пикселей на экране. В отличие от более сложной трассировки лучей рейкастинг не учитывает дополнительные эффекты, такие как отражения или преломления, но позволяет достичь естественного эффекта перспективы.

Рейкастинг

Трассировка лучей

Углубляет визуализацию, позволяя лучам света интерактивно взаимодействовать с объектами сцены. Этот метод создает изображения с высоким уровнем реализма за счет точного моделирования отражений, теней и преломлений, однако требует значительных вычислительных мощностей.

Трассировка лучей

Трассировка пути

Один из самых продвинутых методов рендеринга, максимально приближенных к физическим законам распространения света. Трассировка пути обеспечивает исключительную фотореалистичность, хотя и является наиболее ресурсоемкой техникой.

Трассировка пути

Уравнение рендеринга

Сложная математическая модель, описывающая процесс взаимодействия света с объектами в сцене, включая прямое и косвенное освещение.

Уравнение рендеринг

Передовое программное обеспечение часто комбинирует эти техники для получения оптимального сочетания качества и скорости рендеринга.


Курс «Фотореалистичный рендер»

Научитесь постановке света, работе с материалами и монтажу, чтобы делать фотореалистичные визуализации и рекламные ролики продуктов.

Записаться на курс 🖌

Принципы визуализации

Что нужно знать для работы с рендерингом.

Взаимодействие света с материалами

Понимание того, как свет отражается, поглощается или преломляется при взаимодействии с различными материалами, является основой для создания изображений.

Глобальное и локальное освещение

Глобальное освещение учитывает взаимодействие света со всеми поверхностями в сцене. Локальное освещение рассматривает источники света в определенной области.

Законы оптики

Применение физических законов оптики, таких как законы отражения и преломления, улучшает визуальное восприятие сцены.

Симуляция камеры

Позволяет имитировать физические параметры настоящих камер, такие как глубина резкости и перспектива, и придает сценам и изображениям естественность.

Обработка изображений

В постпродакшене позволяет доработать и улучшить визуальное качество рендеров.


Matte-painting: что это и где применяется
Какие есть виды matte painting, как она появилась, где используется и как осуществляется
Читать далее

Программы для рендеринга

Выбор подходящего программного обеспечения является решающим фактором в процессе создания качественных визуализаций и зависит от конкретных задач визуализации. Также существуют программы для рендеринга со встроенными решениями для 3D-моделирования, которые позволяют создавать детализированные модели и выполнять рендеринг в одной и той же среде. Рассмотрим подробнее некоторые из наиболее популярных ПО и программ.

Arnold

Один из ведущих рендер-движков. Arnold от Autodesk поддерживает множество плагинов и интегрируется с основными 3D-пакетами, такими как Maya, Cinema 4D и Houdini. Его алгоритмы глобального освещения и трассировки лучей позволяют достичь высокой степени реализма.

Рендеринг в Arnold

Redshift

Высокопроизводительный 3D-рендер-движок с GPU ускорением (процессором для быстрой обработки данных).

Redshift сочетает высокую производительность с гибкой интеграцией и подробной настройкой, обеспечивает эффективную работу с тяжелыми сценами и текстурами и мгновенное отображение изменений через интерактивную область просмотра RenderView.

Octane

Позволяет работать со сложными материалами и алгоритмами устранения шума на основе искусственного интеллекта.

OctaneRender поддерживает широкий спектр плагинов для различных инструментов разработки контента и обеспечивает доступ к дополнительным ресурсам через облачные системы.

Рынок предлагает и другие программы для 3D-моделирования со встроенными рендерами, такие как Blender, Houdini и LightWave 3D, каждая из которых предназначена для определенных задач визуализации.

Autodesk Maya

Поддерживает несколько операционных систем, включая Windows, macOS и Linux, и имеет обширный набор инструментов для моделирования, анимации, симуляции и рендеринга.

Рендеринг в Autodesk Maya

Широко используется в кинематографе, телевидении и игровой индустрии благодаря своей мощности и гибкости.

3ds Max

Популярная программа для 3D-моделирования и анимации. Подходит только для Windows.

Рендеринг в 3Ds Max

Содержит инструменты для детального 3D-моделирования, включая полигональное, сплайновое и NURBS-моделирование, и высококачественные технологии, среди которых радиоситет и глобальное освещение. Интегрируется с рендер-движками, системой физического моделирования MassFX для создания динамических симуляций, поддерживает скриптовой язык MAXScript для автоматизации задач и кастомизации процессов, работает с анимацией персонажей через Character Studio.

Cinema 4D

Предлагает встроенный рендер, а также тесную интеграцию с рендером Redshift для создания высококачественных изображений и анимаций.

Рендеринг в Cinema 4D

Blender

Blender — бесплатное открытое программное обеспечение с мощными возможностями для моделирования, рендеринга, анимации и композитинга.

Houdini

Houdini от SideFX имеет продвинутые инструменты для симуляции динамических эффектов, таких как жидкости, огонь и дым.

Рендеринг в Blender

Выбор программного обеспечения зависит от специфических потребностей проекта, желаемого уровня детализации и реализма, а также от предпочтений в рабочем процессе.


Курс «Cinema 4D: 15 шагов к daily render»

Пройдете все этапы работы: от разбора интерфейса до создания проекта и финального рендера. Узнаете, как создавать кинетическую типографику и объемных персонажей.

Освоить навык ⚡️

Сферы применения

3D-дизайн

В 3D-дизайне рендеринг используется для создания изображений трехмерных объектов и сцен.

Рендеринг в дизайне интерьеров

Применяется в продуктовом дизайне, архитектурной визуализации, дизайне интерьеров и многом другом.

Видеоигры

В работе над играми рендеринг необходим для создания как игровых ассетов, так и динамических сцен в реальном времени. Он обеспечивает визуализацию сложных трехмерных миров, персонажей и эффектов.

Рендеринг на примере видеоигры

Современные игры часто требуют продвинутых техник для достижения фотореалистичности или погружения игрока в фантастическую среду.

Монтаж видео

Рендерить видео можно для обработки и объединения различных аудиовизуальных элементов в единую законченную продукцию. Позволяет добавлять спецэффекты, переходы, титры и другие графические элементы к видео и преобразует все компоненты в один непрерывный видеофайл, который может быть воспроизведен на различных устройствах и платформах.

Пример монтажа видео

Рендеринг также важен для обеспечения правильного формата и качества видео.

Дополнительные области применения

Широко применяется и в медицине для создания детализированных трехмерных изображений внутренних органов и структур тела на основе данных МРТ и КТ, что важно для диагностики и планирования лечения.

Визуализация данных в биологии

Моушн-дизайн: что это, примеры motion design, профессия моушн-дизайнера
Подробно рассказываем, что такое моушн-дизайн и чем занимается моушн-дизайнер
Читать далее

Технические аспекты

Скорость и оптимизация процесса

Одним из основных факторов, определяющих эффективность рабочего процесса в 3D-визуализации и анимации, является скорость рендеринга. Она напрямую влияет на продолжительность проекта и может значительно увеличить затраты на производство при недостаточной оптимизации. Оптимизация процесса включает в себя несколько стратегий.

Упрощение сцен. Удаление невидимых объектов, оптимизация полигонов и текстур могут существенно снизить время, необходимое для процесса визуализации.

Использование прокси и LOD (Level of Detail). Применение прокси-объектов и моделей с разными уровнями детализации для удаленных или мелких объектов помогает уменьшить нагрузку на рендер без значительной потери качества.

Эффективное освещение. Оптимизация количества источников света и использование бейкеров освещения (инструментов, используемые для «выпекания» текстур, освещения и теней, которые затем применяются к менее детализированным моделям) могут ускорить расчеты освещения.

Разделение рендера. Разделение сложных сцен на несколько слоев или пассов, которые могут быть срендерены отдельно и объединены на постпродакшене, улучшает контроль над конечным изображением и может сократить общее время рендеринга.

Выбор подходящего рендера. Использование одного рендера, оптимизированного под конкретные задачи проекта.

Рендер-ферма и рендер-станция

Рендер-ферма — сеть компьютеров, объединенных для выполнения задач рендеринга. Используется для распределенного рендеринга больших или особенно сложных проектов, требующих значительных вычислительных мощностей, и позволяет сократить время, поскольку задача разбивается на множество мелких частей, которые обрабатываются параллельно.

Рендер-станция — отдельный мощный компьютер, который может быть настроен под конкретные требования пользователя для максимально эффективной обработки визуализаций.

Использование рендер-ферм и рендер-станций значительно ускоряет процесс рендеринга. Выбор между использованием рендер-фермы и рендер-станции зависит от масштаба проекта, доступного бюджета и временных рамок.

Фотореалистичность

Пример фотореалистичности в рендеринге

Создание изображений и анимаций, которые, благодаря рендерингу, трудно отличить от настоящих фотографий или видео. Достижение фотореалистичности требует внимания ко множеству деталей в процессе визуализации, включая освещение, материалы, текстуры и постобработку.

Рассмотрим ключевые аспекты, на которые следует обратить внимание при работе над фотореалистичными проектами.

Тщательное моделирование. Важно уделить внимание мелким деталям и пропорциям, чтобы объекты выглядели убедительно.

Реалистичные материалы и текстуры. Выбор и создание материалов с правильными свойствами отражения, преломления и рассеяния света критически важен. Использование высококачественных текстур с детализацией до уровня пор и царапин помогает добавить объектам ощущение реализма.

Продвинутое освещение. Использование HDRI (High Dynamic Range Imaging) для окружающего освещения и точное имитирование источников света в реальном мире.

Глубина резкости и перспектива. Помогают получить ощущение пространства и масштаба, приближая изображение к тому, как его воспринимал бы человеческий глаз.

Постобработка. Не всегда финальное изображение рендера готово к использованию и публикации. Часто требуется дополнительная обработка в графических программах для коррекции цвета, контрастности, насыщенности и добавление эффектов.


Вебинар «Как попасть в геймдев: профессия 3D-художник»

Узнаете, какие специализации есть у художников в гейм-индустрии, как устроена эта сфера, что такое пропсы и почему именно с них легче всего начать. Не пропустите, если хотите попасть в геймдев или понять, как создаются видеоигры!

Смотреть бесплатно!

Как научиться рендерить

Рендерингу можно обучиться на курсах.

На нашей годовой программе «3D-художник» вы приобретете навыки 3D-моделирования разнообразных объектов, текстурирования, создания развертки моделей для оптимизации геометрии, настройки света для создания желаемых эффектов в сценах и опыт в различных методах рендеринга и интеграции моделей в игровой движок Unreal Engine. Будете учиться на реальных задачах и кейсах компаний под руководством ведущих дизайнеров и основателей студий и добавите в портфолио качественные кейсы. За 10 месяцев вы освоите профессию и сможете брать самостоятельные проекты.

А на курсе «Моушн-дизайнер» научитесь с нуля создавать моушн-графику для брендов, рекламы, ТВ и IT-продуктов. Освоите инструменты для работы с 2D и 3D: After Effects, Cinema 4D, ZBrush и Redshift. Соберете портфолио из 7 работ, из которых 4 проекта — по брифам от реальных заказчиков. Узнаете об особенностях профессии от ведущих экспертов и получите персональный фидбэк от опытных наставников.

Профессия «3D-художник»

Научитесь создавать объекты для любимых игр, освоите только те инструменты и навыки, которые нужны в работе, и подготовите сильное портфолио 3D-художника. Вас будут сопровождать эксперты из геймдева. За 10 месяцев вы освоите профессию и сможете брать самостоятельные проекты, а спустя время выйти на доход от 170 000 ₽.

Стать 3D-художником ✨
Поделиться