Иллюстрация — очень гибкое и чувствительное к духу времени направление. На нее влияют самые разные факторы — в том числе политическая, экономическая и социальная повестка.

«Главная тенденция для всей медиасферы сейчас — иметь ценности, а не быть безликой серой корпорацией, которая озабочена только деньгами. Для иллюстратора тоже важно иметь гражданскую позицию, не бояться ее озвучивать и отстаивать. В западной индустрии запрос на индивидуальность существует давно, а в России он все еще формируется. Но все чаще клиенты запрашивают иллюстрации, где есть расовое разнообразие и уникальные, с точки зрения внешности, люди», — говорит Юлия Синицына, руководительница агентства Bang! Bang! и преподаватель.

Иллюстрация чутко улавливает общественную повестку, этические тренды и новую мораль.

«Сексуализация изображения может быть уместной, только если ты говоришь про собственный опыт или про человека, с которым договорился. Но если ты говоришь за других — это не окей. Так называемый male gaze, мужской взгляд, превращает, например, изображение женщины в хороший суповой набор», — говорит Мина Милк, научная иллюстраторка и преподавательница.

По нашей просьбе Юля, руководительница Bang! Bang!, выбрала самые популярные и востребованные стили в иллюстрации сегодня.

● 3D

Персонажи, леттеринг, инфографика — спрос очень большой, и тем не менее на рынке все еще мало профессиональных 3D-шников, которые могут делать сложные задачи.

В школе 3D-леттерингу учат на интенсивах «Основы трехмерного моделирования» и «Про буквы».

Научиться создавать 3D-персонажа можно на курсе «Основы Blender» Алены Кузьминых.

Глубокому изучению 3D и компьютерной графики посвящена отдельная большая программа.

● Лотти-анимация/анимация

Аниматоры никогда не сидят без работы. Они нужны всегда и везде — для аниматиков, полноценных рекламных роликов, творческих проектов. Отдельно можно отметить рост запросов на лотти-анимацию — новый легкий и удобный формат цифровой анимации, созданный разработчиками из Airbnb.

Анимировать иллюстрацию для рекламы, интерфейсов или видео учит Константин Новиков на курсе «Моушн-дизайн: от простого к сложному» и «Моушн-дизайн: продвинутый курс по анимации».

● Ручная иллюстрация

Все более востребованным становится уникальное авторское видение. Особенно клиентам интересны работы, сделанные вручную, — например, бумажная иллюстрация или акварель. Картинки оцифрованы, но изначально нарисованы на бумаге. Если в векторной иллюстрации можно очень легко поменять какие-то детали, то в данном случае вносить правки — значит переделывать полностью. Зато выглядит такая работа уникально.

Одной из самых приятных техник ручной иллюстрации — скетчингу — учит художник Глеб Солнцев на курсе «Кристаллизация момента». А понять, что интересно вам, и сформировать уникальный стиль помогает художница с очень узнаваемым почерком Дада Кирей на курсе «Иллюстрация: ищем стиль».

● Векторная иллюстрация

Вектор встречается повсеместно, так как его несложно делать и удобно использовать для разных целей — логотипов и айдентики.

● Фотореализм

Фотореализм прямолинейно доносит идею до аудитории и всегда находится в топе самых востребованных стилей у клиентов. Этот стиль часто сравнивают с фотографией из-за его предельной детальности. Но есть важное отличие — фотореализм может создать то, чего нет на самом деле.

Освоить вектор, фотореализм, анимацию и другие направления — получить профессию иллюстратора и собрать портфолио можно на нашей специализированной программе, разработанной вместе с профессионалами индустрии.

В России принято недооценивать себя и оглядываться на западных коллег. Особенно несправедлив этот «комплекс самозванца» в том, что касается дизайна цифровых продуктов. В банковской сфере и сервисах российский дизайн отличается исключительно высоким качеством. Вот что говорит об этом Алина Ермакова, UX Research Lead SberDevices, преподаватель курса «UX-исследования» и программы «UX/UI: дизайн цифровых продуктов»:

«Я объездила все главные конференции в Штатах и Европе и могу сказать, что наша страна — одна из лидеров по UX, дизайну и IT. Нам всем давно пора на этих конференциях самим выступать, потому что уровень того, что там говорят со сцены, — ну мы такое в 2015 году проходили».

UX/UI — сейчас, пожалуй, самое популярное и высокооплачиваемое направление в дизайне. Тем не менее классных специалистов не хватает, и на них большой спрос.

«Каких знаний и навыков не хватает продуктовым дизайнерам на российском рынке?» — этот вопрос мы задали руководителям дизайн-департаментов разных цифровых продуктов, когда начинали разрабатывать годовую программу по UX/UI-дизайну. Вот что они ответили: ⠀ ● Алина Ермакова, UX Research Lead SberDevices, преподаватель:

«Не хватает продуктового вижена — привычки смотреть на продукт целиком, а не только на визуальную часть. Еще аналитических скиллов — умения принять задачу, самому изучить данные, ограничения, бизнес-планы и решить, что берем в минимально жизнеспособный продукт. Ребята, которые так умеют, у нас ценятся». ⠀ ● Лиза Орешкина, дизайнер и соосновательница The Breakfast — приложения для знакомства за завтраком:

«Обычно дизайнеры упускают из вида нереалистичность “правильного” проектирования в условиях реального запуска и даже перезапуска. Важно умение проектировать “на вырост” — не тратить лишние ресурсы, а закладывать плавное, поэтапное эволюционирование системы». ⠀ ● Костя Горский, дизайн-менеджер в Intercom:

«Одно из проблемных мест — навыки коммуникации. Не хватает умений работать в команде, давать и получать фидбэк, адекватно реагировать на критику». ⠀ ● Алексей Чупин, дизайн-директор МТС, преподаватель Bang Bang Education:

«На мой взгляд, дизайнерам катастрофически не хватает основ маркетинга и коммуникаций. Они не понимают, что интерфейс продукта — это диалог с пользователем, а дизайн — это бизнес-инструмент. Не задумываются, что их работа напрямую влияет на заработок компании. Совершенно не понимают, как устроена юнит-экономика». ⠀ ● Стас Аки, продакт-дизайнер и арт-директор Readymag, преподаватель:

«У пользователя есть десять секунд, чтобы оценить то, над чем вы работали пять месяцев. Так что нужно предвидеть, наблюдать, ценить простоту. Дизайнер — это модератор между обществом и технологией, он помогает людям извлекать из технологии пользу. Ему необходимы критическое мышление, умение слушать и направлять бизнес и маркетинг». ⠀ Создавать интерфейсы, которые решают проблемы пользователей и задачи бизнеса, научиться влиять на успех продукта с помощью инструментов дизайна и пополнить портфолио сильными кейсами можно на программе «UX/UI: дизайн цифровых продуктов».

Моушн и компьютерная графика — самые эффектные области дизайна, а потому и очень востребованные. Моушн-дизайнеры нужны везде — в кино, на телевидении, в рекламе, маркетинге, айдентике и так далее.

Креативный директор школы и куратор программы «Моушн-дизайн и СG» Дима Родионов прочитал лекцию, в которой проследил, какой путь прошел моушн-дизайн в своем развитии и как развивается дальше. Дима считает, что с момента появления и до сегодняшнего дня технологии и тренды в компьютерной графике стремились к фотореализму. Но сегодня эта цель достигнута:

«Рисованные кадры практически неотличимы от реальных съемок. На этом поле больше нечего сказать. Вопрос в том, что будет дальше».

Дима проводит параллель в развитии моушн-дизайна и искусства, ведь художники раньше дизайнеров прошли через этап фотореализма. Он предлагает посмотреть, в каких направлениях пошли художники после реализма, и отслеживает эти же тенденции в дизайнерских трендах.

«Опыт художников подсказывает, что после реализма возможно несколько вариантов. Первый — сюрреализм. Многие 3D-художники сегодня двигаются в этом направлении — перерабатывают фотореализм во всякие странные штуки. Второй вариант развития моушена после фотореализма — абстракция. То есть отход от фотореализма и сложных рендеров. Третий путь — совмещение первого и второго — 3D и плоскостной графики».

В моушн-дизайне очень много разных областей знаний и нюансов. Софт, дизайн, типографика, монтаж — можно пробовать совершенно разные направления, быть универсальным художником и уметь делать все по чуть-чуть либо углубиться во что-то одно.

О том, что сегодня представляет собой моушн и в каких сферах он востребован, как себя прокачивать и чему учиться, — рассказали на вебинаре практикующие специалисты в сфере моушн-дизайна и преподаватели программы «Моушн-дизайн и СG»: Дима Родионов, Clan, Дима Корниенко, Koshta, Андрей Жандаров. Вебинар доступен в записи.

Научиться создавать анимированные плакаты, фотореалистичные рендеры, моушн-ролики и музыкальные арт-видео, а также собрать отличный шоурил можно на онлайн-программе по моушн-дизайну и CG.

В современном искусстве России наконец-то начался активный процесс децентрализации — искусство рассредотачивается по стране и перемещается из столиц в регионы. Все больше художников работают в родных городах и вовсе не планируют переезжать в Москву. Происходит подъем региональных институций. Вот что пишет об этом художник и преподаватель программы по современному искусству Дмитрий Филиппов:

«Этот год запомнился запуском некоторых региональных инициатив: ЦСИ “Сияние” в Апатитах (учредитель — телеведущий Андрей Малахов); ЦК19 с проектом “48 часов Новосибирск”; резиденция фонда “Голубицкое” на Таманском полуострове (учредитель — Александр Мечетин, владелец “Белуга Групп”); проведение Первой Коми биеннале (инициатор — Пьер Броше); в Якутии готовится к запуску проект резиденций AyarKut (учредитель — Арсен Томский, основатель inDriver). Продолжает свою работу резиденция в Выксе. Интересный тренд сращивания бизнеса, региональной власти и работников в сфере культуры. Пока наблюдаем».

Этот тренд повысил ценность профессии куратора — особенно куратора, способного создавать вокруг себя сообщества и независимые самоорганизации в своих городах.

«Куратор — это и антрепренер, и продюсер, и заботник, и сосед. Наша миссия — помочь искусству состояться таким, каким оно должно быть, создать единственно верные для него условия», — считает красноярский куратор и преподаватель Оксана Будулак.

Мы убеждены, что у профессии куратора большой потенциал и огромное значение для развития современного искусства в России. Поэтому вслед за программой «Современное искусство» мы открыли «Практики кураторства» — программу, на которой своим опытом делятся шесть кураторов из разных городов России. Послушать, что они рассказывают о своей профессии, можно на бесплатном вебинаре.

Российские режиссеры жалуются на нехватку финансирования, свободы, площадок — и тем не менее в России появляется все больше сильного [независимого кино](https://point.bangbangeducation.ru/columns/russian_cinema) со своим узнаваемым голосом и соответствующим признанием на международных фестивалях.

Появляются новые форматы визуального сторителлинга. Кинематографисты отказываются от попытки анализировать и расставлять границы — жанры дополняют друг друга и перетекают один в другой. При этом такое размытие органично воспринимается зрителем.

«Две главные черты нашего времени — мультикультурность и мультидисциплинарность, и это отражается в кино», — говорит режиссер и куратор «Мастерской кино» Энжи Таратута.

Как новые технологии трансформируют кино и определяют форму и характер высказывания? Где созревают авангардные практики и какие эксперименты сейчас актуальны? На эти и другие вопросы ответили известные режиссеры, продюсеры, актеры и кинокритики на фестивале «До и после титров». Все разговоры доступны в записи.

Сегодня каждый из нас создает видеоконтент — мы снимаем сторис, рилсы, тиктоки. Все больше и больше людей не довольствуются позицией зрителя, а двигаются в сторону создания видеопроектов. Чтобы снимать кино, теперь достаточно иметь смартфон и свое уникальное видение.

Экспериментам с жанрами и форматами видео посвящена наша «Мастерская современного кино» и курсы «Как снять микродокументальный фильм», «Монтаж видеопроектов и фотоконтента».

Поделиться