Как начинающему дизайнеру готовиться к собеседованию

О том, как впечатлить работодателя на интервью и увеличить свои шансы на успех, рассказала Даша Егорова, арт-директор B2B в МТС и преподавательница на годовой программе UX/UI: дизайн цифровых продуктов.

Даша не только читает лекции, но и проводит со студентами пробные собеседования. Узнали, что помогло одному из студентов получить приглашение на собеседование, а потом и оффер в МТС.

На что ты обращаешь внимание до и во время интервью?

До интервью я смотрю в первую очередь на работы. Ничто не продает дизайнера лучше, чем портфолио. Поэтому всегда нужно находить время для оформления проектов. Самое главное, аккуратно их вести и красиво реализовывать.

Во вторую очередь смотрю, насколько человек любит свою работу, читает ли книги, посещает ли мероприятия, подмечает ли интересные решения в приложениях и сервисах. Насколько ему в целом интересен дизайн помимо того, что это инструмент для заработка денег.

Еще важно, насколько человек правильно излагает мысли, насколько структурировано он себя ведет. Для дизайнера это важный навык, чтобы человек ясно говорил, понятно объяснял ход своих мыслей, мог построить рассказ о себе. Вместе с портфолио это базовый минимум для хорошего специалиста.

Я обращаю внимание на то, сколько человек успел сделать, насколько он проактивный. Часто бывает, что дизайнер давно в индустрии и решает поменять направление, но он абсолютно безынициативен. То есть никак не пытается влиять на процессы — как бревно плывет по течению и ничего в жизни менять не хочет. С такими людьми тяжело работать, потому что все мы хотим делать классные штуки.

Поэтому всегда отдаю предпочтение ребятам, которые пытаются что-то менять в своей жизни, как-то влиять на нее и готовы для этого прикладывать усилия. Когда человек в рассказе об опыте говорит о попытках что-то настроить, изменить — это всегда подкупает, потому что ты понимаешь, что ему не все равно, как он живет и зачем.

Какие ошибки часто допускают начинающие дизайнеры при поиске работы?

Несфокусированный поиск работы. Когда соискатели не задумываются, чего они хотят. У них в портфолио может быть миллион работ: от графического дизайна до каких-нибудь рендеров интерьеров — и это очень плохо, так делать не нужно.

Неаккуратные работы. Иногда кажется, что человек не смотрит на те сервисы, которые его окружают, и выдает уровень дизайна ощутимо ниже.

Если тяжело достигать хорошего уровня, нужно попробовать скопировать, понять принципы этого построения, потому что вы находитесь не в вакууме и создаете вещи для мира, с которым соприкасаетесь каждый день.

Иногда начинающие дизайнеры создают впечатление какой-то тленности и безысходности: вроде хотят на работу, но все желание и стремление заключается в том, что они могут написывать в разных социальных сетях и при этом никак не вкладываться в свое портфолио.

Как правильно готовиться к интервью?

Первое простое правило: посмотрите информацию о месте, в которое вы идете. Если это не какая-то известная компания и вы с ней до этого не соприкасались, посмотрите, что они делают, какие проекты реализовывают, что это за продукт, кто его целевая аудитория, какие конкуренты. То есть погрузите себя немного в контекст.

Это поможет сформулировать свои вопросы. Если совсем туго, ничего выжимать из себя не нужно. Но задавать вопросы на собеседовании — это хорошая практика.

Постройте рассказ о себе так, чтобы это было интересно вашему работодателю. Если вы идете собеседоваться, например, в сервис, который разрабатывает сложные личные кабинеты, и вы заранее об этом знаете, то расскажите о своем опыте, который помог бы зацепить. Может быть, вы делали какой-то сложный личный кабинет, работали с графиками, статистикой, данными, решали какие-то сложные логические задачи. Все кейсы, которые будут релевантными для этой истории, нужно поднять и рассказать.

И так нужно поступать в каждой компании, в которую вы приходите на собеседование. Чуть-чуть корректировать свой рассказ в зависимости от того, с кем вы имеете дело. Это элемент продажи себя как специалиста, и вы должны заинтересовать историей о себе.

Если до этого вы никогда не участвовали в собеседовании в качестве дизайнера, попробуйте записать небольшое аудиосообщение с самопрезентацией и постарайтесь уложиться в 10 минут. Это хорошая практика, которая поможет снизить уровень стресса при рассказе о себе и в принципе понять, что стоит подкорректировать или дорассказать.

Ты пригласила Илью на реальное собеседование в МТС после пробного интервью на годовой программе. Что помогло Илье тебя впечатлить?

У Ильи было несколько проектов, и одна работа меня зацепила — это был кейс с библиотекой, он даже получил за него две ленточки на Behance. Проект был очень красиво оформлен, прямо с любовью. Не всякий сильный дизайнер так оформляет свои работы.

И когда мы созвонились с Ильей, я спросила его о том, как появился этот кейс. Он сказал, что его настолько вдохновило посещение этого места, что он пришел домой и решил реализовать этот проект. Рассказал, как он сам по урокам на YouTube нашел дизайн-ходы, оценил визуальную эстетику, дотянул до нужного уровня, в котором и представлен проект.

Меня, конечно, зацепило, что он настолько инициативен и осознан на том уровне, чтобы выдавать дизайн такого хорошего качества. Плюс у него есть искра любви к дизайну, что он так отрефлексировал свое впечатление через дизайн-проект. Это очень круто.

Мы пообщались о том, что его интересует в жизни, какие у него цели, планы и проекты. Он тогда работал на каком-то дополнительном проекте, что тоже большой плюс. Значит, он не просто сидит и учится, а совершает какие-то реальные действия.

Команда, в которую я его порекомендовала для собеседования, искала человека определенного вайба.

Мне в тот момент показалось, что Илья идеально подойдет — it’s a match. Мы даже пробное собеседование не довели до конца. Я сказала: «Слушай, мне кажется, тебе надо просто пойти и пособеседоваться с командой».

Я не ошиблась в своем ощущении, и команде он тоже очень понравился. Такая у нас success story сложилась с Ильей, и теперь он работает в нашем проекте Workzen в компании МТС.

→ Читайте историю Ильи в интервью «Мне 20 лет, и всю сознательную жизнь я занимаюсь дизайном». Внутри — о том, почему он решил пойти на годовую программу, как готовился к пробному интервью и как получил оффер в МТС.

Материал подготовила Алина Тимашова, редакторка телеграм-канала BBE: UX/UI и продуктовый дизайн.

Образовательные программы

UX/UI-дизайнер
Онлайн-программа, разработанная руководителями дизайн-команд
UI-анимация
Прорабатываем взаимодействие с пользователем и эмоциональный аспект интерфейса
Head of Product Design: продуктовый подход к управлению
От новичка до продуктового дизайнера в большой компании: научитесь создавать решения для многомиллионной аудитории
Дизайн мобильных приложений
Разработаете дизайн продукта для iOS или Android, следуя логике пользователя
UX-исследования
Учимся смотреть на продукт глазами пользователей и учитывать их потребности
Паттерны дизайн-менеджмента
Трансформируем дизайн-культуру компании, чтобы повысить качество продукта